Научно-практическая конференция школьников и педагогов “




Скачать 416.09 Kb.
НазваниеНаучно-практическая конференция школьников и педагогов “
страница1/6
Дата публикации15.02.2014
Размер416.09 Kb.
ТипРеферат
lit-yaz.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5   6


Научно-практическая конференция школьников и педагогов

Первые шаги в науку”


Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы.

Предметная область: педагогика

Ф.И.О. автора работы: Дорогова Елена Яковлевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2

Методическое сопровождение: Токаева Наталья Викторовна,

методист МБОУ ГИМЦ г. Брянска

Брянск 2013

Содержание.

Введение……………………………………………………………….. 2

Основная часть………………………………………………………….3

1. История вопроса………………………….. ……………………...……3-4

2. Определение понятия “компетенция”..……………………………... 4

3. Понятие “ключевые компетенции”. Классификация

А.В. Хуторского. …………….…………..………………………………5

4.Формирование ключевых компетенций на уроках русского

языка и литературы…………………………………………………...6-9

4.1. Краткая характеристика ключевых компетенций ……………....6

4.2. Диагностика сформированности ключевых компетенций………..7

4.3. Методы и приёмы, используемые для формирования

ключевых компетенций. ………………………………………..………..8

5.Заключение…………………………………………………………….10

6.Список литературы………………………….………………………….11

7.Приложения…………………………………………………………..12-27

Приложение №1………………………………………………………...12

Приложение №2………………………………………………………...13

Приложение №3………………………………………………………...15

Приложение №4………………………………………………………...22

Введение.

Одним из важнейших приоритетов современной государственной политики в сфере образования является переориентация деятельности образовательных учреждений на применение инновационных образовательных технологий, создающих основу для получения качественно новых образовательных результатов. Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно - фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных ученых (В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов), смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций. Недостаточная разработка, но вместе с тем, актуальность вопросов методики формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы определяют выбор темы исследования “Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы”.

Объектом исследования являются ключевые компетенции, формирующиеся на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования – методы и приёмы, позволяющие формировать ключевые компетенции на уроках русского языка и литературы.
Цель исследования - выявить, какие методы и приёмы способствуют развитию сформированности ключевых компетенций; разработать методические рекомендации для учителя русского языка и литературы по развитию ключевых кометенций.

Анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме дали основание выдвинуть следующую гипотезу: возможно, формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы у учащихся будет эффективным, если: 

- уровень предполагаемой сформированности ключевых компетенций

будет соответствовать возрастным особенностям учащихся; 
- учитель должен формировать не только одну компетенцию, но и стараться способствовать формированию нескольких ключевых компетенций;

- учитель должен стараться достичь того уровня, когда учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать, систематизировать и обобщить подходы к пониманию ключевых компетенций в отечественных и зарубежных исследованиях.

2. Охарактеризовать и систематизировать теоретические положения об особенностях деятельности учителя русского языка и литературы по формированию ключевых компетенций.

3. Расширить педагогическое представление о возможностях формирования ключевых компетенций, теоретически осмыслить новые экспериментальные данные о состоянии и динамике развития ключевых компетенций. 

4. Описать систему критериев сформированности ключевых компетенций у учащихся.  

5. Предложить методические рекомендации по формированию ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МБОУ СОШ № 2 им. Д.Е. Кравцова г. Брянска
^ Основная часть.

1. История вопроса.

В Стратегии модернизации образования РФ отмечено, что “основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах”.[3] В то же время компетентностный подход не является чем-то чуждым для истории отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. Ориентированное на компетенции образование формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Анализ работ по проблеме компетенции компетентности (Н.Хомский, Р.Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л. И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволяет условно выделить три этапа становления СВЕ-подхода в образовании. [7] Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Второй этап – 1970–1990 гг. – использование категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку, профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, начиная с 1990 г., характеризуется появлением работ А.К. Марковой , где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.

^ 2. Определение понятия “компетенция”.

Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере. [2] Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей ("ученик", "абитуриент", "студент", "субъект общения", "гражданин", "потребитель", "работник-специалист" и др.). Актуальность данного вопроса несомненна. Следует различать понятия "компетенция" и "компетентность". Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В словаре В. М. Полонского дается следующее определение: "Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы". [4]
^ 3. Понятие “ключевые компетенции”. Классификация А.В. Хуторского.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

- ключевые или межпредметные компетенции (самые общие понятия);

- общепредметные (касающиеся нескольких предметов);

- предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.

Доктор педагогических наук, академик, Хуторской А.В. даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.[5] Ключевые компетенции - это компетенции широкого спектра использования, универсальные компетенции. А. В. Хуторской предлагает следующую классификацию ключевых компетенций: 1)ценностно-смысловая компетенция, 2) общекультурная компетенция, 3) учебно-познавательная компетенция, 4) информационная компетенция, 5)коммуникативная компетенция, 6) социально-трудовая компетенция, 7)компетенция личностного самосовершенствования. [6]

В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

^ 4. Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы.

4.1. Краткая характеристика ключевых компетенций.

Ценностно – смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, как он сможет ориентироваться в окружающем мире, в какой степени осознаёт своё назначение и роль, умеет ли выбирать целевые и смысловые установки его. От этого зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Содержанием общекультурной компетенции является осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения. Составляется круг вопросов, в которых должен быть ученик должен быть хорошо осведомлён.

Учебно-познавательную компетенцию определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

^ Информационная компетенция – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями, поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

^ Коммуникативная компетенция является одной ведущих на уроках русского языка и литературы, она включает знание необходимых языков способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

^ Социально - трудовая компетенция - это владение знаниями и опытом в областях гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой сферы, семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

^ Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.

^ 4.2. Диагностика сформированности ключевых компетенций.

Начальным этапом данного исследования является выявление образовательных потребностей учащихся (стремление личности к приобретению ЗУН, усвоению основных методов познания). Именно в процессе развития и удовлетворения образовательных потребностей у школьника формируются ценностные ориентации - один из основных компонентов компетенций. Одним из методов выявления образовательных потребностей учащихся является наблюдение. При проведении наблюдений можно руководствоваться программой, разработанной О.С. Гребенюком [1], в которой отмечаются такие показатели как стремление к выполнению необязательных заданий, отношение учеников к окончанию работы. Наблюдение как метод исследования мотивации учения необходимо использовать не только на уроке, но и во внеклассной работе.

Следующим эффективным методом выявления образовательных потребностей учащихся является анкетирование. Бесспорное достоинство данного метода – быстрое получение массового материала, доступного для точных математико-статистических способов обработки и анализа.

Предварительная диагностика сформированности ключевых компетенций школьников в 2012-2013 году, которая осуществлялась с помощью специальных листов, заполняемых в конце каждого полугодия. Каждый учащийся оценивается учителем по определённой таблице (от 0 баллов до 2: 0 – компетенция не сформирована,1- компетенция частично сформирована,2 – компетенция сформирована полностью). [8] Поскольку вычисляется средний балл для каждого вида компетенций, картина получается достаточно объективной. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме и разумном сочетании традиционных и современных  методов и приёмов работы.

^ 4.3. Методы и приёмы, используемые для формирования ключевых компетенций.

Содержание и конструирование ценностно-смысловых компетенций при обучении русскому языку и литературе отражается в методических приемах. При смысловом чтении текста обучающимся может быть предложен поиск ценностных ориентиров. Задания на понимание смысла текста и развитие умения прогнозировать развитие его сюжета могут также стать отражением ценностных ориентиров самих обучающихся. Способность к диалогу раскрывается через умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста, а способность видеть окружающий мир может проявиться при сочинении собственного текста на основе заданного или выработанного с педагогом плана. При этом развивается его способность видеть и понимать окружающий мир. Помочь ориентироваться в окружающем мире может проектная работа по русскому языку и литературе.

Одним из методов формирования на уроках литературы общекультурной компетенции является применение на уроках литературы и русского языка культурологического комментария текста. Успешно он проводится на уроке при анализе как лирических, так и прозаических произведений.

Изучая русский язык и литературу, учащимся предлагаются учебно-познавательные задания в необычной форме, создаются различные игровые ситуации. Создание проблемной ситуации в 10, 11 классах - одна из форм работы по формированию учебно - познавательной компетенции. Развивать мышление, обучать формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.

Формирование информационной компетенции - это требование времени, которому необходимо следовать. На разных этапах уроков русского языка и литературы могут использоваться красочные презентации, которые подготовлены учащимися или учителем. Можно использовать различные электронные пособия. При помощи компьютера, проектора можно проводить различные формы работы на уроках, использовать множество методов.

Коммуникативная компетенция способствует формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. Умение продуцировать и интерпретировать тексты в зависимости от ситуации делового общения формируется у учащихся старшей ступени обучения путём выполнения следующего задания.

Можно выделить основные направления в формировании социально- трудовой компетенции: 1)осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; 2)анализ достоинств и недостатков собственного продукта и его аналогов (пр.: при проектной деятельности - анализ); 3)владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (пр.: проект, исследование должны проводится с соблюдением информационной чистоты и безопасности продукта деятельности, корректности в высказываниях, соблюдением правил, принятых в обществе) [8].

Компетенция личностного самосовершенствования может формироваться путём разрешения проблемных вопросов с вариантами выбора, написание сочинений- рассуждений по набору вопросов или по одному вопросу.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-практическая конференция школьников и педагогов “ iconШкольная межпредметная научно-практическая конференция школьников...
Конференция) проводится мбоу сош №2 г. Лобня (далее Организатор) ежегодно и призвана активизировать работу по пропаганде научных...

Научно-практическая конференция школьников и педагогов “ icon5. Руководство конференцией
Районная научно-практическая конференция (Далее Конференция) представляет собой выявление способностей в интеллектуальном и творческом...

Научно-практическая конференция школьников и педагогов “ iconРаботы/ секция
Межпредметная научно-практическая конференция школьников призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной...

Научно-практическая конференция школьников и педагогов “ icon«Державин в Казани»
Республиканская научно практическая конференция школьников имени Л. Н. Толстого

Научно-практическая конференция школьников и педагогов “ iconXivмуниципальная научно-практическая конференция «Научно-практическая...
Поэтому актуальность проблемы может быть определена необходимостью создания такого словаря. Словари 21 века дают полноту информации....

Научно-практическая конференция школьников и педагогов “ iconВсероссийская научно-практическая конференция с международным участием
Некоммерческая организация Красноярская региональная общественная организация педагогов по созданию

Научно-практическая конференция школьников и педагогов “ icon3 Ежегодная общешкольная научно-практическая конференция Вахитова Г. А
Районный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2009-2010 учебного года

Научно-практическая конференция школьников и педагогов “ iconЗональная научно-практическая конференция школьников «Эврика»
Россия родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)

Научно-практическая конференция школьников и педагогов “ iconXix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №5», первая квалификационная категория, г. Усть-Илимск

Научно-практическая конференция школьников и педагогов “ iconМеждународная научно-практическая конференция «Родная словесность...
Октября – 8 ноября 2013 года на базе педагогического факультета фгбоу впо «Тверской государственный университет» состоялась международная...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница