Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»




Скачать 118.76 Kb.
НазваниеКонспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»
Дата публикации20.02.2014
Размер118.76 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Конспект видеоурока по литературе в 5 классе.

«Русская природа в поэзии, музыке и живописи».
Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи.
Задачи:

а) образовательные:

- систематизировать умения учащихся анализировать лирическое стихотворение;

- познакомить учащихся с сравнительным анализом стихов;

- повторить изученные средства выразительности, используя опорные схемы;

- познакомить с творчеством некоторых костромских поэтов А.Белякова , О Колова;

- поработать над выразительным чтение лирических стихов;

- познакомить с произведениями живописи И.И.Шишкина «Корабельная роща» и романсом С.Рахманинов «Весенние воды».

б) развивающие:

- развить творческое воображение;

-расширить кругозор учащихся.

б) воспитательные:

- воспитывать чувство толерантности;

- формировать у учащихся умение понимать и видеть красоту;

- формировать чувство патриотизма.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы.

- Добрый день! Я очень рада, что мы собрались сегодня опять вместе, чтобы ещё раз заглянуть в удивительный мир поэзии, А что значит удивиться?

+радоваться, восхищаться, благоговеть, восторгаться.

-Какие удивительные слова! Так говорят о свойствах души человека: внимательности, чуткости, доброте. И мы с вами на уроках тоже учимся удивляться.

- А чему вы сегодня удивились?

Я удивилась сегодняшнему утру, такому единственному и неповторимому.






Я подошла к окну и увидела, как порхают и кружатся снежинки, пушистые, мягкие, голубовато- белые. Нежно касаются они своими краешками друг друга, как будто маленькие танцоры берутся за руки.

Вот несколько белых звёздочек упало на стекло, Одна из них, как волшебный невидимый цветок, поплыла по стеклу вниз, заскользила по гладкому полю окна и вдруг замерла.

И я услышала тонкий серебристый смех. Это снежинка увидела меня, и ей стало весело от моего удивления, потом она. Как маленькая птичка, вспорхнула, легко взлетела вверх, последний раз закружилась перед моими глазами и с подругами.


- Да снег удивителен.

«Первый снег».

Екатерина Репина.

Пришёл, не спросился, ворвался

В сердце, в глаза и в губы.

Скользнул по лицу… задержался,

Упал на асфальт и умер.

Опешила: что же делать?

Как жизни его возвратить?

Как быть: ведь он всё таки первый?

Скажите, ну как же быть?

Только никто ничего не сказал:

Люди спешили- такой же век,

А рядом падал и умирал

У всех на глазах первый снег.
- В своём стихотворении костромская поэтесса Екатерина Репина призывает нас, людей, живущих в ХХ1 веке, быть прежде всего неравнодушными и уметь удивляться, В отличие от нас древние люди считали, считали, что природа –и живое существо, значит, у неё есть пора юности- весна, увядания – осень. Зимой природа замирает. Умирает. Мир одет белым саваном.

Многие поэты в своём творчестве обращались к природе.

Не то, что мните вы, природа-

Не слепок. Не безумный мех.

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь. В ней есть язык.

За окном зима. Можем воочию увидеть умиротворённый сон природы, но чтобы мы в воображении перенеслись в осень, весну или лето нам нужна тишина.
«Тишина»

Анатолий Беляев
Прислушайтесь . – какая тишина!

Она не вдруг пришла, а – устоялась

Случайного комарика струна

И та в ночном безмолвьи затерялась.
Не шелохнёт. Не скрипнет . Не всплеснёт

Ни нет шороха. Ни шелесток. Ни писка.

И если слышно, как трава растёт,

То это где-то очень- очень близко.
Над лугом,

Над кустами,

Над рекой.

Навис туман и замер, не кончается.

И кажется: задень его рукой-

И всё, что очаровано, очнётся.

***

В.Суслов.
Слушал шорох тишину.

В тишине в лесной глуши

Шёпот к шороху спешит,

Топот по лесу шуршит.

- Ты куда?

- К тебе лечу.

- Дай на ушко пошепчу.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

Тише, шорох, не шурши,

Тихо, шорох, не дыши!

Слышишь, стихли камыши?

Слышишь?

-слышу…

По болоту

Вышли цапли на охоту,

Цапли ужинать спешат,

Рыщут – ищут лягушат.

Слышишь?

-слышу…

Две букашки

Спать устроились в ромашки,

Под простынки влезть хотят,

Лепестками шелестят.

Навостри-ка уши,

Тишину послушай!
- С помощью какого приёма автор смог передать состояние тишины?
+ аллитерации повторение звуков т , ш , ч

- Давайте вернёмся к стихотворению А. Беляева «Тишина». А как в этом стихотворении автор смог передать состояние тишины?

+ много пауз

- Посмотрим на вторую строфу, Какие это предложения. Подчеркните мысленно грамматическую основу?

+ односоставные, нераспространенные.

- Найдите односоставные предложения в первой строфе.

+ …

- А в третьей строфе какое предложение передаёт состояние тишины?

+предложение с однородными членами: навис, замер, не кончается, над лугом, над кустами, над рекой.
Цель сегодняшнего урока не только увидеть с помощью поэзии, живописи, музыки необыкновенное в обыденном, но и выявить особенности поэтического языка на уровне фонетики, синтаксиса, т.к пока только эти разделы мы изучили.

Весна слово «весна» образовано от той же основы, что и «весёлый», если мы несколько раз повторим слово, то мы обнаружим, что в нём слово «сна»

ото

^ ВЕСНА = «ОТО СНА»

ВЕСЁЛЫЙ

«Весна».

А.Н.Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять на долго миновала.
И сердце сильно так в груди

Стучит, как будьто ждёт чего-то,

Как будьто счастье впереди,

И унесла зима заботы!...
- Ребята, давайте посмотрим, какие средства выразительности Плещеев использует в своём стихотворении.

+олицетворение «бегут ручьи», «лес оденется».

- Послушайте романс С.Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева.

+ слушаем.

- Романс С.Рахманинова «Весенние воды» насыщен бурным движением. Композитор воспитывает пробуждающуюся природу. В музыке слышно восторженное утверждение жизни. Нет силы, которая могла бы остановить приход весны. Радостно, приветственно звучат фанфарные сигналы. Фортепианная партия изображает бурные весенние потоки, которые сметают все препятствия на своём пути и несут торжество жизни.

(стр.213) – 1 строфа.

- А какие средства выразительности использует Тютчев в стихотворении, чтобы изобразить бурные потоки.

+олицетворение «воды шумя, бегут, будят, гласят».

- Обратим внимание на особенности поэтического языка на синтаксическом уровне. С помощью какого синтаксического явления автор достигает достоверного изображения бурного потока.

+ предложения с однородными членами.

- А на фонетическом уровне, что использует автор, чтобы мы представили весенний поток.

+ в 1 строфе в третей строчке блещут и гласят повторяется звук л , создаётся впечатление плеска воды, а повторение звука б бегут, будят, брег, бегут, блещут создаётся впечатление стремительного весеннего потока.

- Познакомимся с ещё одним весенним стихотворением Тютчева.

«Весенняя гроза»

Ф.И. Тютчев.
Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя, (олицетворение)

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые (эпитет)

Вот дождик – брызнул, пыль-летит

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный-

Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кромя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.
- Какие картины встают перед взором лирического героя?

+ первые раскаты грома слышит герой

- Давайте остановимся на этом по подробнее. Какие средства выразительности использует автор.

+олицетворение - «как бы развеясь и играя»

Эпитеты - «раскаты молодые»

- почему раскаты Ф.И. Тютчев называет «молодые» Подсказка – какой приём нам помогает не представить , но услышать грозу?

+ гр , р , г

+ первая гроза.

- Следующая картина.

+дождик брызнул;

+ пыль летит;

+ повисли перлы дождевые.

- А что значит «перлы» (франц. «жемчуг»), Именно этим звуком ощущение грозы.

+солнце нити золотит;

+ бежит потоп.

- Такая смены картин, переданных словом, позволяет увидеть грозу в движении как одушевлённое явление мироздания.

В последнем четверостишии гроза сравнивается с образом молодой веселой Гебы, проливающей «громокипящий кубок»,усиливает радостное чувство.



Геба-

богиня юности, дочь Зевса. Изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей (кубок)

Зевс-

верховный бог древних греков, царь и отец богов и людей. Зевс управляет всеми небесными явлениями. Прежде всего, громом и молнией. Атрибуты Зевса: (щит, как знак покровительства)

Скипетр

Жезл, украшенный драгоценными камнями

Орёл

Изображение древнегреческих божеств



ЛЕТО.
- Прочитаем ещё одно стихотворение Ф.И. Тютчева.
Как весел грохот летних бурь

Когда взметал прах летучий

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит,

Широколиственно и шумно…
Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой,-

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышит птичий свист,

И кое-где первый жёлтый лист,

Кружась, слетает на дорогу.
- Почему эти два стихотворения, Тютчева можно сопоставить ? (Подсказка о чём эти стихи Тютчева).

+ то и другое стихотворение посвящено грозе.

- Если в первом стихотворении гроза весенняя, первая, так как «раскаты молодые» (эпитет), то в этом стихотворении гроза летняя. Докажите это?

+грохот летних бурь.

-Но если весной – гроза солнце, весёлое движение дождя, радует обновлённая природа жизни. (гремит «резвяся и играя»). Охарактеризуйте грозу.

+ гроза, нахлынувшая тучей.

- Могучая стихия нахлынула «опрометчиво- безумно». Земная природа стремится устоять перед бурей. Докажите словами текста.

+(«дубрава задрожит», «лесные гнутся исполины», «тревожно ропщут их вершины», «немало слышен птичий свист»).

А теперь перенесёмся в летний лес, а поможет это сделать картина Шишкина «Корабельная роща»
Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща»
Найти из прилагательных, помещённое скобках лишь те, которые являются эпитетами.

На картине «Корабельная роща» (известного русского) художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим (жаркую солнечную) опушку(могучего соснового) бора.

В (безмолвной) тишине гордо застыли (величавые стройные) сосны. Высоко вскинули они в (бездонное синее) небо свои ( изумрудные пышные) вершины.

(Прозрачный) ручеёк лениво продолжает (медленное) движение, прячется за деревьями, точно зовёт нас за собой в эту (просторную таинственную лесную) даль.

Картина полна тепла (радостного) света. (Красноватые) стволы сосен, (медного) оттенка кроны, (частый) песок на берегах ручья словно замерли под лучами (ласкового) солнца.

В картине чувствуется (огромная) любовь художника к Родине, (глубокое) понимание красоты её природы.

- Из прилагательных, которые помещены в скобках, найдите лишь которые являются эпитетами.

+ «могучего бора», «величавые сосны», «бездонное небо», «пышные вершины». «ласковое солнце». (запись в тетради, первоначальный сравнительный анализ).

ОСЕНЬ

- Природа выдерживает порывы грозы, слетают лишь первые жёлтые листья.

- Первый жёлтый лист – это предвестник осени, которая неминуемо настанет, природа увянет, чтобы вновь возродиться.

«Ласточки» Майков.

(построфное прочтение).
- О чём последние строчки?

+ человек (лирический герой) мечтает стать птицей.

- Анатолий Николаевич Майков использует в своём стихотворении образ птицы в качестве символа свободы

- Но осень это не только пора грусти, печали…Золотая осень любимое время А.С. Пушкина, найдите как называется стихотворение Пушкина. Это время года.(стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» )

+ Унылая пора! Очей очарованье!

- А Тютчев как охарактеризовал это время?

+ Короткая, но дивная пора.

- Докажите правильность этих фраз цитатами из стихотворений Тютчева и Пушкина.(по одной).

+ Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

- Какие средства выразительности использует автор?

+ Эпитет «день хрустальный»

- Воздух прозрачен, подобно хрусталю, будто что-то хрупкое, что в любую минуту может расколоться.

+ Люблю я пышное природы увяданье

В багрянец и золото, одетые леса.

- Не только А.С. Пушкин восхищался красотой осени, любит это время года и костромская поэтесса Ольга Колова.
***

О. Колова

Вот сентябрь чародей

разукрасил лесные чертоги,

С восхитительной щедростью

краски свои расплескал.

Он костры из рябин, проходя,

запалил у дороги-

Пусть пылают вовсю

феи осени, празднуя бал.

Ничего не забыл он-

ни званных гостей, ни убранства.

Уж придворные дамы

роскошный надели наряд,

Грациозно застыв

в ожидании первого танца,

Когда всех их закрутит

шальной золотой листопад.

Инеёк серебром вплёл в причёски

собравшимся дамам,

Бриллианты росы

по владеньям своим разбросал.

Пусть считают сентябрь

самым щедрым и красочным самым.

Пусть заполнит весь свет

ослепительной осени бал!

ЗИМА.
Зима- значение первоначальное «время снегов».

Обратимся к толкованию слова «зима»

- Древний человек опасался зиму, и потому часто её представлял в образе «седой старухи», он с нетерпением ждал прихода весны, чтобы возродилась природа.

Ф.И Тютчев «Зима не даром злится…».

- Посмотрим внимательно на стихотворение. С какой написаны слова «Зима» и «Весна»?

+ с большой.

- почему?

+ Весна и Зима очеловечены.


Зима – злится,

хлопочет

ворчит на Весну

взбесилась

убегает
Ведьма злая

Весна – в окно стучится

хохочет

шумит

умылась

стала румяней
Прекрасное дитя


- Но не у всех поэтов зима ассоциируется – это злая ведьма. Посмотрите как называет зиму А.С. Пушкин «Вот север т учи нагоняет» и Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

+ чародейка, волшебница, проказница.

-Докажите это примерами из стихов.

+ лес околдован (она окутала и околдовала,

но ослепительно красил)

+ проказы а) брега сравняла пухлой пеленой

б) легла волнистыми коврами

среди полей, вокруг холмов.

- Но есть одна сказочная история- когда зима и весна не борются, а нежно любят друг друга. Но наверное вы догадались, что эта сказка А.Н. Островского «Снегурочка»

- Перед вами венок, как вы думаете, что это за образ- символ?

+ это символ любви, солнца.
^ ИТОГ УРОКА:

- Мы с вами незаметно совершили годовой круг.А кто подсчитал стихотворения какого поэта прозвучали на уроке больше.

+ Ф.И. Тютчева

- И это неслучайно, так как в этом году юбилей этого поэта

- Сегодня с помощью произведений живописи, музыки. А главное поэзии любовались природой.
К.Г. Паустовский говорил: «Любоваться природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе- один из вернейших признаков любви к своей стране».

Домашнее задание: выполнить частичный анализ лирического стихотворения по плану, который раздаётся в конвертах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» iconУчитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа...
Мы с вами не раз на наших уроках обращались к теме природы. И сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме природы: «Природа...

Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» iconКонспект урока музыки в 7 классе
Цели: Показать, как в произведениях искусства (Музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь советского народа в разные военные...

Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» iconУрок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе
Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И....

Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» iconВнеклассное мероприятие. Тема: «Кубанская природа в живописи, музыке и поэзии»
Цель: привитие любви к малой Родине, развитие творческих способностей детей, приобщение к миру прекрасного, созданного поэтами, музыкантами,...

Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» iconИнтегрированный урок
«В ней есть душа, в ней есть свобода» (родная природа в живописи, музыке, литературе»)

Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» icon«Образ подснежника в музыке, живописи, поэзии»
Цель. Вызывать эмоциональный отклик при прослушивании музыкального произведения, при рассматривании иллюстраций. Показать синтез...

Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» iconТема: Образ ветра в искусстве
Цель: Рассмотреть образ ветра в произведениях искусства: литературе ( поэзии), живописи, музыке

Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» iconКонспект проведения непосредственно образовательной деятельности...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №74

Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» iconРабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения
...

Конспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» iconРеферат на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке,...
А. П. Сумароков в борьбе за простоту и естественность литературы также обращается к народной поэзии; общеизвестно широкое использование...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница