Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители




НазваниеВечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители
Дата публикации21.02.2014
Размер84.9 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
«О великий и могучий...»

(вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители)
Цель: активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширить их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, к его богатству, совершенствовать умение учащихся выступать перед аудиторией, выразительно декламировать стихотворения.
1 часть - литературно-музыкальная композиция

«Как красив и благозвучен русский язык»
Роли учащихся: ведущий; чтец, декламатор.

Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это тоже язык.

Подросток идёт в школу, юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает человека. Сквозь живые беседы с учителями, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятная Вселенная. Через слово человек впервые узнаёт то, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза…

Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами родины крылатая песня. Песня – это язык. На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула – тоже язык!..

И вы, и я, каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

Всё, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка, потому что язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всём протяжении существования человеческого общества. Главное назначение языка – служить средством общения людей.

1 ведущий Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем мы вечер сегодня,

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

1 чтец. Стихотворение Н. Банко "Родной язык"

2 чтец. Величьем океану сродный,

Весь воплощенье наших сил,

Он отсвет жизни всенародной

В своих глубинах отразил.

Родной язык в волнах эфира

Звучит, рассеивая тьму,

Недаром больше полумира,

Как к правде тянутся к нему!

3 чтец. Ты - светоч и звон,

Ты – цветенье народа,

Ты в бурях кровавых столетий возник.

В тебе – справедливость, протест и свобода,

О громкий, могучий, великий язык!

2 ведущий. Велик и могуч русский народ, неутомимый работник и созидатель, великий философ и поэт! Немало совершил он бессмертных подвигов во имя своей родины, построил величественные русские города, создал передовое искусство, науку, технику, создал художественную литературу, не знающую себе равных среди литератур мира.

4 чтец. Стихотворение А.С.Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"

1 ведущий. Но самое ценное сокровище из всех сокровищ, которые создал русский народ – это его язык. Русский язык!. Неисчерпаемы, неисчислимы его богатства. Вот что говорили о русском языке великие люди в 18, 19, 20 веках.

5 чтец. Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. (М.В.Ломоносов)

6 чтец Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (А. С. Пушкин)

7 чтец. Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. (Н. В. Гоголь)

5 чтец. Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (А. Н. Толстой)

6 чтец. Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда, обилием синонимов, но и , что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью. (Ояр Вациетис, Латвия)

7 чтец Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский)

Слово учителя. Послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Русский язык" ( выступление учащегося или грам. запись).

2 ведущий. Меткость и живость выражений, красочная выразительность сочетаются в русском языке с необыкновенной звучностью и музыкальностью. В нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом- гласных и звонких согласных. Эти свойства русского языка с удивительной яркостью отразились в наших песнях, то зажигающее весёлых, то грустных до боли, то вольных и необъятных, как сама Русь.

Звучит русская народная песня: "Жаворонок"(сл. Н.В.Купальникова, муз. М.Глинки);

"Среди долины ровныя…" в исполнении…_______________________

8 чтец. Ох, и голосист мой край родной,

Ой, да и лесист – стена стеной!

Великаны сосны в ясный день

Заломили шапки набекрень.

И глядятся вольно в синеву,

И вступают в песню и молву.

За стеной садов весёлый снег,

За стеною – синь озёр и рек.

И любой речной, озёрный плес

В соловьином свисте на сто вёрст.

А.Прокофьев

1 ведущий. Среди более двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространённых относится и русский язык. В современном мире он имеет важное международное значение, поэтому входит в число мировых языков, является одним из официальных языков Организации Объединённых Наций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

9 чтец Стихотворение Сабира Абдуллы "Выучи русский язык".
^ 2 часть вечера – КВН «Чтоб не осталось в стороне никого, никого»

Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающей телевизионную передачу КВН:

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Слово учителя: Дорогие ребята, родители и гости! Далее мы с вами отправимся в путешествие по стране «Фразеоландия». Перед вами две команды – «Русаки» и «Грамотеи».

Команды приветствуют друг друга, называют девизы и эмблемы.

Учитель. Дверь в наш Клуб веселых и находчивых вам откроет

^ 1.Конкурс - разминка «Знаешь ли ты?» (учитель называет фразеологизмы, а члены команд отвечают, какое значение имеют фразеологизмы

1 команда

1) рукой подать

2) куры не клюют

3) сломя голову

4) бить баклуши

5) водить за нос

6) во весь дух

7)вставлять палки в колеса

8) играть первую скрипку

9) встать с левой ноги

10) седьмая вода на киселе
2 команда

1) гонять лодыря

2) клевать носом

3) у черта на куличках

4) с больной головы на здоровую

5) прикусить язык

6) куда ворон костей не заносил

7) в двух словах

8) кот наплакал

9) засучив рукава

10) пускать пыль в глаза

Теперь подсчитаем, с каким количеством мы отправляемся в путешествие.

Подводится и объявляется итог первого конкурса.
Учитель. Итак в путь. Отправимся в страну фразеологизмов, где все выражают свои мысли кратко. Метко. Сочно. Здесь понадобятся наши знания и «веселое лукавство ума». Как поет в своей песке В. С. Высоцкий...

Много прекрасного в странной стране:

Можно запутаться и заблудится,

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случится.

Вот будет пропасть – и нужен прыжок.

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело...

Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!

В этом-то все и дело.
Перед нами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода. Команды должны вспомнить фразеологизмы со словом «вода», а соперники должны объяснить значения фразеологизмов.
^ 2.ФО со словом «вода»

1 команда

1) как в воду опущенный (грустный)

2) толочь воду в ступе (бесполезная работа)

3) носить воду решетом (бессмысленная работа)

4) седьмая вода на киселе

5) водой не разольешь

6) воды не замутит (тихий человек)

7) набрать в рот воды

8) прошли огонь и воду (все испытали)

9) как две капли воды

10) как в воду глядел (угадал)

11) утопить в ложке воды (по пустякам причинять)

12) концы в воду
2 команда

1) как рыба в воде

2) много воды утекло

3) воду мутить

4) в мутной воде рыбку ловить ( извлекать выгоды из чьих – либо затруднений)

5) сидеть на хлебе и воде

6) вывести на чистую воду

7) выйти сухим из воды

8) вилами по воде написано

9) обдать холодной водой ( охладить пыл)

10) как в воду кануть

11) как с гуся вода
3. Учитель: Обратите внимание. Ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор много воды утекло». Здесь речь идет не о жидкости, а о времени. Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом значении. Вторая - составляет предложения с этим словосочетанием, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После пяти примеров команды меняются ролями. Команды могут обратиться за помощью к своим родителям, ведь многие из них совсем недавно закончили школы.


  1. сматывать удочки (поспешно уходить)

  2. через час по чайной ложке (очень медленно)

  3. куры не клюют

  4. прикусит язык

  5. пускать пыль в глаза

  6. играть с огнем (неосторожно, необдуманно0

  7. гладить по голове (хвалить)

  8. выйти из строя (терять работоспособность)

  9. встать с левой ноги (быть в плохом настроении)

  10. намылить шею (побить)

  11. сесть в лужу (ставить себя в неловкое положение)

  12. ходить на цыпочках ( заискивать перед кем –то)


Подведение итогов конкурса. Звучит «Песенка капитанов КВН»
Учитель: перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки, они должны выполнить три задания. Поскольку это сделать нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде. Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей.

Задания для первого капитана:
1.Найти ФО в отрывках

Оказался молодцом

Смог осилит ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.
2.На карточке написаны имена собственные, вспомнить ФО с ними, объяснить значение.

Макар, Сидор

3.Передать значение ФО с помощью предметов, жестов, а команда должна назвать его.

1) как свои пять пальцев

2) прикусить язык

3) дело в шляпе

4) сесть в галошу

5) связать руки

6) клевать носом
Задания для второго капитана:
1.За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава

Другой – засучив рукава.
2. Фома, Маланья

3. 1) смотреть сквозь пальцы

2) сидеть сложа руки

3) намылить шею

4) водить за нос

5) льёт как из ведра

6) ломать голову
^ 5. Подобрать синонимы – фразеологизмы к ФО:

1 команда

Гонять лодыря

Рукой подать

Ни слуху ни духу

Прикусить язык

2 команда

У черта на куличках

Во весь дух

Тьма тьмущая

Попасть впросак

^ 6. Подобрать антонимы-фразеологизмы к ФО

1 команда

Поминай как звали

Распустить язык

На ночь глядя

В двух шагах

2 команда

Хоть пруд пруди

В поте лица

Как кошка с собакой

Морской волк
Члены жюри подсчитывают очки и объявляют победителей. Награждают орденами «Знатоки фразеологизмов»
Заключительное слово учителя: А закончить наш сегодняшний вечер мне хотелось бы словами К. Г.Паустовского: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители iconКонспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры, в 7 классе
Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден...

Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители iconВечер-отдых (посвященный Дню белой трости)
«Великих повторяя имена» литературная прогулка, посвященная Году Пушкина в Казахстане и Году Абая в России

Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»

Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители iconВечер русского романса на тему
Ведущий Вот и ещё один музыкальный вечер распахнул двери для гостей. Вечер русского романса

Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители iconФестиваль русского языка во львове
Во Львове открылся Фестиваль русского языка, который проводит Русское общество им. А. Пушкина. Фестиваль включает в себя целую серию...

Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители iconУрок русского языка (с презентацией) в 6 классе учителя русского...

Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители iconКонспект урока русского языка в 6 классе
Несват Л. Н., учитель русского языка и литературы мкоу оош с. ЕршовкаВятскополянского района Кировской области

Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители iconМой учитель русского языка
У меня сразу мелькнула мысль: «Вот бы меня учила!» Прозвенел первый звонок в новом учебном году, и вошла она – учитель русского языка....

Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители iconУрок русского языка в 9 классе «Виды сложных предложений»
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители iconУрока по русскому языку в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Ильинская Л. И
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница