Скачать 84.9 Kb.
|
«О великий и могучий...» (вечер, посвященный году русского языка, в 8 классе, присутствуют и родители) Цель: активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширить их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, к его богатству, совершенствовать умение учащихся выступать перед аудиторией, выразительно декламировать стихотворения. 1 часть - литературно-музыкальная композиция «Как красив и благозвучен русский язык» Роли учащихся: ведущий; чтец, декламатор. Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это тоже язык. Подросток идёт в школу, юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает человека. Сквозь живые беседы с учителями, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятная Вселенная. Через слово человек впервые узнаёт то, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза… Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами родины крылатая песня. Песня – это язык. На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула – тоже язык!.. И вы, и я, каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов? Всё, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка, потому что язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всём протяжении существования человеческого общества. Главное назначение языка – служить средством общения людей. 1 ведущий Великий, могучий, правдивый, свободный, Народной живительной силы родник! Тебе посвящаем мы вечер сегодня, Наш гордый, наш русский, родной наш язык! 1 чтец. Стихотворение Н. Банко "Родной язык" 2 чтец. Величьем океану сродный, Весь воплощенье наших сил, Он отсвет жизни всенародной В своих глубинах отразил. Родной язык в волнах эфира Звучит, рассеивая тьму, Недаром больше полумира, Как к правде тянутся к нему! 3 чтец. Ты - светоч и звон, Ты – цветенье народа, Ты в бурях кровавых столетий возник. В тебе – справедливость, протест и свобода, О громкий, могучий, великий язык! 2 ведущий. Велик и могуч русский народ, неутомимый работник и созидатель, великий философ и поэт! Немало совершил он бессмертных подвигов во имя своей родины, построил величественные русские города, создал передовое искусство, науку, технику, создал художественную литературу, не знающую себе равных среди литератур мира. 4 чтец. Стихотворение А.С.Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" 1 ведущий. Но самое ценное сокровище из всех сокровищ, которые создал русский народ – это его язык. Русский язык!. Неисчерпаемы, неисчислимы его богатства. Вот что говорили о русском языке великие люди в 18, 19, 20 веках. 5 чтец. Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. (М.В.Ломоносов) 6 чтец Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (А. С. Пушкин) 7 чтец. Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. (Н. В. Гоголь) 5 чтец. Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (А. Н. Толстой) 6 чтец. Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда, обилием синонимов, но и , что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью. (Ояр Вациетис, Латвия) 7 чтец Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский) Слово учителя. Послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Русский язык" ( выступление учащегося или грам. запись). 2 ведущий. Меткость и живость выражений, красочная выразительность сочетаются в русском языке с необыкновенной звучностью и музыкальностью. В нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом- гласных и звонких согласных. Эти свойства русского языка с удивительной яркостью отразились в наших песнях, то зажигающее весёлых, то грустных до боли, то вольных и необъятных, как сама Русь. Звучит русская народная песня: "Жаворонок"(сл. Н.В.Купальникова, муз. М.Глинки); "Среди долины ровныя…" в исполнении…_______________________ 8 чтец. Ох, и голосист мой край родной, Ой, да и лесист – стена стеной! Великаны сосны в ясный день Заломили шапки набекрень. И глядятся вольно в синеву, И вступают в песню и молву. За стеной садов весёлый снег, За стеною – синь озёр и рек. И любой речной, озёрный плес В соловьином свисте на сто вёрст. А.Прокофьев 1 ведущий. Среди более двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространённых относится и русский язык. В современном мире он имеет важное международное значение, поэтому входит в число мировых языков, является одним из официальных языков Организации Объединённых Наций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. 9 чтец Стихотворение Сабира Абдуллы "Выучи русский язык". ^ Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающей телевизионную передачу КВН: Мы начинаем КВН. Для чего? Для чего? Чтоб не осталось в стороне Никого, никого. Пусть не решить нам всех проблем, Не решить всех проблем, Пусть станет радостнее всем, Веселей станет всем. Слово учителя: Дорогие ребята, родители и гости! Далее мы с вами отправимся в путешествие по стране «Фразеоландия». Перед вами две команды – «Русаки» и «Грамотеи». Команды приветствуют друг друга, называют девизы и эмблемы. Учитель. Дверь в наш Клуб веселых и находчивых вам откроет ^ учитель называет фразеологизмы, а члены команд отвечают, какое значение имеют фразеологизмы 1 команда 1) рукой подать 2) куры не клюют 3) сломя голову 4) бить баклуши 5) водить за нос 6) во весь дух 7)вставлять палки в колеса 8) играть первую скрипку 9) встать с левой ноги 10) седьмая вода на киселе 2 команда 1) гонять лодыря 2) клевать носом 3) у черта на куличках 4) с больной головы на здоровую 5) прикусить язык 6) куда ворон костей не заносил 7) в двух словах 8) кот наплакал 9) засучив рукава 10) пускать пыль в глаза Теперь подсчитаем, с каким количеством мы отправляемся в путешествие. Подводится и объявляется итог первого конкурса. Учитель. Итак в путь. Отправимся в страну фразеологизмов, где все выражают свои мысли кратко. Метко. Сочно. Здесь понадобятся наши знания и «веселое лукавство ума». Как поет в своей песке В. С. Высоцкий... Много прекрасного в странной стране: Можно запутаться и заблудится, Даже мурашки бегут по спине, Если представить, что может случится. Вот будет пропасть – и нужен прыжок. Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело... Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок! В этом-то все и дело. Перед нами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода. Команды должны вспомнить фразеологизмы со словом «вода», а соперники должны объяснить значения фразеологизмов. ^ 1 команда 1) как в воду опущенный (грустный) 2) толочь воду в ступе (бесполезная работа) 3) носить воду решетом (бессмысленная работа) 4) седьмая вода на киселе 5) водой не разольешь 6) воды не замутит (тихий человек) 7) набрать в рот воды 8) прошли огонь и воду (все испытали) 9) как две капли воды 10) как в воду глядел (угадал) 11) утопить в ложке воды (по пустякам причинять) 12) концы в воду 2 команда 1) как рыба в воде 2) много воды утекло 3) воду мутить 4) в мутной воде рыбку ловить ( извлекать выгоды из чьих – либо затруднений) 5) сидеть на хлебе и воде 6) вывести на чистую воду 7) выйти сухим из воды 8) вилами по воде написано 9) обдать холодной водой ( охладить пыл) 10) как в воду кануть 11) как с гуся вода 3. Учитель: Обратите внимание. Ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор много воды утекло». Здесь речь идет не о жидкости, а о времени. Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом значении. Вторая - составляет предложения с этим словосочетанием, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После пяти примеров команды меняются ролями. Команды могут обратиться за помощью к своим родителям, ведь многие из них совсем недавно закончили школы.
Подведение итогов конкурса. Звучит «Песенка капитанов КВН» Учитель: перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки, они должны выполнить три задания. Поскольку это сделать нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде. Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Задания для первого капитана: 1.Найти ФО в отрывках Оказался молодцом Смог осилит ношу – Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу. 2.На карточке написаны имена собственные, вспомнить ФО с ними, объяснить значение. Макар, Сидор 3.Передать значение ФО с помощью предметов, жестов, а команда должна назвать его. 1) как свои пять пальцев 2) прикусить язык 3) дело в шляпе 4) сесть в галошу 5) связать руки 6) клевать носом Задания для второго капитана: 1.За домом едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава Другой – засучив рукава. 2. Фома, Маланья 3. 1) смотреть сквозь пальцы 2) сидеть сложа руки 3) намылить шею 4) водить за нос 5) льёт как из ведра 6) ломать голову ^ 1 команда Гонять лодыря Рукой подать Ни слуху ни духу Прикусить язык 2 команда У черта на куличках Во весь дух Тьма тьмущая Попасть впросак ^ 1 команда Поминай как звали Распустить язык На ночь глядя В двух шагах 2 команда Хоть пруд пруди В поте лица Как кошка с собакой Морской волк Члены жюри подсчитывают очки и объявляют победителей. Награждают орденами «Знатоки фразеологизмов» Заключительное слово учителя: А закончить наш сегодняшний вечер мне хотелось бы словами К. Г.Паустовского: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни". |
![]() | Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден... | ![]() | «Великих повторяя имена» литературная прогулка, посвященная Году Пушкина в Казахстане и Году Абая в России |
![]() | Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка» | ![]() | Ведущий Вот и ещё один музыкальный вечер распахнул двери для гостей. Вечер русского романса |
![]() | Во Львове открылся Фестиваль русского языка, который проводит Русское общество им. А. Пушкина. Фестиваль включает в себя целую серию... | ![]() | |
![]() | Несват Л. Н., учитель русского языка и литературы мкоу оош с. ЕршовкаВятскополянского района Кировской области | ![]() | У меня сразу мелькнула мысль: «Вот бы меня учила!» Прозвенел первый звонок в новом учебном году, и вошла она – учитель русского языка.... |
![]() | Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время | ![]() | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на |