Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов




Скачать 50.04 Kb.
НазваниеИспользование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов
Дата публикации28.02.2014
Размер50.04 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Резцова Анастасия Николаевна

МСОШ №2, учитель русского языка и литературы
В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определённым субъективным опытом, способную легко ориентироваться в современных условиях. В связи с эти возникает необходимость активного внедрения и систематического применения новых педагогических технологий, новых методов обучения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться положительных результатов в формировании мыслительной деятельности учащихся, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧТ). Целью же обучения русскому языку и литературе является формирование личности, способной к полноценному восприятию текста, развитие её речевой и мыслительной деятельности. Соотнеся данную цель и цели технологии развития критического мышления, можно определить следующие конкретные задачи:

  • учить выделять, находить причинно-следственные связи;

  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

  • отделять главное от несущественного в тексте или речи, отвергать ненужную или неверную информацию;

  • выделять ошибки;

  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

  • формировать культуру чтения, включающую в себя умение ориентироваться в источниках информации;

  • стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность.

Развитие критического мышления через чтение и письмо предлагает систему конкретных методических приёмов, применяемых на разных стадиях урока.

Первая стадия – вызов, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данной стадии чаще всего используется приём «Кластер».
Кластер - это графический приём систематизации материала.

Урок русского языка: «Сочинительные союзы»

Урок литературы: «Средства создания образа главного героя»

В центре рисуется овал, где записывается тема урока. Вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова.




Задание: заполнит кластер «Средства создания образа героя художественного произведения». Цель урока: в ходе анализа произведения определить, какие средства использует писатель, чтобы показать Тараса Бульбу как защитника Родины.


Данный приём позволяет ученику активизировать лексические единицы в речи, ввести новые, а также, объединить их в связное высказывание. Этот же приём можно использовать и на стадии рефлексии.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её и соотнести уже с имеющимися знаниями. Приёмы, использующиеся на второй стадии:

  1. Приём «Инсерт» - чтение с маркировкой, когда учащиеся делают пометки во время чтения текста, после чего заполняют таблицу, куда кратко заносят полученные сведения.

  2. Таблица «Знаю – хочу узнать – узнаю». При чтении текста учащиеся расставляют пометки: v – «знаю», + - новая информация, - «думал иначе».

  3. «Мозговой штурм». Так как основная цель данного приёма - развитие творческого типа мышления, то выбор его темы напрямую будет зависеть от возможных вариантов решения той или иной проблемы:

Например: анализ рассказа А.П. Чехова «Хамелеон». В начале урока ставится вопрос: «Зачем хамелеоны меняют окраску?». В ходе осмысления рассказа учащиеся должны ответить на проблемный вопрос: «Уметь приспосабливаться – это хорошо или плохо»?

  1. «Лови ошибку». Упражнения, задания, связанные с формированием умения находить ошибочные суждения, формулировать суть ошибки, предлагать свой вариант решения.

  2. Лекция со «стопами». Особенности использования лекции в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка («стоп»). Во время «стопа» идёт обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Например, фрагмент лекции «Поучение Владимира Мономаха» (8 класс): «В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно религиозно-дидактический (поучительный) характер, «Поучение Владимира Мономаха» содержит конкретно-исторические черты, то есть распространено автобиографической частью. Задание: найдите в тексте «Поучения» эпизоды, в которых автор говорит о себе, сделайте вывод о качествах характера автора».

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Наряду с кластером на данной стадии может применяться прим «синквейн». Синквейн – это белый стих, в котором синтезируется информация в кратких выражениях. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным), вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных), третья – описание действия тремя глаголами в рамках темы. Четвёртая строчка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – синоним темы, указанной в первой строчке.

Пример составления синквейн на уроке литературы в 8 классе при изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», тема: «Этот приглуповатый Хлестаков»:

  1. Хлестаков

  2. Глупый, легкомысленный

  3. Болтает, лжёт, берёт в долг

  4. «Не всё то золото, что блестит»

  5. Пустышка

Арсенал современных методик и технологий достаточно широк. Однако при использовании той или иной технологии нужно учитывать и личность учителя, и особенности класса (уровень его подготовленности), и потенциал отдельного ученика. В противном случае результативность окажется нулевой.

Применения данных приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо способствует формированию универсальных учебных действий (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать полученные знания в различных областях, овладение логическими мыслительными операциями), предметных (получение новых знаний по конкретному предмету), а также включение ученика в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Библиографический список

  1. Вишнякова Е.Е. формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствамитехнологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/Вишнякова Е.Е. //Библиотека в школе. – 2004.- №17.

  2. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо/С. Заир-Бек//Директор школы. – 2005. - №4.

  3. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/А.И. Павлова//Русский язык в школе. – 2007. – №8.

  4. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления чрез чтение и письмо/ С.В.Столбунова //Русский язык. Прил. К газете «Первое сентября№. – 2005. – 18.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов icon«Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе»...
«Значимый учитель сегодня- это профессионал и личность. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением...

Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов iconТема: Использование современных педагогических технологий обучения,...
Цель: создание условий для освоения и использования современных педагогических технологий

Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов iconОтчёт о проведении недели начальных классов в мкоу «сош №2 ст. Кардоникской»
«Использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания...

Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов iconНовопавловка Вялкова Елена Геннадьевна Учитель начальных классов
Использование в образовательном процессе современных образовательных здоровьесберегающих технологий и методик

Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов iconОрганизация и проведение семинаров, совещаний по вопросам организации увп
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов iconМосковская область г. Юбилейный, ул. Лесная, дом 22, тел. (8-495)-512-10-70
Методологическая основа ооп ООО (использование в образовательном процессе современных образовательных технологий)

Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов iconУчителя якутского языка и литературы высшей категории 2010 г
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и...

Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов iconНпо «Центр техногенных искусств и ремесел»
Итоговые документы Всемирной Конференции юнеско по высшему образованию 2009 года, предусматривают переход к интенсивному росту качества...

Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов iconТемы для данного проекта «Роль современных образовательных технологий...
Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку 5

Использование современных образовательных технологий – условие повышения качества образовательных результатов iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы
«Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы в условиях введения фгос...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница