Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.




НазваниеРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
страница1/3
Дата публикации04.03.2014
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3


Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы

Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г., рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:


  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.


Данные цели обуславливают решение следующих задач:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.


^ Учебно-тематическое планирование





Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

















План

Факт

1

ВВЕДЕНИЕ

Немеркнущее Слово: основные вехи истории отечественной литературы.


1

Обзорная лекция с привлечением вводной статьи учебника и общего тематического планирования с выявлением читательских предпочтений учащихся и обсуждением проблематики.


Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу




Умение строить связный ответ, работать со статьёй учебника, составлять план статьи

Записать в тетради особенности русской литературы XIX века по материалам лекции







2

^ Литература Древней Руси, ее культурное и нравственно-воспитательное значение.

1

Урок внеклассного чтения.


Лекция с обсуждением ранее изученного литературного материала («Поучение» Владимира Мономаха; «Повесть временных лет» и др.) и опорой на содержательный и иллюстративный материал учебника
















3

^ Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

История публикации «Слова...». Знакомство с текстом оригинала и подстрочным переводом Д.С. Лихачева. Беседа о впечатлениях учащихся от прочитанного.


Работа с текстом, ответы на вопросы учителя, работа по иллюстрациям

Фронтальный опрос, работа с текстом, терминами

Знать историю произведения, уметь составлять цитатный план, уметь находить в тексте средства выразительности

Прочитать статью учебника на с.12-24, подготовить пересказ понравившегося эпизода или выучить отрывок «Плач Ярославны» из стихотворного перевода.







4

«Печальная повесть о походе Игоревом»

Патриотический пафос произведения

1

Комбинированный

урок

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ

Ответы на вопросы, выразительное чтение, умение определять композиционные особенности произведения

Формировать навыки сопоставительного анализа поэтического текста и летописного источника, уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль

Сформулировать письменно какие приёмы УНТ использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, их характеристики; устное сочинение «Каким я представляю себе автора «Слова…»







5

Образ автора «Слова…», художественные особенности проиведения

1

Комбинированный урок

Эвристическая беседа с элементами анализа, выразительное чтение, устное иллюстрирование, работа с текстом

Оценка устного сочинения, характеристика героев; оценка материала, изложенного учащимися

Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план

Сравнительный анализ «Плача Ярославны…» в переводе Жуковского и Заболоцкого; выучить наизусть отрывок «Золотое слово Святослава», подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка







6

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

1

Совершенствование ЗУН

Работа с текстом, характеристика героев

Оценка за домашнее задание: чтение наизусть, выразительное чтение, умение проводить сравнительный анализ

Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план

Сформулировать возможные темы сочинений по «Слову…»; устная характеристика Игоря и Ярославны







7

Сочинение по «Слову о полку Игореве…»

1




Выбор и обдумывание темы, нахождение идеи, отбор материала, структурирование, составление плана




Уметь использовать собранный материал при написании сочинения

Написать сочинение на одну из тем:

1.Образ князя Игоря.

2. Героическая тема и приёмы её воплощения в «Слове о полку Игореве».

3.Образ Ярославны в «Слове…».

4. Тема Русской земли в «Слове…».







8-9

^ Литература XVIII века. Формирование «новой» русской литературы. Творчество АД. Кантемира и В.К. Тредиаковского.


2

Обзорная лекция с отработкой понятий «классицизм», «сатира», «панегирик» и выборочным анализом текста произведений А.Д. Кантемира («К уму своему» и др.) и В.К. Тредиаковского (с использованием теоретико-литературного материала учебника).


Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами

Выборочная проверка записей тезисов в тетрадях

Совершенствование навыков тезисной записи лекции

Прочитать материал учебника на с. 28-37

Индивидуальные задания: подготовить сообщение о М.ВА.Ломоносове, Кантемире, Тредиаковском, Сумарокове; подобрать материал о классицизме в живописи и архитектуре







10-11

Литературно-общественная деятельность М.В. Ломоносова.


2

Творческая биография писателя с опорой на историко-литературный материал учебника и анализом «Оды на день восшествия...» (1747) и «Разговора с Анакреоном» как образцов поэтики классицизма (работа над вопросами и заданиями данного раздела учебника).



Выступления учащихся с сообщениями, работа по учебнику, работа со словарём, чтение произведений

Оценка выступлений, ответы на вопросы, чтение и анализ стихотворений

Умение вести тезисные записи лекции, отбирать наиболее значимый материал, анализировать поэтический текст

Выразительное чтение «Оды на день…», выучить отрывок наизусть. Какие задачи ставит Ломоносов перед поэзией?

Сообщение о драматургах.







12-13

Новая русская драматургия (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, В.В. Капнист, Я.Б. Княжнин).


2

Обзорное занятие с обобщением ранее изученного (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль») и общей характеристикой творчества А.П. Сумарокова («Дмитрий Самозванец», «Рогоносец по воображению»), В.В. Капниста («Ябеда») и Я.Б. Княжнина («Хвастун»).

Беседа, чтение наизусть, сообщения о драматургах, запись материала , работа с текстом. Отработка ключевых элементов поэтики классицизма («принцип трех единств», «герой-резонер» и др.)..

Оценка выполнения домашнего задания: чтение наизусть, ответы на вопросы, оценка сообщений

Воспитывать любовь к родному краю, формировать нравственные критерии в оценке личности.

Развитие связной речи, умения, логического мышления, ассоциативных представлений

Сообщение о Г.Р.Державине. Прочитать стихотворения «Арфа», «Властителям и судьям», «Памятник», «Фелица







14-15

Творчество Г.Р. Державина

2

Историко-биографический очерк с включением анализа стихотворений «Фелица», «Вельможа», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Памятник» и с опорой на учебно-методическую часть раздела учебника.


Беседа, чтение наизусть, анализ стихотворений, составление таблицы

Оценка устных сочинений, чтения стихотворений наизусть

Умение анализировать, сопоставлять, делать выводы

Выучить стихотворение «Памятник», прочитать стихотворение К.Рылеева «Державин», устное сочинение «Речь у памятника Державина»







16-17

А.Н. Радищев и его книга «Путешествие из Петербурга в Москву».


2

Урок изучения нового материала

Обзорное рассмотрение книги А.Н. Радищева с опорой на анализ отдельных глав произведения («Пешки», «Любани», «Городня», «Зайцово» и др.). Закрепление представления о сентиментализме как литературном направлении. Анализ сюжетно-композиционной структуры «Путешествия...» с опорой на учебно-методический аппарат раздела учебника.


Ответы на уроке

Умение анализировать, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы

Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…», прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза». Индивидуально: сообщение о Н.М.Карамзине







18-19

Творчество Н. М. Карамзина.


2

Урок изучения нового материала

Обзорная характеристика «эпохи Карамзина» в истории русской литературы (с чтением глав «Истории государства Российского» и фрагментов повести «Бедная Лиза»). Закрепление ранее изученного литературного материала (лирика, «Бедная Лиза»). Обобщение творческих достижений русской классики XVIII столетия, с выявлением роли Н.М. Карамзина.


Оценка за домашнее задание, за сообщение

Развивать умение анализировать эпизоды прозаического текста, навыки работы в группах

Ответить на вопросы: «Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к сентиментализму?», «Какую роль

в повести играет пейзаж?»







20

^ Сочинение по творчеству одного из писателей XVIII века

1

Урок развития речи.



















21-22

^ Особенности формирования русской

романтической литературы.


2

Урок внеклассного чтения










Основные исторические события, определившие пафос русского романтизма. Стр. 84-85

Каковы особенности русского романтизма?

Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове, Жуковском, Рылееве







23-24

Поэзия КН. Батюшкова

2

Изучение нового материала

Сообщение подготовленного ученика, слово учителя, запись основных положений лекции, знакомство с текстами стихотворений

Выборочная проверка тезисов лекции, оценка сообщения ученика

Совершенствование навыков тезисной записи лекции

Подготовить выступление «Темы, мотивы и образы лирики Батюшкова».

Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве В.А.Жуковского. Прочитать балладу «Светлана», стихотворения «Сельское кладбище», «Вечер»







25-26

Творчество В.А. Жуковского.


2

Изучение нового материала

Сообщение ученика, чтение произведений поэта, их анализ, словарная работа, исследовательская работа по определению схожести песен и баллад, составление таблицы

Ответы на уроке, выполнение домашнего задания, выразительное чтение, сопоставительная таблица

Совершенствовать навыки работы с текстом, развитие умения анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль

Анализ баллады Жуковского «Лесной царь», выучить наизусть одно из стихотворений Жуковского.






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Большешатьминская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Васильева В. В.»

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Примерной программы основного общего образования по литературе и в соответствии с авторской программой по литературе для 5 – 11 классов...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе в 5 классе учителя русского языка и литературы
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006 года и представляет собой целостный документ, включающий...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница