Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна




НазваниеРабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна
страница1/4
Дата публикации05.03.2014
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Вологодского муниципального района

« Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева»



Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

______________ Завьялова А.Н

«28» августа 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева»

________________Рогалева Н.В.

Приказ № 115 от «29» августа 2013 г.


Рабочая программа

по литературе в 8 классе
учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна


2013 г.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2010 года, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная рабочая программа полностью соответствует ей и построена с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (2004 г.), обязательного минимума содержания образования и базисного плана школы.

^ Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В 2013-2014 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева 9 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3ч. «Литература. 8 класс. Автор-составитель: Меркин Г.С. - М.: ООО « ТИД «Русское слово», 2010 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа им. Е.М. Ставцева» для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования отводится 385 часов:

В 8 классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

^ Реализация практической части программы:

развитие связной речи7, из них:

классные сочинения – 2 часа по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» + 1час по комедии Н.В. Гоголя

«Ревизор»

домашние сочинения – 3:

конференция - 1

уроки внеклассного чтения - 7

Контроль знаний -2

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В конце учебного курса обучающиеся должны овладеть следующими важнейшими умениями:


  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное читать произведения или отрывки наизусть;

  • осмысливать и анализировать изучаемые в школе или прочитан­ные самостоятельно художественные произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • определять принадлежность произведения к одному из трёх родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований 9эпические и драматические тексты);

  • обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, рефераты;

  • уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • уметь выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • уметь высказывать собственное суждение об иллю­страциях.


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение(1ч.)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
^ Из устного народного творчества (3ч.)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

^ Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

^ Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
^ Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

^ Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века – 4ч.
^ Г. Р. ДЕРЖАВИН (2ч.)

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

^ Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
^ Н.М. КАРАМЗИН (2ч.)

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

^ Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-

правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

^ Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
^ Из литературы 19 века - 24 + 6
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники (2ч. + 1)

В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

^ Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

^ Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
^ А.С.ПУШКИН (7ч. +2ч.)

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

^ Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

^ Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2ч.+1 )

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

^ Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

^ Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»
^ Н.В. ГОГОЛЬ (4ч. + 1ч.)

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

^ Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

^ Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

^ И.С. ТУРГЕНЕВ (2ч.)

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

^ Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)


^ Н.А.НЕКРАСОВ (1ч.)

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

^ Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

^ Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А. А.ФЕТ (1ч.)

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

^ Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:

Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна iconРабочая программа по литературе в 6 классе учитель-разработчик: Кузнецова Г. Н
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель...

Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе Учитель-разработчик
Казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Республики Алтай

Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна iconРабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе Учитель-разработчик
Казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Республики Алтай

Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна iconРабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н
...

Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна iconРабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик
Директор мбоу вмр «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е. М. Ставцева»

Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна iconРабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик
Директор мбоу вмр «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е. М. Ставцева»

Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна iconРабочая программа по литературе, 6-г класс Учитель Молчанова Наталья Владимировна
Рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе «Е» Учитель-разработчик
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы: Система Л. В. Занкова. 2010 год

Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна iconРабочая программа Элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка»
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Васильева Елена Владимировна

Рабочая программа по литературе в 8 классе учитель-разработчик: Рогалева Елена Владимировна iconИнтегрированный урок
Авторы: Кравченко Ольга Николаевна (учитель музыка) Маркова Елена Владимировна (учитель изо)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница