Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…»




Скачать 87.13 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…»
Дата публикации06.03.2014
Размер87.13 Kb.
ТипМетодическая разработка
lit-yaz.ru > Литература > Методическая разработка
МОУ «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока литературы

Творческая мастерская по М. Волошину


«И ЖИЗНЬ – КАК МОРЕ ПРЕД ГРОЗОЮ…»

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Тимошина Татьяна Викторовна
2008 г
Цель: помочь учащимся составить первоначальные представления о личности М. Волошина и его творчестве;

развивать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, выделять главное, самим добывать знания;

развивать чувство любви к прекрасному.
I этап. Эмоциональная подготовка к уроку.

(Показ слайдов «Коктебель. Дом Волошина», портрет М. Волошина, «Мыс Кока-Кая с профилем М. Волошина»)

- 11 августа 1932 года в 12 часов дня умер Максимилиан Волошин.

Он завещал похоронить себя на вершине горы. Старики говорили, что это невозможно: могилу не выкопать – камень.

Условились: в знак готовности могилы зажечь костер. В ту ночь в Коктебеле никто не спал. Около 2-х часов ночи на вершине горы вспыхнул огонь.

С утра двор наполнился народом. Шли люди из окрестных сел, из Феодосии. Сосед-священник отслужил панихиду. С похорон расходились медленно. Старый болгарин, посмотрев на Кара-Даг, где природой изваян профиль Волошина, задумчиво сказал: «Большому человеку и памятник природа поставила большой»
Задание. Запишите свои первые впечатления о М. Волошине.

^ II. Работа с документальным материалом.

Задание. Перед вами воспоминания современников М. Волошина. Прочтите их, выпишите слова-характеристики поэта, привлекшие ваше внимание.

Г. Шенгели “Максимилиан Волошин” (1936):

Огромный лоб и рыжий взрыв кудрей,
И чистое, как у слона, дыханье...
Потом — спокойный, серый-серый взор.
И маленькая, как модель, рука...
“Ну, здравствуйте, пойдемте в мастерскую” —
И лестница страдальчески скрипит
Под быстрым взбегом опытного горца,
И на ветру хитон холщовый хлещет,
И, целиком заняв дверную раму,
Он оборачивается и ждет.
Я этот миг любил перед закатом:
Весь золотым тогда казался Макс.

       Федор Арнольд

^        СВОЕ И ЧУЖОЕ

Издали Макс был похож на портрет Маркса, только был очень толстый (хотя и подвижный), с легкой походкой, пышной шевелюрой рыжеватых волос и лучезарной улыбкой на лице. Во время беспорядков он сидел в тюрьме 3, сочинял стихи и пел их, ходя по камере. Его веселость и выдумки были непостижимы.

      Есть люди, от которых исходит какой-то постоянный ровный свет. Они принадлежат всем и никому в частности. В течение минуты стоило мне подумать, что там, где-то, живет Макс, странствует или сидит в своем Коктебеле, пишет стихи,— как мне уже становилось легче, словно луч пронизывал сгустившийся туман. Такие люди всегда идут за своей звездой, делают в жизни то, что хотят делать.
Илья Березарк

^       РАЙСКИЙ УГОЛОК

          Он был человеком огромных знаний, впоследствии по его указаниям производились не только археологические раскопки, но и горные разработки. В смысле знания природы, сельского хозяйства родного края он не имел себе равных среди поэтов своего поколения.
      Он был очень гостеприимен, и еще до революции его дом стал чем-то вроде дома отдыха для литераторов и работников искусств. Он не брал с них денег.
Неизвестная

^       ЕДИНСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА

      М. Волошин прибыл с нерусской аккуратностью, точно к назначенному часу, и, легко неся полное подвижное тело, быстро пробежал сквозь толпу к эстраде. При первом взгляде на него мы почувствовали разочарование: сильная полнота и окладистая борода делали его похожим на купца. Но как только раздался его голос, певучий и мягкий, как только полились его стихи, пылающие и властные,— так сердца юных слушателей были покорены.

Иван Бунин

      ВОЛОШИН

Он был невысок ростом, очень плотен, с широкими и прямыми плечами, с маленькими руками и ногами, с короткой шеей, с большой головой, темно-рус, кудряв и бородат: из всего этого он, невзирая на пенсне, ловко сделал нечто довольно живописное на манер русского мужика и античного грека, что-то бычье и вместе с тем круторого-баранье. Пожив в Париже, среди мансардных поэтов и художников, он носил широкополую шляпу, бархатную куртку и накидку, усвоил себе в обращении с людьми старинную французскую оживленность, общительность, любезность, какую-то смешную грациозность, вообще что-то очень изысканное, жеманное и “очаровательное”, хотя задатки всего этого действительно были присущи его натуре.

III. Работа в группах.

1 группа – на основе документов составьте репортаж о Волошине-путешественнике

Елизавета Кругликова

^       ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О МАКСЕ ВОЛОШИНЕ


Прогулки по Парижу и его окрестностям. Музеи, выставки картин, театры, кафе, кабаре, фуары, рынки и т. п. Макс очень быстро изучил Париж до мельчайших подробностей и придумал интересные прогулки.

      В первое же лето Макс уговаривает нас совершить путешествие пешком в Испанию и посетить Балеарские острова (Майорку) 6. Его необыкновенная энергия заставляет меня согласиться, несмотря на то, что я вовсе не люблю ни гор, ни пешего хождения.
Максимилиан Волошин

^       АВТОБИОГРАФИЯ [“ПО СЕМИЛЕТЬЯМ”]

 4-е семилетье: ГОДЫ СТРАНСТВИЙ (1898—1905)
В эти годы — я только впитывающая губка, я весь — глаза, весь — уши. Странствую по странам, музеям, библиотекам: Рим, Испания, Балеары, Корсика, Сардиния, Андорра... Лувр, Прадо, Ватикан, Уффици... Национальная библиотека. Кроме техники слова, овладеваю техникой кисти и карандаша.

В Париже Волошин живет с апреля 1901 по январь 1903, с декабря 1903 до июня 1906, с мая 1908 по январь 1909, с сентября 1911 по январь 1912 и с января 1915 до апреля 1916. В промежутках странствует «в пределах древнего Средиземноморского мира», наездами бывает в обеих российских столицах и обитает в своем коктебельском «доме поэта», который становится своеобразным культурным центром, пристанищем и местом отдыха писательской элиты, «Киммерийскими Афинами», по выражению поэта и переводчика Г.Шенгели.


2 группа – прочтите стихотворение «Коктебель». Составьте синквейн к стихотворению.
^ Как в раковине малой – Океана

Великое дыхание гудит,

Как плоть ее мерцает и горит

Отливами серебром тумана,

А выгибы ее повторены

В движении и завитке волны, -

Так вся душа моя в твоих заливах,

О, Киммерии темная страна,

Заключена и преображена.

С тех пор, как отроком у молчаливых

Торжественно-пустынных берегов

Очнулся я – душа моя разъялась,

И мысль росла, лепилась и ваялась

По складам гор, по выгибам холмов.

Огнь древних недр и дождевая влага

Двойным резцом ваяли облик твой –

И сих холмов однообразный строй,

И напряженный пафос Карадага.

Сосредоточенность и теснота

Зубчатых скал, а рядом широта

Степных равнин и мреющие дали

Стиху – разбег, а мысли – меру дали.

Моей мечтой с тех пор напоены

Предгорий героические сны

И Коктобеля каменная грива;

Его полынь хмельна моей тоской,

Мой стих поет в волнах его прилива,

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
3 группа – прочтите стихотворения из цикла «Киммерийские сумерки». Нарисуйте иллюстрацию к стихотворениям.

Поделитесь своими впечатлениями.

IV этап. Акварели Волошина

Задание. Откройте в интернете сайт. Рассмотрите акварели М. Волошина.
(В это время учитель читает воспоминания Волошина из книги «Лики творчества»)
     «В ранние годы я не прошел никакого специально живописного воспитания и не был ни в какой рисовальной школе и  теперь рассматриваю это как большое счастье — это не связало меня ни с какими традициями, но дало возможность оформить самого себя в более зрелые годы сообразно с сознательными своими устремлениями и методами.

Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать, т. е. в пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе — те восходящие токи, по которым можно взлететь на планере.
      Вся первая половина моей жизни была посвящена большим пешеходным путешествиям, я обошел пешком все побережья Средиземного моря, и теперь акварели мне заменяют мои прежние прогулки. Это страна, по которой я гуляю ежедневно, видимая естественно сквозь призму Киммерии, которую я знаю наизусть и за изменением лица которой я слежу ежедневно. <...>
Задание. Что нового вы узнали о поэте? Запишите свои открытия, поделитесь своим мнением.

   V этап. Работа со стихотворениями

Подготовленные учащиеся читают стихотворения «На дне преисподней»,1922г., «Террор», 1921г.
   Учитель.   « Несмотря на мои заявления об аполитичности моих стихотворений и моего подхода к современности, я не сомневаюсь, что у моих слушателей возникнет любопытствующий вопрос: “А все-таки... А все-таки чего же хочется самому поэту: социализма, монархии, республики?” И я уверен, что люди добровольческой ориентации уже решили в душе, что я скрытый большевик, так как говорю о государственном строительстве в советской России и предполагаю ее завоевательные успехи, а люди, социалистически настроенные, — что я монархист, так как предсказываю возвращение России к самодержавию. Но я действительно ни то, ни другое. Даже не социал-монархист, которых я предсказывал только что.
      Мой единственный идеал — это Град Божий. Но он находится не только за гранью политики и социологии, но даже за гранью времен. Путь к нему — вся крестная, страстная история человечества.

   …А над моей размыканной и окровавленной родиной я могу произнести только одну молитву: это «Заклятье о Русской земле». (Из статьи М. Волошина «Русь Распятая»)
^ Чтение учителем стихотворения М. Волошина «Заклятье о земле русской».

Встану я помолясь,

Пойду перекрестясь,

Из дверей в двери,

Из ворот в ворота –

Утренними тропами,

Огненными стопами,

Во чисто поле

На бел-горюч камень.
Стану я на восток лицом,

На запад хребтом,

Оглянусь на все четыре стороны:

На семь морей,

На три океана,

На семьдесят пять племен,

На тридцать три царства –

На всю землю Свято-Русскую.
Не слыхать людей,

Не видать церквей,

Ни белых монастырей, -

Лежит Русь –

Разоренная,

Кровавленная, опаленная.

По всему полю –

Дикому, великому –

Кости сухие, пустые,

Мертвые – желтые,

Саблей сечены,

Пулей мечены,

Коньми топтаны.
Ходит по полю Железный Муж,

Бьет по костям

Железным жезлом:

-«С четырех сторон,

С четырех ветров

Дохни, Дух,

Оживи кость!»
Не пламя гудит,

Не ветер шуршит,

Не рожь шелестит, -

Кости шуршат,

Плоть шелестит,

Жизнь разгорается…

Как с костью кость сходится,

Как плотью кость одевается,

Как жилой плоть зашивается,

Как мышцей плоть собирается,-

Так –

встань, Русь, подымись,

Оживи, соберись, сростись,-

Царство к царству, племя к племени!

Кует кузнец золотой венец –

Обруч кованый:

Царство Русское

Собирать, сковать, заклепать

Крепко-накрепко,

Туго-натуго;

Чтоб оно – Царство Русское

Не рассыпалось,

Не расплавилось,

Не расплескалось…

Чтобы мы его – Царство Русское

В гульбе не разгуляли,

В пляске не расплясали,

В торгах не расторговали,

В словах не разговорили,

В хвастне не расхвастали!
Чтоб оно – Царство Русское

Рдело-зорилось

Жизнью живых,

Смертью святых, Муками мученых.
Будьте слова мои крепки и лепки,

Сольче соли,

Жгуче пламени…

Слова сомкну,

А ключи в Море-Океан опущу.

«Не будучи ни с одной из борющихся сторон, — заявлял он ранее, — я живу только Россией и в ней совершающимся… Мне (знаю это) надо пребыть в России до конца».
Задание. Определите свои впечатления, чувства, ощущения. Запишите.

VI этап. Творческая работа

Задание. Напишите «Слово о Волошине», используя собранный в течение урока материал.
VII этап. Заключительный

На фоне песни на слова М. Волошина демонстрируются слайды о поэте.

«К берегам»
(mp3, 3,6 Мб)
Автор музыки: Виноградов Андрей
Год написания: 1992 Жанр: Фолк
Галина Липина - вокал
Иван Смирнов - гитара.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…» iconУрока: творческая мастерская. Тема урока: Учитель русского языка и литературы
Процесс сочинительства доступен каждому. Это доставляет удовольствие и способствует усвоению новых языковых понятий. Но глубинная...

Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…» iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…» iconКонспект урока по развитию речи. 4 класс Тема: Творческая мастерская письма «Жизнь радуга»
Оборудование: Слайды, альбомные листы, цветные мелки, магнитная доска, плакат с изображением радуги, текст, фигурки с изображением...

Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского...

Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…» iconМетодическая разработка по теме: «Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...

Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…» iconМетодическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского...
Сформировать представление о своеобразии интерпретации темы любви в поэзии В. Маяковского

Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…» iconМетодическая разработка урока литературы в 11 классе «Сады души моей…»
Оформление урока: репродукции картин П. Гогена, на доске – незаполненная таблица (можно использовать интерактивную доску)

Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…» iconРазработка урока по географии по теме "Гидросфера"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Методическая разработка урока литературы Творческая мастерская по М. Волошину «и жизнь как море пред грозою…» iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница