Урок русского языка по теме «Род имен существительных»




НазваниеУрок русского языка по теме «Род имен существительных»
Дата публикации08.03.2014
Размер73.3 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок русского языка по теме

«Род имен существительных».
УМК «Школа России»

3 класс

Учебник для 3 класса школ народов тюркской группы (стр. 90-91).

М.З. Ахиярова, М.Х. Хасанова. Санкт-Петербург «Просвещение».

Тема: «Род имен существительных».

Цели: 1) образовательная - ознакомление с родами имени существительного, научить определить род имен существительных по их окончаниям;

2) развивающая - развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, развитие связной устной и письменной речи учащихся;

3) воспитывающая - воспитание чувства товарищества, соблюдение правил поведения пассажиров на поезде, интереса к русскому языку.

^ Форма: дидактическая игра-путешествие.

Оборудование: карта путешествия, билеты с заданиями, карточки, грамзапись.
Ход урока.

I. Организационный момент. Нацеливание.

- В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие. Поезд уже ждет нас, но, чтобы сесть в поезд, нужно купить билет. А его предлагают лишь тому, кто справится с заданием.

Задание. Прочитайте записанные слова и назовите в них орфограммы.

Хлеб, часы, котёнок, жираф, добро, Клара, город, Уфа.

- С заданием справились. Билеты куплены. Внимание! Сказочный поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролеры, поэтому будьте готовы.

Остановка I. Нас встречает кондуктор. Приготовьте билеты для проверки. Контролер дает задания.

Задание 1. Выпишите в два столбика данные слова.

^ Стол, кошка, кино, утюг, мальчик, бабочка.
Кто? Что?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных, насекомых.)

- А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы).

- А как называются эти слова, вы узнаете из телеграммы.

Задание 2.

Телеграмма.
3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.
Ключ к шифру.

1 я 8 н

2 е 9 о

3 и 10 щ

4 м 11 ь

5 с 12 у

6 в 13 т

7 л
- Вспомним нашу сказку: «В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе живет очень важный житель. А кто этот господин? Оказывается, вот он: Имя существительное».

- А что же такое имя существительное?

- Итак, с заданиями справились, контролер никого не высадил. Поезд отправляется дальше. Посмотрите в окно. За окнами вагонов какое время года? Придумайте свои примеры имен существи­тельных: кто? что?

- Приближаемся к следующей станции.

Остановка II. Контролер проверяет билеты и дает задание.

Задание 1. Распределите имена существительные по столбикам.

^ Мама, молоко, тётя, папа, школа, солнце, дядя, мальчик, дерево.
Он Она Оно
- Какие окончания имеют существительные I столбика? II - ? III - ?

Сделайте вывод из этой таблицы.

- Правильно. Молодцы! Имена существительные бывают муж­ского, женского и среднего рода. С именами существительными мужского рода употребляются слова мой, твой, наш, ваш, их можно заменить словом он.

А теперь поработаем по учебнику.

- Работа по учебнику (стр. 90-91) Чтение правил.

- С заданиями справились, отправляемся дальше. Поезд едет, а мы с вами отдохнем. Все встали.

Физкультминутка.
Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.
(Ученики читают по плакату хором и маршируют.)

- Садитесь. Следующая станция. Здесь контролер строгий!

Остановка III. Контролер дает задания каждой паре учеников.

Задание 1.

Игра «Лишнее слово»

1 карточка. Дом, сестра, школа, играет.

2 карточка. Ручка, пенал, парта, доска.

3 карточка. Корова, дед, стол, бабочка.
3адание 2. Работа по учебнику: задание 2 стр. 91.На доске и в тетрадях. Домашнее задание: задание 4 стр. 91.

- Занимайте свои места. Поезд отправляется домой. Чтобы не было скучно, давайте споем нашу любимую песню «Настоящий друг».

- Вот мы и дома. Давайте подведем итог нашего урока.

(Рассказ по карте.)
Игра «Кто я?»
В школе я

В магазине я

На улице я кто?

В транспорте я

Дома я

(ученик, покупатель, пешеход, пассажир, сын, дочка)
- Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы ещё будем говорить о нем на следующих уроках. Оценивание учащихся.

Домашнее задание записано в дневниках.
^ Урок окончен.

Открытый урок по природоведению в 1-м классе по теме:

"Откуда в наш дом приходит вода"
Цели:

1. Закрепить знания детей о реках и морях

2. Познакомить с природным источником воды, используемой в быту

З. Воспитывать бережное отношение к природе и воде

4. Развивать логическое мышление учащихся
Оборудование: таблицы, капельки, муравьишка, конверт, плакат
^ ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность.

- Пожелайте друг другу удачи на уроке. (Хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями).

- Сегодняшний урок начнем с загадок:
Не конь, а бежит

Не лес, а шумит (Река).
Кругом вода,

А с питьем - беда (Море)
2. Повторение изученного.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о реках и море. С какими реками мы с вами познакомились?

Москва
Осетр Ока Волга Каспийское море
Куда впадают реки? (Каспийское море).
- Чем отличается речная вода от морской? (В реке вода пресная, т.е несоленая, а в море соленая).

- На берегу какой реки мы с вами живем? (Кидаш).

А вот ребята приготовили вам стихотворение, которое называется "Волга"
Волга

Вот и вьюга сегодня примолкла

Присмирев, улеглась на покой

Просыпается солнце за Волrой,

За великою Русской рекой.

Волга дремлет, молчат пароходы

И не видно сигнальных огней

Сколько грузов и сколько народу

Проплывало недавно по ней

Как буксиры тут бегали бойко,

Отражаясь в воде голубой,

По реке на великие стройки

Караваны ведя за собой!

А навстречу им шли нефтевозы

Из Закаспия, издалека...

и до первых декабрьских морозов

Не хотела сдаваться река

- Почему Волгу зовут кормилицей? (Потому что на ней что хочешь найдешь: машины и грузовые, и легковые - "Волга", "ГАЗ-69", пароходы, теплоходы, ракеты "Метеор", "Вихрь"; везут пшеницу, нефть, сборные дома, одежду, станки и рыбу. Волга дает электрический ток).

- Молодцы.

^ 3. Новая тема

- Посмотрите в это время появился Муравьишка-вопросик. . Он благодарит вас за то, что вы так много знаете о своей реке. Он принес вам письмо. (В конверте стихотворение).

^ Читает учитель:Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

 Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

 Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды ­

Жить нельзя нам без... (воды).

- Кто сегодня утром пользовался водой?

- На какой вопрос мы будем отвечать? (Доска: Откуда в наш дом приходит вода?)

Физкультминутка
На болоте 2 подружки, 2 зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали.
^ 4.Путешествие капельки воды.

- Сегодня у нас снова урок-путешествие, нашим гидом-экскурсоводом будет вот такая замечательная девочка Капелька. Это капелька воды, и она поможет нам узнать, откуда берется вода в нашем доме. (Таблица на доске).

- Это наш дом. На кухне мама моет посуду, папа принимает душ. Они пользуются водой.

- Откуда же вода в кране берется? Где вообще "живет" вода? (В озере, реке, море).

  • Откуда приходит вода к жителям: из озера, реки или моря? (Из реки Волги)

- Итак, путешествие начинается. (Закрепить капельку на реке).

- Можно ли пить речную воду?

- Почему нельзя?

 

- Как вода может загрязниться? (Заводы - отходы, речной транспорт).

- Что может случиться, если пить такую воду? (Заболеть).

- Что же делать? (Для питья можно воду фильтровать. А для очистки большого количества воды используются очистительные сооружения - станции очистки воды). (Капелька перемещается).

- На станции вода проходит через несколько фильтров и становиться чистой и прозрачной (верхняя капелька снимается, внизу голубая).

- Такая вода по трубам поступает в наши дома, мы ее используем.

- Куда же девается использованная вода, грязная вода? (Через очистные сооружения снова в реку).

- Зачем чистить воду второй раз, перед речкой? (Очистить, чтобы в реек вода была чистая и всем речным жителям хорошо жилось).

- Если воду не очищать, наша голубая капелька превращается вот в такую Злючку-Грязнучку, она очень злая, потому, что грязная, и всем вредничает.

- Кому она может принести вред, если окажется в реке? (Растениям, рыбам, речным жителям, водным насекомым, человеку).

  • Давайте проведем Злючку-Грязнучку через фильтры, и, когда она очистится и подобреет, отпустим ее в реку.





Физкультминутка
Море волнуется раз! Море волнуется два!

Море волнуется три! Морская фигура замри!

5. Закрепление по теме

- Давайте теперь еще раз убедимся, что загрязненную воду можно очистить на очистных сооружениях.

2 стакана с загрязненной водой и фильтр (марля). Один стакан воды пропускается через фильтр. Затем вода в стаканах сравнивается.

Вывод: Загрязненную воду можно очистить.
6. Работа по учебнику (С.44)

- Кто может рассказать о путешествии капельки по картинке в учебнике?


  1. Работа в тетради (с. 18)

  2. Итог урока. Выводы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка по теме «Род имен существительных» iconУрок русского языка в 3 классе «Род и число имен существительных»
Цель: Знакомить с приёмами распознавания рода имён существительных по окончаниям слов; формировать умение изменять существительные...

Урок русского языка по теме «Род имен существительных» iconУрок русского языка в 4 классе с использованием здоровьесберегающих...
Цель: познакомить с распределением имён существительных по склонениям, научить определить род и падеж имён существительных, повторить...

Урок русского языка по теме «Род имен существительных» iconУрок русского языка в 3 классе «Упражнение в изменении имен существительных...
Совершенствовать умение определять род имен существительных и изменять их по числам. Совершенствовать умение распознавать орфограммы,...

Урок русского языка по теме «Род имен существительных» iconУрок русского языка в 4-м классе по теме «Упражнения в распознавании...
Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах

Урок русского языка по теме «Род имен существительных» icon«Род, число, падеж и склонение имён существительных»
«Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных»

Урок русского языка по теме «Род имен существительных» icon«Род имен существительных»
Обучающая учить распознавать род имен существительных и продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической...

Урок русского языка по теме «Род имен существительных» iconУрок русского языка на теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Урок русского языка по теме «Род имен существительных» iconУрок русского языка для 3 класса «Род имен существительных»
Цель: способствовать приобретению учащимися приема распознавания морфологического признака имени существительного рода через разрешение...

Урок русского языка по теме «Род имен существительных» iconРод имен существительных
Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии

Урок русского языка по теме «Род имен существительных» iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока: Имя прилагательное (обобщающий урок)
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница