Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе




Скачать 185.21 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Дата публикации09.03.2014
Размер185.21 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2013-2014 учебный год

Программа под ред. Г. Меркина, 68 часов. Учитель Л.М.Шматова


Раздел



урока

Тема урока, тип урока,

основные формы работы

Теоретические понятия

МПС

дата

примечания

план

факт

Введение

1

Любите читать! Знакомство со структурой и особенностями учебника, передовой статьёй. Игра «На литературной тропе»

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Классическое произведение













Из устного народного творчества

2

В былинном мире. Былина «Святогор и Микула Селянинович». Былинные герои

Эпос, былина, гипербола, тезис, идея

Образы былинных богатырей в живописи и музыке










3

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбройник».

А.К. Толстой. «Илья Муромец»

4

Русские народные песни.

Лирическое и эпическое начала в песне. Лироэпическая песня. Песенные жанры

Музыка










Из древнерусской литературы

5

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.

Наставление, поучение, житие, путешествие, повесть

Иконопись, оформление памятников древнерусской литературы










Из литературы

18 века

6

М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Тематика поэтических произведений. Теория о «трёх штилях»

Стилистические фигуры. Риторическое вопрос, восклицание, обращение.

Ода

Заслуги Ломоносова в разных отр. наук










7

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». Тема поэта и власти

Лирическое стихотворение.

Тематическое разнообразие лирики

Работа со словарём










8

Д.И. Фонвизин и его комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения

Классицизм, просветительство. Драма.

Комедия, ирония, юмор, сарказм


Театр,

иллюстрирование










9

Основной конфликт пьесы и её проблематика. Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык)

10

Проблема воспитания в комедии. Позиция писателя

11

Зачётный урок по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».




























Из литературы 19 века




А.С. Пушкин

12

А.С. Пушкин. В Лицее и после




История-восстание декабристов, отрывок и «Повести временных лет»

Полтавская битва – история, гравюры худ. Константинова










13

Свободолюбивые мотивы в лирике поэта

Лирика, тропы, фигуры, дружеское послание

14

Песнь о вещем Олеге

Баллада

15

Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы

Поэма, антитеза. Повтор размеры стиха.

М.Ю. Лермонтов

16

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба (повторение). Стихотворение «Родина»

Градация

Творческая история произведения

Иллюстрации В.А. Фаворского, устаревшие слова, история – Иван Грозный










17

«Песня про царя Ивана Васильевича…»

Рецензия

18

Рецензия на эпизод из «Песни…»




Н.В. Гоголь

19


Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и «маленького человека».

Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии

«Петербургские повести» в русском искусстве







20

«Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям

И.С. Тургенев

21

Рассказ о жизни писателя. Стихотворения в прозе. «Нищий».

Портрет и характер, стихотворение в прозе

Иллюстрации










22

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч»

23

«Певцы». Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям.

Н.А. Некрасов

24

Н.А. Некрасов. «Вчерашний день…», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная – основная тема произведений поэта.

Этимология

Некрасов и художники-передвижники. Восстание декабристов










25

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

Диалоговая речь, развитие представления о жанре поэмы

26

Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность преданность, независимость, стойкость.

27

«Железная дорога»

Эпиграф


































М.Е. Салтыков-Щедрин

28

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета, проблематика сказки, труд, власть, справедливость

Сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип, притчевый характер сатирических сказок, мораль, своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении, тропы и фигуры в сказке

Иллюстрации,

29

«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя













Л.Н. Толстой

30

Л. Н Толстой – участник обороны Севастополя.




История










31

Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа

А.А. Фет

32

Русская природа в стихотворениях: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Это утро…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые, красота земли.

Тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (анафора, эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие, градация)













А.П. Чехов

33

«Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя

Психологический портрет, развитие представления о сюжете. Художественная деталь

Работа с иллюстрациями










«О Русская земля!..»

34

Стихи о России поэтов 19-20 веков. Чтение и обсуждение
















Из литературы 20 века




М.Горький

35


«Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической прозе.

Контраст как основной приём раскрытия замысла. Герой-романтик. Автобиографическая проза.













36

Становление характера мальчика, проблематика и авторская позиция

37

«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль»

Легенда. Образы










И.А. Бунин

38

В мире художественного слова Бунина. «Догорел апрельский вечер…»

Темы и мотивы в лирическом стихотворении










39

«Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа.

Образы-персонажи, образ природы, образы животных и их значение для понимания художественной идеи рассказа



















А.И. Куприн

40

«Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст. Художественная идея

Анекдот. Рассказ.

Неожиданная концовка













В.В. Маяковский

41


«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Проблематика. Автобиографические мотивы, тема, идея, рифма, тропы и фигуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения)

Поэт-художник, окна РОСТА










42

Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

С.А. Есенин

43-44

«Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)

Романсы на стихи Есенина










И.С. Шмелёв

45

«Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Рассказчик и его роль в повествовании. Рассказ с элементами очерка. Антитеза













М.М. Пришвин

46

«Москва-река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Подтекст, выразительные средства художественной речи, градация

Москва в произв. живописи, арх-ры, музыки










К.Г. Паустовский

47



«Мещерская сторона» (главы). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы;

Лирич. проза, выразительные средства художественной речи: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор

Природа в произведениях живописи










48

Человек и природа; малая родина, образ рассказчика в произведении.

Н.А. Заболоцкий

49

«Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.

Выразительно-художественные ср-ва речи (рит. восклицание, метафора), морфологич. Ср-ва (роль глаг. и мест.) Эссе













А.Т. Твардовский

50


«Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…», «Василий Тёркин».

Композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры)














51

Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Лирика поэтов ВОВ

52

Эпитет, метафора, олицетворение




ВОВ в живописи и музыке










Б.Л. Васильев

53

54

«Экспонат №…»

Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения

Рассказчик и его роль в повествовании

Киноискусство










В.М. Шукшин

55

«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Микроскоп», «Срезал» и др. по выбору. Внутренняя простота и нравственная высота героев

Способы создания характера













Русские поэты о России

56

57

«Мне о России надо говорить…».



















Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов 20 века

Из зарубежной литературы




Уильям Шекспир

58

Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов

Сонет, строфа

Драматургия. Театр Шекспира










Роберт Бёрнс

59

Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе

Лироэпическая песня, баллада, аллегория

История Шотландии










Ш. Петёфи

60

Краткие сведения об авторе. «В деревне». Тема стихотворения и позиция автора. Вопросы смысла жизни, жизни и смерти
















Р.А. Стивенсон

61-62

Краткие сведения об авторе. «Вересковый мёд» (чувство долга, любви к родине). «Остров сокровищ». Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Приключенческая литература













А. Конан Дойл

63-65

Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе». Событийная канва, основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм.

Детектив, художественная деталь

Киноискусство










А. Сент-Экзюпери

66-67

Краткие сведения о писателе. «Планета людей». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь и понимание писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Лирическая проза, правда и вымысел
















68

Итоговый урок
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. (68 часов)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе (1 час в неделю)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Календарно–тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 «А» классе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе на 2013-14 учебный год учителя русского языка и литературы гбооу «Санаторно-лесная...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 10-ом классе
Введение. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII – XIX веков

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков мировой художественной...
Календарно-тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 8 классе. Программа «Художественная культура народов...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Рассказ учителя с элементами беседы, сопоставление литературных и фольклорных произведений

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе iconТематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Календпрно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Основные роды искусства слова: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие жанров всех трёх родов литературы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница