№ п/п
| Тема урока.
Основное содержание
| Дата
проведения
| Примечание
|
1
| Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
|
|
|
2
| Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях.
Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
|
|
|
3
| Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
Особенности содержания и художественной формы народных преданий
|
|
|
4
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития
|
|
|
5
| ^
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести
|
|
|
6
| Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии.. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического
|
|
|
7
| Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизин «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении
|
|
|
8
| РР Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений)
|
|
|
9
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
|
|
|
10
| И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа
|
|
|
11
| К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное придание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф.Рылеева
|
|
|
12
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.
|
|
|
13
| Час поэзии
|
|
|
14
| А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.
|
|
|
15
| А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
|
|
|
16
| Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич
|
|
|
17
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
|
|
|
18
| Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
|
|
|
19
| Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции.
|
|
|
20
| РР Творческая работа по творчеству А.С.Пушкина.
|
|
|
21
| А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.
|
|
|
22
| ^
А.С.Пушкин «Маленькие трагедии»
|
|
|
23
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.
Поэма «Мцыри». Романтически-условный романтизм поэмы.
|
|
|
24
| Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы. Воспитание в монастыре.
|
|
|
25
| РР Обучение сочинению по поэме «Мцыри».
Анализ эпизода в поэме.
Мцыри как романтический герой.
Природа и человек в поэме.
|
|
|
26
| Н.В.Гоголь. Отношение писателя к истории, исторической теме в художественном творчестве. История создания комедии «Ревизор».
|
|
|
27
| Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
|
|
|
28
| Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
|
|
|
29
| Особенности композиционной структуры. Специфика композиционных элементов
|
|
|
30
| РР Творческая работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
|
|
|
31
| ВНЕК.ЧТЕНИЕ
Н.В.Гоголь. «Петербургские повести»
«Шинель». Образ маленького человека в литературе. Роль фантастики в повествовании.. мечта и реальность в повести.
|
|
|
32
33
| М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок)
Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников.
Средства создания комического в произведении. Ирония. Сатира. Гипербола. Гротеск. Пародия. Эзопов язык.
|
|
|
34
| Урок контроля по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина
|
|
|
35
| Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Худ.деталь как средство создания худ.образа.
|
|
|
36
| Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий.
|
|
|
37
| Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.
|
|
|
38
| ВНЕК.ЧТЕНИЕ
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
|
|
|
39
| А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
|
|
|
40
| ВНЕК.ЧТЕНИЕ
Рассказ А.П.Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.
|
|
|
41
| И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика
|
|
|
42
| А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы расскакза «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.
|
|
|
43
| РР Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»
Подготовка к домашнему сочинению
|
|
|
44
| А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия» образ России и ее истории.
|
|
|
45
| А.А.Блок Образ родины в лирическом цикле «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов.
|
|
|
46
| С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
|
|
|
47
| РР Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и Есенина.
|
|
|
48
| РР Сочинение
|
|
|
49
| М.А.Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе.
|
|
|
50
| И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
|
|
|
51
| Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина.
|
|
|
52
| Анализ допущенных ошибок.
|
|
|
53
54
| ВНЕК.ЧТЕНИЕ
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.
Теффи. «Жизнь и воротник»
М.М.Зощенко «История болезни»
|
|
|
55
56
| А.Т.Твардовский Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Правда о войне. Образ главного героя. Новаторский характер образа.
Композиция и язык поэмы. Фольклорные мотивы в поэме. Авторские отступления.
|
|
|
57
| А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
|
|
|
58
| Час поэзии. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
|
|
|
59
| В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
|
|
|
60
| РР Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века»
|
|
|
61
| ВНЕК.ЧТЕНИЕ
Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
|
|
|
| Зарубежная литература.
|
|
|
62
| У.Шекспир. «Ромео о Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт как основа сюжета.
Анализ эпизода
|
|
|
63
| Сонеты У.Шекспира. воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
|
|
|
64
| Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Общечеловеческий смысл комедии.
|
|
|
65
| Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
|
|
|
66
| В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман. Обзорная лекция.
|
|
|
67
68
| Урок-зачет
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
|
|
|