Скачать 201.67 Kb.
|
Литературное чтение. 4 класс Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы по литературному чтению (автор – к.п.н., доцент О.В. Кубасова, год издания – 2002) утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа О.В. Кубасовой входит в УМК «Гармония». Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 102 часа (34 недели). Из расчёта 3 часа в неделю. Для реализации программного содержания используется авторский учебно-методический комплект «Гармония» (завершённая предметная линия учебников):
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. ^ 1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов. 2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д. 3. Обогащение умственного потенциала детей, путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципации), творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро). 4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, которая направляется в учебниках специальными заданиями (анализ иллюстраций с точки зрения 'эмоциональных знаков', постановка 'живых картин', произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.) 5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у школьников отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствует активизация методическими средствами мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его 'присутствию' в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы. 6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ребенку способность быть читателем - становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг. Программа построена на традиционных принципах изучения литературы и формирования навыка чтения в начальной школе. Учебный материал включат высокохудожественные произведения, способные затронуть душу ребенка и помогающие овладению специальными читательскими умениями и навыками. Учебный материал подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки. В 4 классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, являющихся базой для дальнейшего (в средней школе) литературного развития и образования учащихся. ^ литературное развитие на основе упорядочивания литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей. В связи с этим произведения учебника группируются по видо-жанровым особенностям. Такая систематизация позволяет целенаправленно изучать литературу в многообразии жанров, дает возможность сосредоточиться на специфике того или иного жанра. ^
Программа литературного чтения для 4 класса включает разделы «Круг чтения», Читательские умения» (навык чтения, умения работы с текстом и книгой), «Литературоведческая пропедевтика», «Развитие творческих способностей». ^ 4 класс (102 часа) Круг чтения. Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести. Что за прелесть эти сказки!.. (20 ч). И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности». О доблестях, о подвигах, о славе... Былины (5 ч). «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина). Уж сколько раз твердили миру... Басни (4 ч). Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица». Оглянись вокруг. Рассказы (24 ч). М. Пришвин, «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенке-вич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет». Золотая колесница. Мифы Древней Греции (4 ч). «Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар». В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания (7 ч). «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса». Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (6 ч). С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок». Мир волшебных звуков. Поэзия (12 ч). В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомс-кая, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола». Когда, зачем и почему? Познавательная литература (13 ч). Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина». Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц» (7 ч). Читательские умения. К концу 4 класса обучающиеся должны: - заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать минимум 90 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя — на 15—20 слов быстрее; - полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров. К концу 4 класса обучающиеся должны уметь: - составлять план и пользоваться им при пересказе; составлять краткий и другие виды пересказа; - работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и узнавать ее;
Литературоведческая пропедевтика. К концу 4 класса обучающиеся должны:
Развитие творческих способностей. К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам Читательские умения. К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
— организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
^ Наличие базы необходимых для дальнейшего обучения разнообразных литературных впечатлений. К концу 4 класса обучающиеся должны знать: - основные особенности литературных жанров (произведения малого фольклора, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки); — основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор). ^ К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме уст ной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
^
|
![]() | Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.... | ![]() | Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.... |
![]() | Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.... | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное... |
![]() | Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.... | ![]() | Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, «Литературное чтение». Программа... |
![]() | Примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования... | ![]() | Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... |
![]() | Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального... |