Литература
6 класс
(68 часов, из них контр. р/р – 4 ч.) Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).
Настоящая программа по литературе для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
-выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
-сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;отличать стихи от прозы, -пользуясь сведениями о стихосложении.
^
Литература
6 класс
(68 часов, из них контр. р/р – 4 ч.)
№
| №
урока
в теме
| ^
Основное содержание
|
1
|
1
| Введение – 1 час
Литература открывает мир. Значение художественной литературы в жизни человека.
|
2
|
1
| Устное народное творчество – 2 часа
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Их художественные особенности.
| 3
| 2
| Пословицы и поговорки как малый жанр устного народного творчества.
|
4
|
1
| Древнерусская литература – 1 час
Русские летописи – отражение и народных идеалов. Художественные достижения древнерусской литературы и ее значение. «Сказание о белгородском киселе»
|
5
|
1
| Произведения русских писателей XYІІІ века – 3 часа
Русская басня. И.И.Дмитриев. Рассказ о поэте. Басня «Муха». Сюжет, мораль басни.
| 6
| 2
| И.А.Крылов – великий русский баснописец. Герои басни «Осел и соловей». Объект крыловской сатиры.
| 7
| 3
| И.А.Крылов. Басни «Листы и корни», «Ларчик». Художественное совершенство басен И.А.Крылова.
|
8
|
1
| Произведения русских писателей XІX века – 28 часов
А.С.Пушкин. Лицейские годы жизни поэта. Особенности ранней лирики А.С.Пушкина.
| 9
| 2
| Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина («И.И. Пущину»). Вольнолюбивые устремления поэта в стихотворении «Узник».
| 10
| 3
| А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Пейзаж в лирике. Роль антитезы в стихотворении. Двухсложные размеры стиха.
| 11
| 4
| А.С.Пушкин. «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного романа. Картины жизни русского барства.
| 12
| 5
| А.С.Пушкин. «Дубровский». Основной конфликт произведения. Осуждение произвола и деспотизма.
|
13
|
6
| А.С. Пушкин «Дубровский». История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Судьба героев романа. Авторское отношение к героям.
|
14
|
7
| А.С. Пушкин «Дубровский». Честь и бесчестие как нравственная коллизия произведения. Понятие о композиции литературного произведения. Сюжет и композиция.
| 15
| 8
| Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
| 16
| 9
| А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка». Герои повести, их характеры.
| 17
| 10
| М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. Тема одиночества в стихотворении «Тучи». Особенности поэтической интонации.
|
18
|
11
| Тема одиночества, мечты о счастье и гармонии в стихотворениях «Утес», «Листок», «Три пальмы». Антитеза как композиционный прием в стихотворениях.
|
19
|
12
| Обучение анализу лирического произведения (лирика А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова). Двухсложные и трехсложные размеры стиха. Стопа. Рифма.
| 20
| 13
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Детский крестьянский мир в рассказе.
| 21
| 14
| И.С.Тургенев. «Бежин луг». Герои рассказа, отношение автора к мальчикам, их рассказам
| 22
| 15
| И.С.Тургенев. «Бежин луг». Роль картин природы в повествовании, их символичность.
| 23
| 16
| И.С.Тургенев «Бежин луг». Сочинение - характеристика литературного героя (рассказ об одном из героев)
|
24
|
17
| Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. Человек и природа в лирике Тютчева, размышления о всеобщем законе природы, о человеческой жизни. Прием звукописи.
| 25
| 18
| А.А.Фет. Слово о поэте. Живое чувство красоты в лирике А.А. Фета. Музыкальность, мелодичность стиха.
| 26
| 19
| Урок – конкурс наилучшее чтение стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
| 27
| 20
| Н.А. Некрасов. Страницы жизни поэта.«Железная дорога». Своеобразие композиции. Диалог – спор. Роль пейзажа.
| 28
| 21
| Н.А. Некрасов «Железная дорога». Величие народа-созидателя в стихотворении. Мечта поэта о прекрасной жизни.
|
29
|
22
| Н.А.Некрасов. Поэма «Дедушка». Главный герой поэмы - декабрист, история его жизни. Характеристика героя.
| 30
| 23
| Н.С. Лесков. Слово о писателе. Жанр сказа в его творчестве. «Левша». Национальный характер в литературе.
| 31
| 24
| Н.С. Лесков. «Левша». Особенности повествования. Автор и повествователь в произведении.
| 32
| 25
| .Н.С. Лесков. «Левша». Речь героя произведения как предмет художественного изображения.
| 33
| 26
| А.П.Чехов. Страницы жизни писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». Средства создания комического эффекта.
|
34
|
27
| Живая картина нравов в юмористических рассказах А.П.Чехова. Подготовка к домашнему сочинению юмористического рассказа по данному началу.
| 35
| 28
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов XІX века. Рассказы о поэтах, выразительное чтение стихотворений.
|
36
|
1
| Произведения русских писателей XX века – 20 часов
А.С.Грин – человек светлой мечты. Слово о писателе. Феерия «Алые паруса». Особенности сюжета, лиризм произведения.
| 37
| 2
| Герои произведения (Ассоль и Лонгрен) и прозаический мир Каперны. Отношение автора к своим героям.
| 38
| 3
| А.П.Платонов. Рассказ о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Сказочное и реальное в произведении.
| 39
| 4
| А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Герои произведения, их характеры. Авторское отношение к героям.
| 40
| 5
| Обучение сочинению-отзыву на произведение (по произведениям А.С.Грина и А.П.Платонова).
| 41
| 6
| М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Сказка и быль. Смысл названия произведения.
| 42
| 7
| М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений героев.
| 43
| 8
| Человек и природа в сказке-были «Кладовая солнца».
| 44
| 9
| Развернутый ответ на вопрос по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (стр.72, задание 11)
| 45
| 10
| Произведения о Великой Отечественной войне. Рассказы о поэтах (К.М.Симонов, Д.С.Самойлов), выразительное чтение стихотворений.
| 46
| 11
| В.П.Астафьев. Страницы жизни. «Конь с розовой гривой» - рассказ о жизни сибирской деревни в предвоенные годы.
| 47
| 12
| Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
| 48
| 13
| В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского»- повесть о трудных годах военного времени.
| 49
| 14
| Нравственные проблемы повести В.Г.Распутина «Уроки французского».
| 50
| 15
| Сравнительная характеристика героев произведений В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.
|
51
|
16
| Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. (А.А. Блок «Летнийвечер», «О, как безумно за окном…»; С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов).
| 52
| 17
| В.М.Шукшин. Рассказ о писателе. «Странные люди» - герои Шукшина.
Художественное своеобразие рассказов и характеров.
| 53
| 18
| В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал». Герои рассказа. Смысл названия.
| 54
| 19
| Ф.Искандер. Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».
| 55
| 20
| Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
|
56
|
1
| Из литературы народов России – 2 часа
Габдулла Тукай. Страницы жизни поэта. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».
| 57
| 2
| Кайсын Кулиев. Слово о поэте. Тема Родины в творчестве Кулиева.
|
58
|
1
| Из зарубежной литературы – 10 часов
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии.
| 59
| 2
| Миф и легенда. Легенда об Арионе. Художественное своеобразие произведения, его герои.
| 60
| 3
| Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Истоки поэм, события и главные герои. «Илиада» (отрывок).
| 61
| 4
| Гомер. «Одиссея» (Одиссей на острове циклопов). Одиссей и Полифем.
| 62
| 5
| М.Сервантес. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Художественное своеобразие романа.
| 63
| 6
| Нравственная проблематика романа Сервантеса «Дон Кихот». Герой романа. Особый мир его души.
| 64
| 7
| И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Художественные особенности произведения.
| 65
| 8
| Проспер Мериме – мастер новеллы. «Маттео Фальконе». Характеры и поступки героев новеллы.
| 66
| 9
| Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Философская сказка «Маленький принц».
| 67
| 10
| Нравственные проблемы сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц»
| 68
| 1
| Итоговое занятие.Рекомендации для чтения.
| |