Скачать 93.04 Kb.
|
Лицей №4 ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Корень. Однокоренные слова» Учитель начальных классов: Гавычева Е.А. Тема: Корень. Однокоренные слова. Цель: Закрепить знания детей о понятиях: «корень», «однокоренные слова», развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова. Задачи: 1) научить детей чувствовать, видеть и слышать в слове общую часть /корень/; 2) закрепить у учеников понятия об однокоренных и родственных словах, их сходстве и различии; 3) воспитывать у детей языковое чутьё, т.е. зрительное и слуховое внимание к слову; 4) уточнить артикуляцию и звучание согласных звуков, закрепить умение распознавать гласные по беззвучной артикуляции; 5) обогатить речь детей новыми словами. Оборудование: карточки с заданиями, зеркала, рифмовки для орфографической минутки, какографии, скороговорка «Гуси», «Толковый словарь». План урока.
Ход урока.
Учитель: На предыдущих уроках русского языка мы с вами убедились в том, что написание многих слов в русском языке нужно не только знать, но и уметь проверять. Вас ждут задания на карточках. И как всегда карточки отличаются цветом, т.е. каждый цвет указывает уровень сложности задания.
Учитель: Сегодня на уроке мы уточним представления о корне и об однокоренных словах; будем учиться распознавать и подбирать однокоренные слова. Логопед: Вспомним, всегда ли слова с одинаковым корнем бывают родственными, узнаем значение многих новых слов, вспомним, как звучат и произносятся некоторые гласные и согласные звуки. Учитель: Прочитайте название и темы урока / на доске буквами напечатано «…орень»/ Но что это? Убежала буква. Ребята, как вы думаете, какая буква покинула свое место? /буква К/. /Буква К вешается в начало слова/. ![]()
Логопед: Ребята, а что мы можем сказать об этой букве? Какие звуки на письме обозначает буква К/ка/? Произнесите звук перед зеркалом. Что помогает произнести этот звук? /язык, твердое нёбо/ В каком положении находится язык? Скажите, какой это звук, гласный или согласный? Почему? Определите глухой или звонкий звук к/проверить ладонью вибрацию голосовых связок/. Назовите парный звонкий согласный /г/. Ребята, посмотрите на заглавную и строчную буквы К. Учитель: Пропишите в воздухе буквы Кк. Как пишутся эти буквы? /с отрывом/. А теперь спишите с доски аккуратно, неспеша, правильно соединяя элементы букв. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как надо держать ручку. Чем и кем мы всегда представляем ручку? /лёгким пёрышком, бабочкой в руке/. Тихо звучит музыка. Дети списывают с доски. Учитель: Оказывается, эту букву спрятал Старичок-слоговичок. Он вам приготовил загадки, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. А. Сарафан на сарафане, Платьице на платьице, А как станешь раздевать Досыта наплачешься. /лук/ Б. Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. /капуста/ В. Хотя и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус Узнали вы? Я … /свёкла/ Г. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. /ёж/ Учитель: Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно лишнее? /это слово ёж, в нем нет буквы «К»/. На какие вопросы отвечают слова, записанные на доске? /кто? что?/ К какой части речи они относятся? /имя существительное/. 6. Психогимнастика. /включается и звучит тихая музыка/ Логопед: Какое сейчас время года? /осень/. Представим, что мы с вами деревья в осеннем лесу. Встанем – наши руки – это ветви деревьев, а пальчики – листочки. Изобразите деревья и листочки, которые качает легкий ветерок. Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся /дети имитируют легкое дуновение ветерка и слегка шевелят пальцами/. Подул сильный ветер – качаются деревья /наклоны туловища/ Ветер затихает /дети садятся на свои места. Музыка затихает/ Садитесь на свои места и повторяйте за мной слова хором: Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят: Осиновый: «А-а-а», Рябиновый: «И-и-и», Березовый: «О-о-о», Дубовый: «У-у-у». Ребята, а какие звуки произносили осенние листочки? /гласные/ Молодцы! Вы правильно произносили гласные по артикуляции моих губ. ^ Учитель: Найдите в своих словариках слова на букву «К», которые называют овощи /капуста, картофель/. Запишите их в тетради. Какие буквы нужно запомнить при написании этих слов? Запишите новое словарное слово. Какое? Отгадайте. Сидит красная девица в темните, А коса на улице. Что это? /морковь/ Новое словарное слово – морковь. /вывешивается на доску наборное полотно со словом и рисунком/ А как вы понимаете значение слова морковь? За разъяснением обратимся к нашему другу «Толковому словарю Ожегова». /прочитать значение слова/ Составьте с этим словом предложение. У кого самое удачное предложение? Запишем его на доске. «В огороде созрела сочная морковь». Давайте разберем по членам предложения. Логопед:
Ребята, вы уже записали много слов, предложение. Ваши пальчики устали и я предлагаю выполнить гимнастику для рук. И гимнастика наша будет тоже об овощах. Догадались какая? Правильно, «Капуста». Ваши пальчики отдохнули и приготовились к дальнейшей работе. Учитель:
/на доске рифмовка/ Мыши, лыжи, пень, часы, Воробьи, лиса, весы, Котик Васька, пес Пушок – Сколько правил здесь, дружок? Какография /неправильное написание/ Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал на урок! \вывешивается т. Какография/ Объясните, пожалуйста, что такое обозначает слово «кагография»? /неправильное написание/ Тетушка Какография принесла с собой Ленину тетрадь. Давайте посмотрим, что там у Лени. Разве можно без улыбки видеть Лёнины ошибки Налител я на сугроп И расшиб сегодня лоп, Очень болно и обидно, Глас под шышкою не видно. Быстро Лёне помогайте, Все ошибки исправляйте! Спасибо, ребята, что помогли Лёне исправить все его ошибки, я думаю, что сами вы не допустите таких ошибок при письме. ^ Логопед: А сейчас мы отдохнем и выполним физкультминутку про птиц. Грач качался в гамаке /наклоны в стороны/ Гуси в волнах на реке /наклоны вперед-назад/ Мимо голуби летели /покачивание рукой/ И на веточку присели /приседание/ Веточка качается /покачивание руками/ Неплохо получается! /садятся на места/
Учитель:
О каких корнях шла речь в сказке? /о корне куста и корне слова/ Где живет второй корень, корень слова? Что же такое корень слова? Прочитайте правило на стр. 48 /1-2 ученика, 1 раз хором/.
Логопед: Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: В каждой строчке однокоренных слов выделите корень. Работаем по цепочке. /каждый ученик выходит к доске, выделяет корень/ Лес, лесной, лесок, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лед. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды. Молодцы, хорошо потрудились. Учитель:
Так что же такое корень слова? Прочитайте задание к упр. 118. Прочитайте текст. Почему слово родина написано с маленькой буквы? /это маленькая родина. Выполняется упражнение. Проверка. По словрю Ожегова выясняем смысл слова «родина»/ Учитель: Что называется корнем слова.
Стук в дверь. Логопед: Ребята, к нам кто-то стучится. Кто бы это мог быть? Да это Незнайка. Что-то ты сегодня грустный и молчаливый. Что у тебя опять случилось? Ребята, ему очень стыдно признаться, но с Незнайкой приключилось несчастье. Он подобрал к данным ему словам родственные слова, но по дороге в школу они у него рассыпались, и осталось вот что: Машина – …ист Рыба – …ак Море – …як Скрипка – ач Давайте поможем Незнайке собрать слова.
Логопед: Ребята, вижу вы очень дружные, добрые и отзывчивые дети. Вы так быстро помогли Незнайке. А сейчас я нуждаюсь в вашей помощи. Помогите мне подобрать как можно больше однокоренных слов. Я буду показывать и называть корень, а вы должны образовать родственные, однокоренные слова: вод, двор, корм, вар, мор. Молодцы, ребята, очень хорошо, что вы подобрали к корням так много родственных слов.
Нежный, маленький бутон Свернут туго, туго он /руки прижаты к груди/ Солнце луч ему протянет – И бутон гвоздикой станет /дети встают на цыпочки, руки поднимают вверх/. Учитель: Кт знает, что такое гвоздика? /показать цветок/ Почему так назвали гвоздику? /она по форме похожа на гвоздь/ Какой корень в этом слове? /гвозд/ /записать в тетрадях и на доске слова гвоздь – гвоздика/
Учитель: Сейчас я прочитаю стихотворение Берестова «Гуси». Ваша задача – запомнить и записать все однокоренные слова из стихотворения к слову «гуси». Тот, кто с гусятами близко знаком, Знает, гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком К ним не рискнет подойти босиком. Учитель: Кто нашел родственные, однокоренные слова? Но прежде давайте вспомним, какие слова называются родственными? Запишите эти слова. /записать на доске и в тетради/. Выделите корень в этих словах. Придумайте еще однокоренные слова к слову «гуси» /гусыня, гусиный/. ВЫВОД: Какие слова называются однокоренными словами?
Логопед: Произнесите чистоговорку «Гуси» четко и быстро проговаривая слова: На г . ре г . гочут гуси, Под г . рой огонь г . рит. /произносит логопед, затем хором дети/ Учитель: Какое правило поможет вам вставить пропущенные буквы в словах? /правило о правописании безударных гласных в корне/. Вставим пропущенные буквы /дети доказывают, почему они везде вставили букву о/. Вы затруднились в написании слова «гогочут». Прежде, чем проверить его написание, давайте выясним значение этого слова. Кто нам в этом поможет? Конечно же словарь. Выпишите слова с одинаковым корнем. Какие слова вы написали? /на горе, под горой, горит/ Являются ли они родственными? /нет! На горе и под горой – это формы одного и того же слова «гора», а слово горит не родственное, т.к. не является близким по смыслу/. Итак, мы должны запомнить, что не всегда слова с одинаковым корнем бывают родственные. Наше занятие подходит к концу и мне хочется еще раз напомнить вам о самой главной части слова – о корне. Потому что, когда говорят о главном, тогда говорят слово «корень». Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьезных ошибках это в корне неправильно. Если чего-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке. Смотри в корень! Или: Зри в корень! – значит, выдели самое главное. У слов тоже есть самое главное, самое важное корень. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными. 12. Итог урока. 13. Домашнее задание. |
![]() | Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень | ![]() | Оборудование: кластеры «Слова», «Родственные слова»; напечатанные листы с отрывками текстов (каждому ученику), кластер «Р. с.» каждому... |
![]() | ... | ![]() | От сущ мороз образуйте и запишите однокоренные слова других частей речи(прил.,глагол) |
![]() | Какое слово здесь лишнее? Подчеркни однокоренные слова. Выдели корень. Поставь ударение | ![]() | Развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень,учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового... |
![]() | Находим корень (подбирая однокоренные слова или выясняя, как образована анализируемая словоформа) | ![]() | Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова |
![]() | Учитель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей. Наш язык и скромен и богат | ![]() | Цели: Закрепление умения находить в слове все части, уметь правильно подбирать однокоренные слова, уметь правильно подбирать однокоренные... |