Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века».




НазваниеТема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века».
Дата публикации21.03.2014
Размер68.5 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Тема:

«Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века».

Цель:

Создание положительного настроя, поощрение индивидуального творчества учеников, раскрытие их личностного восприятия русской лирической поэзии.

Задачи:

- Сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира;

- показать связь изобразительного искусства и литературы;

- наблюдать живописное описание природы в пейзажах русских художников; - используя приём олицетворения, создать иллюстрацию к стихотворению Якова Петровича Полонского «По горам две хмурых тучи».
^ Оборудование для учеников:

Альбом, акварельные краски, ёмкость с водой, кисточки, простой карандаш, ластик.

Для учителя:

Репродукции, стихотворение Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи».

^ Зрительный ряд:

Репродукции произведений художников пейзажистов: И.Ю.Лермонтова, В.Поленова, А.К.Саврасова.
Ход урока:

I. Вступительное слово.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.
Наверно, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, «душу природы», её «язык», как выразился замечательный русский поэт Ф. Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие – художники, поэты, музыканты.

Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература и музыка. Глядя на картины А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и многих других прекрасных русских пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворение А. Пушкина, А. Фета, А. Толстого, Ф. Тютчева, А. Майкова, Я. Полонского, М. Лермонтова.


М. Ю. Лермонтов писал не только замечательные стихи, но и сам рисовал удивительные картины.

Мы с вами уже на двух предыдущих уроках знакомились с произведениями русских поэтов, воспевающими природу своей Родины, учились анализировать лирические произведения. Это наш последний урок по этой теме. В качестве д/з у вас были творческие индивидуальные задания. Давайте предоставим слово творческой группе, готовившей инсценировку стихотворения А. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»

(Инсценирование стихотворения).
Как вы думаете, ребята, какая из картин близка стихотворению А. Толстого?

II. Сегодня мы с вами знакомимся с творчеством ещё одного поэта, нового для вас, Якова Петровича Полонского.

  1. Сообщение о поэте.

  2. Выразительное чтение стихотворения Якова Полонского для вас приготовил Влад Григоревский.

  3. Беседа:

- Какие из изученных в этом году стихотворений вспоминаются вам, кажутся вам связанными с прочитанным только что стихотворением Якова Полонского?
(Две ассоциации: «Утёс» Лермонтова, «Неохотно и несмело» Тютчева);

- какие общие образы в этих стихотворениях?

(У Лермонтова образы скалы – утёса и туч;

У Тютчева – образ грозы).

4. Повторное прочтение стихотворения. (Читают самостоятельно).

5.Выявление художественных средств стихотворения:

- какая картина предстаёт перед вами?

(высокие горы, поросшие мхом (дебри влажные), среди них скала, к которой прижимаются тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ).

- Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (Олицетворение).

- Что такое олицетворение?

- Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по–вашему роль они играют?

(Глаголы в основном обозначают движение туч. С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать

человек. Глаголы помогают представить за образами скалы и туч переживания людей).

- Какое настроение выражено в стихотворении?

(Настроение тревоги, беспокойства, соперничества).

- Разбейте стихотворение на четверостишия. На основании чего вы разделили стихотворение?

(Основание – рифма).

- Определите вид рифмовки в каждом четверостишии.

- Почему, по вашему мнению, после трёх строф с перекрёстной рифмовкой следует одна строфа с опоясывающей рифмовкой?

(Приём помогает изменить интонацию и завершить стихотворение).

6. Выявление литеритурных ассоциаций.

-В стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи», как и у М.Ю.Лермонтова в «Утёсе», мы видим не реальную природу, а аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений.

- Что такое аллегория? (Иносказание).

- Кого из людей мы можем представить в образе скалы? ((Мать).

- Тогда тучи это кто?

(Дети, они ссорятся из-за того, кому прижаться к материнской груди).

- Как реагирует на эту ссору мать?

(Недовольна, расстроена ссорой своих детей).

- Что же дети?

(Они поняли настроение матери и успокоились).

- Мы знаем, что в поэтическом произведении каждый человек видит свои образы и единого восприятия одного и того же произведения не существует. Сейчас у вас будет возможность выразить своё видение

стихотворения Якова Петровича Полонского с помощью красок.
Поэт, художник и музыкант – это родственные души. В своих произведениях они отображают своё настроение и от того какое оно, зависит и сама работа. В литературе главную роль играет слово, а в живописи - цвет.

Рассмотрим репродукции поэта и художника М.Ю. Лермонтова.

- О чём говорят картины? (Они отображают настроение поэта и художника). художника).

- Как определить настроение художникп? (По цвету красок).

Вы прослушали стихотворение Полонского. Как вы думаете, какие краски нам сегодня понадобятся для отображения настроения поэта?
(холодные в начале и тёплые в конце, это зависит от того, какую часть произведения вы будете отображать). А какой жанр живописи мы будем применять, чтобы изобразить замысел поэта на листе бумаги? (Пейзаж).
Перед тем как приступить к работе проведём небольшую разминочку.
Жанры живописи.

(Определи жанр живописи).

Дуб стоит, под ним трава,

Вихрем кружится листва. (Пейзаж).

Вот стоит в углу гитара,

Наигралась и устала. (Натюрморт).

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу… (Анималистика).

Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом… (Моренистика).

Дом красивый, теремок,

На двери висит замок. (Зодчество).

Предо мной твои глаза

В них печальная слеза. (Портрет).

Тишь и гладь на той реке,

И кораблик вдалеке. (Моренистика).

На лугу пасётся конь,

Шустрый, резвый, как огонь. (Анималистика).

Чашки, ложки и букет

И коробочка конфет. (Натюрморт).

По линейке, чинно в ряд,

В городе дома стоят. (Архитектура).
Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя… (Пейзаж).
Вернёмся к произведению Полонского. Внимательно ещё раз прослушайте его в исполнении профессионального актёра.

(Прослушивание магнитофонной записи).
Стихотворение:

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы могучей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом
Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели.
На листе бумаги нарисуйте эскиз рисунка, который возродился в вашем воображении. Затем разукрасьте его акварелью. Для разведения красок используйте палитру.

Стихотворение:

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы могучей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом
Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели.


^ Практическая часть.

(Работа ребят – зарисовка).

Итоговая часть:

Заключительное слово учителя литературы:

- Какие три вида искусства близко сходятся в изображении природы?

- На каком приёме основано стихотворение «По горам две хмурых тучи»?

(олицетворение).

- Оценка за домашнее задание и работу на уроке.

Выставка рисунков. Оценка за рисунки и активность на уроке.

МОУ «СОШ с.Старый Искитим»


Родная природа

в творчестве русских поэтов, художников

и музыкантов ХIХ века.
Интегрированный урок.
Учитель литературы:

Зайцева Светлана Александровна,

Учитель изобразительного искусства:

Елисеева Александра Михайловна.



2009год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века». iconЛитература Тема. Певцы родной природы
Задачи. Способствовать формированию знаний об особенностях изображения пейзажа в творчестве русских поэтов, писателей, художников...

Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века». iconТема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и...
Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века». iconЛитература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских...
Тема урока: Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли»

Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века». iconУрок-концерт Тема: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика
Вступительное слово учителя (мп с. 293, стих. Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…») Слайд 1

Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века». iconУрок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века
Цель урока: Сформировать представление о способах создания образа природы в стихотворениях русских поэтов XIX века на примере стихотворений...

Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века». iconУрок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная...
Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского

Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века». iconКлассный час для учащихся 6-8 классов Тема природы в творчестве русских...
Данный материал можно использовать как сценарий классного часа (с акцентом на воспитательных задачах)

Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века». iconУрок литературы в 6-м классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»
Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово

Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века». icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...

Тема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века». iconУрок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века»
Цели: раскрыть красоту родной природы; подчеркнуть глубокую любовь писателей и поэтов к своей родной земле, природе, к своей родине,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница