Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»




Скачать 290.75 Kb.
НазваниеXix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»
страница1/3
Дата публикации13.06.2013
Размер290.75 Kb.
ТипРеферат
lit-yaz.ru > Литература > Реферат
  1   2   3


XIX Региональная научно - практическая конференция для молодежи и школьников

«Шаг в будущее, Сибирь!»

Мир детских прав в произведениях художественной литературы


Автор: Решетило Анастасия Евгеньевна, учащаяся 10

класса МАОУ « Средняя общеобразовательная

школа №5», г. Усть-Илимск.


Руководитель: Петрова Надежда Васильевна,

учитель русского языка и литературы, учитель

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», первая квалификационная категория, г.Усть-Илимск.


Усть-Илимск

2013 год

Содержание

Введение 3

Основная часть

1. Декларация и конвенция. 4

2.Исследовательская часть. 5

3.Практическая часть. 11 Заключение. 12

Приложение 1 13

Приложение 2 14

Приложение 3 15

Приложение 4 16

Приложение 5 20

Приложение 6 21

Список литературы 23

Введение

На уроках «Обществознания» в 7-ом классе мы говорили о правах детей. Меня очень заинтересовала эта тема. В 1959 году ООН была провозглашена декларация прав ребенка. Я внимательно изучила все принципы декларации прав ребенка и поняла, как мало мои сверстники задумываются об истории ее возникновения. Мы пользуемся всеми свободами, заявленными в декларации, и даже не подозреваем, что когда-то дети лишены были многих прав. Были времена, когда на западе наши сверстники подвергались расовой дискриминации. Детей, рожденных от негров, не брали в школу, где учились дети европейцев, им разрешалось посещать развлекательные заведения только в определенные дни, когда там не бывало «белых» детей. Мне стало интересно, а были ли подобные проблемы у детей в нашей стране? Я вспомнила произведения, которые мы изучали на уроках литературы, в которых писатели поднимали проблемы обращения с детьми, нарушения их прав и свобод. Меня заинтересовали следующие вопросы:

  • Какие права признавались за детьми в тот исторический период, когда не была принята конвенция о правах ребенка.

  • Как изменилось положение детей в обществе после принятия конвенции и как это отразилось в литературе после 1959 года.

Я задумалась над этими и другими вопросами. ^ Целью моей работы стало проанализировать, как отразилось нарушение прав ребенка в произведениях русских писателей. Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Узнать, что знают о декларации прав ребенка учащиеся моей школы.

  • Проанализировать права и свободы детей, защищенные декларацией.

  • Отобрать произведения для анализа, в которых автор поднимает проблему отношения взрослых, общества и государства к детям.

  • Прочитать произведения и сделать вывод о том, какие права детей в обществе нарушались до принятия декларации, что изменилось после ее принятия.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ, классификация, наблюдение и сопоставление результатов.

^ Объект исследования: произведения литературы 19-20 веков.

Предмет исследования: детское право в произведениях.

Гипотеза: до принятия декларации прав ребенка дети в обществе находились в бесправном положении, с принятием декларации прав детей отношение к детям в обществе, со стороны взрослых и государства изменилось, и это должно было найти отражение в творчестве известных писателей.

^ Декларация и конвенция.

Декларация прав ребенка была провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года. Этот документ вобрал в себя права детей на все свободы, принятые в декларации прав человека. В преамбулу декларации вошли принципы веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, преисполненные решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. Принципы были разработаны на основе декларации прав человека, исходя из того, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, и человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Декларация прав ребенка была провозглашена с целью обеспечения детям счастливого детства и использования, на их собственное благо и на благо общества, прав и свобод.

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

^ Исследовательская часть.

Тема нарушения прав детей раскрывается во многих произведениях разными писателями, потому что избиение, плохое отношение к детям, которые еще не могут защитить себя, за себя постоять, у любого нормального человека может вызвать только осуждение и возмущение.

В истории мира было время, когда на проблему детского права не обращали внимания, но с развитием цивилизации наступило время, когда эта проблема стала подниматься. Меня заинтересовало, как происходило изменение в отношении к детскому праву в нашей стране. Проблему прав детей стали активно поднимать писатели в России только в последней четверти 19 века. Это связано с развитием политической ситуации в стране. С развитием капитализма в России детский труд стал эксплуатироваться на фабриках и заводах. Конечно, в деревнях он всегда эксплуатировался, его эксплуатировали родители и помещики, а с развитием промышленности и увеличением производства, наемный детский труд стал эксплуатироваться в больших масштабах. Требования к детскому труду предъявлялись такие же, как и к взрослому, а платили несоизмеримо мало. Было естественно, что русские писатели-гуманисты не могли обойти стороной эту проблему. Эту тему стали поднимать писатели в своих произведениях. Это явилось своего рода ступенью на пути борьбы за права ребенка. Дети в обществе находились на бесправном положении: с их мнением не считались взрослые. Писатели раскрывают ужасающие формы, которые принял процесс образования и воспитания в России. Воспитанников избивали и даже убивали в процессе обучения, учителя не утруждали себя заботой об учениках, образование сводилось к заучиванию текстов, педагоги имели неограниченную власть над воспитанниками и доказывали свое превосходство при помощи физических наказаний. Я изучила произведения и составила список тех, которые особо ярко раскрывают картину отношения к правам ребенка в обществе, а , точнее сказать, полного пренебрежения этими правами: стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей», романы Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина», рассказ А.П. Чехова «Ванька», повесть М. Горького «Детство», роман Н. Г. Помяловского «Очерки Бурсы», рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг».

В стихотворении Н.А. Некрасова «Плач детей» автор рассказывает от имени ребенка о тяжелой физической работе, которую выполняют несовершеннолетние, и нет им ни отдыха, ни веселья. Это не простое обращение – это плач, крик о помощи, обращение к обществу, которое смогло такое допустить. Это крестьянские дети, и они обречены на бесправное отношение к ним взрослых и на работу без отдыха, потому что другого способа прокормить себя у них нет:

Где уж нам, измученным в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать!

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы - спать.

Если проанализировать это произведение с точки зрения декларации прав ребенка, то можно увидеть нарушение права детей на отдых, на специальную защиту и предоставление благоприятных условий для развития. Никаких условий детям не предоставляют, в обществе даже не идет речь о развитии детей, взрослые только используют их труд и истязают. Нарушается принцип защиты ребенка от жестокости, эксплуатации и насилия по отношению к нему. Детей никто не собирается защищать, их истязают и заставляют работать до изнеможения, пока они не падают от усталости. Нарушается принцип обеспечения возможности игр и развлечений. Дети мечтают только о сне, нет иных развлечений и желаний.

В своем творчестве Ф.М. Достоевский уделяет большое внимание детской теме. Он исследует глубоко психологию человека, задавая вопрос, согласен ли человек на рай, если при этом будет пролита слеза одного ребенка? Для писателя ребенок – воплощение невинности и чистоты. Но в социальных условиях начала 19 века ребенок поставлен в униженное и бесправное положение. В романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» в центре внимание судьба несовершеннолетней сироты, бесправной девочки, которая поставлена в зависимость от беспринципной и жадной до денег мадам Бубновой. С таким ребенком можно сделать все, что угодно: унизить, оскорбить, избить, продать на час для утех. В романе появляются герои, которых заботит судьба таких детей, они спасают Елену, а сколько таких девочек не спасли? Сцены избиения ребенка, описанные Достоевским, парализуют: «И в исступлении она бросилась на обезумевшую от страха девочку, вцепилась ей в волосы и грянула оземь». Волна возмущения поднимается в груди, когда читаешь сцену спасения Елены от насильника. Если руководствоваться принципами декларации прав детей, можно проанализировать, на защиту каких прав ребенка встает автор. Нарушается право на обеспечение специальной защиты и предоставления возможности и благоприятных условий для развития ребенка. Взрослые, взявшие на себя обязанности по заботе о девочке, истязают ее, заставляют работать, не создают нормальных условий для жизни, она не имеет даже чулок и одета в лохмотья. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме, в романе писатель показывает совсем обратное. Безнравственные люди торгуют невинностью девочки, ставят ее в положение зависимой и безропотной жертвы.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показана семья Мармеладовых, в которой несчастные несовершеннолетние дети Екатерины Ивановны страдают от голода, холода, побоев обезумевшей от нищеты матери, отсутствия нормальных жилищных условий (они живут в проходной комнате). Старшую девочку, Соню Мармеладову, толкают на постыдную торговлю собственным телом окружающие ее взрослые люди: мачеха, пьяный отец, сводни. Писатель пытается достучаться до сердец людей, которые равнодушно взирают на такое положение детей в стране. Дети – это будущее страны, какое же может быть будущее у страны, если в ней нельзя найти ни одного счастливого ребенка. Об этом хочет сказать нам Достоевский.

М.Е. Салтыков-Щедрин в романе «Пошехонская старина» рассуждает об образовании и воспитании, и приходит к выводу, что в России оно носит хаотический характер: «Дети ничего не знают о качествах экспериментов, которые над ними совершаются, - такова общая формула детского существования. Они не выработали ничего своего, что могло бы дать отпор попыткам извратить их природу. Колея, по которой им предстоит идти, проложена произвольно и всего чаще представляет собой дело случая». Писатель не только показывает страдания избиваемых детей, но и раскрывает ужасную правду, взрослые, измывающиеся над детьми не вызывают осуждения в обществе, это одобренная форма воспитания: «Но сами созидатели этого мартиролога отнюдь не сознавали себя извергами - да и в глазах посторонних не слыли за таковых». И никто не думает о маленьком существе, обреченном терпеть садизм и самодурство своих родителей: «А хочешь, я тебя, балбес, в Суздаль-монастырь сошлю? да, возьму и сошлю! И никто меня за это не осудит, потому что я мать: что хочу, то над детьми и делаю!» Детям не обеспечена специальная защита и не предоставлены возможности и благоприятные условия для развития». Государство пренебрегает, может быть, самым главным правом ребенка – правом расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в романе показана сцена, в которой помещик отбирает детей у крестьянки и отправляет их в другую деревню. Это просто бесчеловечно, лишить маленькое существо материнской любви и заботы.

В рассказе А.П. Чехова «Ванька» девятилетний мальчик пишет письмо деду, это его последняя надежда вырваться из того ада, в который он попал. Крик о помощи маленького мальчика, перегруженного работой и постоянно голодающего, который находится в рабстве, которого постоянно избивают, не дают спать и издеваются взрослые. Автор показывает, как нарушается его право на специальную защиту и не предоставлены возможности и благоприятные условия для развития. Нарушается право на защиту от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

В «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловский остро ставит проблему воспитания, с большим критическим пафосом заклеймил он бездушие, применение телесных наказаний, консерватизм в обучении — черты, характерные не только для духовных учебных заведений, но и для всей русской жизни в условиях самодержавия и деспотизма. Бесспорно, талантливые очерки освещали один скромный, но очень темный уголок русской жизни, куда не заглядывало еще ничье независимое око. Культурное русское общество с ужасом узнало, что в Петербурге — центре культурной жизни, существует известная до сих пор лишь по добродушному описанию Гоголя бурса и что в этой бурсе творятся дела, поражающие своей бесцельной и бесчеловечной жестокостью. Автор вскрывает нарушение прав несовершеннолетних детей. Если проанализировать это произведение с точки зрения декларации прав ребенка, то можно увидеть нарушение принципов защиты от физической расправы, принцип предоставления образования настолько искажен, что не совсем сначала понимаешь, для чего в этой бурсе содержатся дети. Никакого процесса обучения автор не описывает, а только издевательства учителей, которые применяют физические наказания. Дети не только боятся самих учителей, боятся наказания, боятся жить, для них лучше умереть, чем продолжить такое богословское образование: «Учителю захотелось попробовать, каков новичок под розгами. Придравшись к какому-то случаю, он отпорол новичка так, что тот долго после того таскал из тела своего прутья. Ученик после порки упал в обморок. Этим он окончательно вооружил против себя учителя, который стал преследовать его и каждый раз порол жестоко». Постоянные физические наказания доводили до изнеможения. Несправедливость и бездушие преподавателей богословского учения поражает читателя, она заставляет задуматься о том, какими же выйдут из этого заведения священники.

В произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» писатель приводит рассказ мальчика о своей работе на фабрике в нечеловеческих условиях, когда их даже не отпускают домой поспать, отдохнуть, покушать. Какие нечеловеческие условия труда! Писатель раскрывает, как нарушается взрослыми право на специальную защиту ребенка от жестокости и эксплуатации, право на предоставление возможностей и благоприятных условий для развития.

Во всех рассмотренных произведениях писатели раскрывают, насколько ребенок унижен и бесправен. И все дают ответ на вопросы, в чем причина? и кто виноват? Причина такого положения в существующем крепостническо-самодержавном строе, а виновниками писатели показывают не только конкретных взрослых людей, находящихся рядом с детьми, но всю систему, которая породила такое положение детей в обществе и такое отношение к ним взрослых. С развитием прогресса, смены исторической формации, после революции в России 1917 года, в стране установился советский строй. Советская власть в корне изменила отношение общества и государства к несовершеннолетним. Была принята Декларация прав человека – ключевой документ 20 века, который перевернул отношение к человеку во всем мире. После этого была принята и декларация прав ребенка в 1959 году, которая не только уравняла ребенка в правах со взрослыми, но и заставила общество относится к ребенку как к будущему человечества, хранителю его традиций, устоев, его опыта. Общество взяло на себя обязанность и ответственность за свое будущее в лице своих детей. Это нашло яркое отражение в литературе 20 века. Положение ребенка в обществе, а также отношение к нему общества изменилось. Мы уже можем наблюдать, как общество берет на себя заботу о воспитании и образовании детей. Для раскрытия этой темы я выбрала следующие произведения: Г. Белых, А. Пантелеев «Республика ШКИД», Макаренко «Педагогическая поэма», В. Распутин «Уроки французского». Они очень ярко показывают, какие изменения претерпело детское право в нашей стране, как власть стала заботится о детях и защищать их права.

Повесть «Республика ШКИДТ» была написана в 30-х годах 20 века, декларация прав ребенка еще не была принята. Но советская власть уже осознает, что забота о детях - это одна из первостепенных задач государства и создает детские дома. Очень многие дети потеряли своих родителей в период революции и первой мировой войны, в стране разруха и голод. Дети, выброшенные на улице, предоставлены сами себе. Они сбиваются в стаи, образуют банды, промышляют грабежом. Из них вырастут новые уголовники, какая из них опора молодому советскому государству? Поэтому власти принимают единственно правильное решение, детей нужно разворачивать к нормальной жизни путем просвещения и воспитания. Для этого по всей стране открываются детские дома наподобие коммуны. В них дети не только обучались, но и воспитывались трудом, вместе жили и учились общаться. Роман С. Макаренко «Педагогическая поэма» раскрывает перед нами тяжелый труд педагогов, самоотверженно взваливших себе на плечи нелегкую работу. Они создают из голодных, оборванных и думающих о воровстве преступников, подростков, уважающих свои и чужие права, желающих работать на благо общества, потому что они прекрасно осознают: общество – это и есть они сами. Рассказ Распутина «Уроки французского» написан еще позже, уже после принятия декларации прав детей. И он отражает принципы этой декларации. Право детей на получение начального образования реализовано даже в глухих селах, процесс обучения строится на уважении чести и достоинства ребенка, молодая учительница искренне заботится о создании для ребенка всех условий для развития, помогает ему с языком, подкармливает. Это произведение – манифест реализованному праву детей на все свободы в равноправном обществе.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!» iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее»
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее – 2011»

Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!» iconГородская научно-практическая конференция обучающихся 8-11 классов...
Городская научно-практическая конференция обучающихся 8-11 классов «Шаг в будущее»

Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!» iconПоложение о районной заочной экологической конференции школьников "Шаг в будущее"
Районная заочная экологическая конференция школьников "Шаг в будущее" является одним из направлений работы с одаренными детьми и...

Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!» iconНаучно практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее 2011»
Однажды просто читая стихи, я натолкнулась на стихотворение Юлии Друниной «Стираются лица и даты…»

Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!» iconНаучно-практическая конференция старшеклассников «Шаг в будущее» -2010 Эргонимы города Когалыма
Особый интерес для ученых представляют в настоящее время исследования в области названий коммерческих предприятий, товарных знаков,...

Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!» iconПрограмма для молодёжи и школьников «Шаг в будущее»

Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!» iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее»
Образы богатырей в былинах

Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!» iconНаучно-социальной программы «Шаг в будущее» Республиканская научно-практическая
Сурина С. В. – начальник отдела профессионального образования и науки – заместитель председателя

Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!» iconНаучно- практическая конференция «Шаг в науку»
Кто же он, этот настоящий гусар?

Xix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!» icon• VII межрегиональная научно-практическая конференция «Создание условий...
Комитета по делам молодёжи управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница