Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик




Скачать 152.29 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик
Дата публикации24.03.2014
Размер152.29 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева»



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________ Завьялова А.Н.

«28» августа 2013 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева»

________________Рогалева Н.В.

Приказ № 115 от «29» августа 2013 г.




Рабочая программа

по литературе Вологодской области

для 8 класса

Учитель-разработчик:

Рогалева Елена Владимировна
2013 год

^ Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы «Литература Вологодского края» в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе. Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона.

Основные цели изучения:

-дать разностороннее, систематизированное и показательное в историко-литературном аспекте представление о художественной словесности, связанной с Вологодским краем,

-вписать литературу Вологодского края в контекст истории русской литературы, изучаемой по федеральным программам,

-установить ценностные ориентиры в изучаемом материале,

-расширить культурный кругозор учащихся,

-включить литературу Вологодского края в активный духовный запас школьников,

-способствовать созданию целостного, культурно значимого образа Вологодчины в сознании учащихся,

-воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении её культурного достояния,

-формировать устойчивую личностную потребность в дальнейшем освоении культурного пространства родного рая,

- инициировать деятельность по литературному краеведению на территории Вологодской области,

-способствовать повышению эффективности литературного образования.
^ Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы Вологодского края ученик должен знать:

-наиболее важные особенности художественной словесности региона,

-содержание изученных произведений фольклора и литературы,

- основные факты жизни и творческого пути К.Н.Батюшкова, А.Я.Яшина, В.П.Астафьева, Н.М.Рубцова, В.И.Белова,

-литературные места Вологодчины,

-не менее 5 стихотворений поэтов Вологодского края наизусть,

-предусмотренные региональным стандартом понятия;

быть готовым применять к включенному в учебную программу материалу умения и навыки, названные в разделах «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений» и «Требования к уровню подготовки выпускников» ( подразделы «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» ) федерального стандарта основного общего образования по литературе.
^ Содержание программы

8 класс.

17 часов

Несказочная народная проза (3-4 произведения по выбору)

Легенды, предания и былички – жанры устного народного творчества. Легенда – рассказ религиозного характера о чудесных событиях. Предание- рассказ с установкой на историческую достоверность. Быличка – рассказ, основанный на народных суевериях. Распространение и собирание произведений этих жанров на территории Вологодского края. Использование их сюжетов и образов в литературном творчестве. Легенда о святом «Как мужик с Николой путешествовали, и что они видели», легенды об основании Спасо-Каменного монастыря и о белоризцах. Предания об Иване Грозном и Петре Первом , связанные с Вологодским краем ( происхождение названия Насон-город, проклятие Грозным Насон-города и реки Вологды, Петр Первый в Тотьме, замысел строительства Мариинской системы).Их соотношение с исторической правдой. Былички «Как девки на беседе сидели» (в записи Б.М. и Ю.М.Соколовых) и «Леший» ( в изложении Ф.А.Арсеньева). Литературные произведения по мотивам легенд, преданий и быличек; «Сила молитвы» П.Е.Вересова, «Деревня Блудново» А.Я.Яшина, «Откуда кружева пошли» Е.С.Триновой, «Петр Первый и звонарь» Ю.М.Леднева. Сведения об авторах этих произведений.
Жития (2 часа)

Житие – один из ведущих жанров древнерусской литературы, род средневековой биографии. Описание жизни христианских святых по определенному канону в произведениях этого жанра. Вологодский край – «Северная Фиваида», один из центров православной святости. «Житие Кирилла Белозерского», написанное Пахомием Логофетом, - памятник древнерусской словесности. Соответствие произведения жанровому канону. Роль святого Кирилла в истории Православной церкви и духовной культуры Вологодского края. Основание им крупнейшего на Русском Севере монастыря. Религиозные подвиги и чудеса, сотворенные святым. Образ Кирилла в житии и произведениях древнерусского изобразительного искусства.
Духовная поэзия (3 произведения по выбору) 2 часа

Религиозные сюжеты, образы и переживания в творчестве русских поэтов всех времен. Выражение христианского представления о мире и человеке, утверждение нравственных ценностей в духовной поэзии. Священное Писание и народные духовные стихи как её источники. Народный духовный стих « О двух братьях Лазарях» из собрания Н.А.Иваницкого. Традиция переложения псалмов в русской поэзии, «Первый псалом царя Давида» Н.Ф.Бунакова как пример следования ей. Поэтическая картина рождественской ночи в одноименном стихотворении С.П.Киснемского. Художественная обработка апокрифического предания в балладе П.Е. Вересова «Камо грядеши?». Современное звучание евангельского сюжета о рождении Христа в стихотворении А.А.Ганина « Был мрак и тишина. Но ангел вдруг явился…». Воплощение христианских идей прощения и сострадания ближнему в стихотворении А.В.Круглова «Молитва». « Слезный плат» Н.А.Клюева – произведение о святости материнског страдания. Краткие сведения об авторах этих произведений.
Картины старины (3 произведения по выбору) 2 часа

Богатство истории Вологодского края, участие вологжан в событиях общерусского масштаба. Интерес вологодских писателей к исторической тематике, тесная связь минувшего и настоящего в их произведениях. Патриотическая окраска темы прошлого. Обобщенный образ древней патриархальной Руси В стихотворении Ф.П.Савинова «Спас-Преображенье». Историческая основа стихотворения С.С.Орлова « Монолог воина с поля Куликова» и её поэтическая обработка. Н.М.Рубцов о слиянии земной красоты и небесной святости в Ферапонтовском монастыре как памятнике древнерусской культуры ( Стихотворение «Ферапонтово»). Тема национального достоинства в балладе С.Стрибожича «Иосиф Непея». Изображение Петра 1 и повседневного быта жителей Вологодского края в исторической новелле В.С.Железняка «Петр на Сухоне».Тема патриотизма в стихотворении В.В.Коротаева «Русь»
А.В.Круглов «Отверженный». 1 час.

Соединение в рассказе «Отверженный» черт художественного произведения и этнографического очерка. Подробное изображение картин суровой северной природы, образа жизни зырянских охотников. Простота чувств и нравственная требовательность обитателей северных лесов. Смелость, самоотверженность и верность – наиболее ценимые им качества. Проступок Абрама и его трагические последствия. Сходство сюжетов рассказа А.В.Круглова «Отверженный» и поэмы М.Ю.Лермонтова «Беглец», черты различия между произведениями.
В.А.Гиляровский. «Один из многих». 1 час.

Сведения о писателе. Продолжение в его творчестве традиций русского критического реализма. Содержание и издательская судьба сборника «Трущобные люди». Острота социальной проблематики рассказа «Один из многих», входящего в этот сборник. Обобщающий смысл названия произведения. Жизнь и нравы социального «дна» в изображении Гиляровского. «Преступление» Никиты Ефремова в изложении автора газетной заметки и автора рассказа. Простота стиля произведения.
В.Т.Шаламов «Пава и дерево» 1 час.

Сведения о писателе. Образ мастерицы Анны Власьевны, хранящей традиции вологодского кружевоплетения. Вехи биографии героини рассказа, смысл жизни в её понимании. Черты крестьянской психологии в характере, в отношении к людям. Профессиональная гордость Анны Власьевны , взыскательность в оценке результатов труда. Сложности и тонкости мастерства кружевниц в передаче автора.
А.В.Петухов. «Дай лапу, друг медведь!» 4 часа.

Сведения о писателе. Две сюжетные линии повести: взаимоотношения ребят ( Валерки, Борьки и Андрюшки) и история охоты на медведей. Темы дружбы, доверия, взаимопонимания. Особенности характеров мальчиков, их интересы и заботы, формирование человеческих качеств. Трудности и радости общения детей со взрослыми. Изображение жизни природы в повести, тема бережного отношения к ней. Охотник дед Макар и браконьеры. Медведи в восприятии людей.
Народная речь. (3-4 произведения по выбору) 2 часа.

Язык – основа национальной культуры. Художественная литература как искусство слова. Роль литературы в освоении богатств русского языка. Использование писателями выразительных возможностей народной речи. Отражение особенностей говоров Вологодского края в художественных произведениях. А.В.Круглов о большом значении слова в человеческой жизни ( стихотворение «Слово»). Поэтическая образность стихотворения А.А.Романова «Русский язык». А.Я.Яшин о необходимости ценить и беречь богатства народной речи ( стихотворение «Родные слова». Использование народной речи для создания образа крестьянина-пахаря ( стихотворение О.А.Фокиной «Оратай»). Мастерская передача произношения , интонации живой народной речи в рассказах «Колыбельная» В.И.Белова и «С кусоцькём» В.П.Астафьева. Язык персонажа – важное средство создания образа в этих рассказах. Бухтина как жанр устного народного творчества, образ рассказчика в произведениях в произведениях этого жанра. «Митькины бухтины» К.А.Коничева и «Бухтины вологодские» В.И.Белова (фрагменты)


^ Тематическое планирование



Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

учащегося

Теория

литературы

Развитие речи

Межпредметные связи, краеведение

1

Несказочная народная проза.

Легенды и предания Вологодского края

1

Составление плана вступительного слова учителя, выразительное чтение и обсуждение легенд и преданий.

Легенда,

предание

Словарная работа, наблюдения над лексическим составом произведений, письменные ответы на вопросы

Соотношение содержания преданий и легенд с исторической правдой

2

Жанр былички на территории Вологодского края. Былички « Как девки на беседе сидели» и «Леший»

1

Чтение быличек и обсуждение их содержания по вопросам учителя, составление плана ответа на вопрос: «Каковы особенности былички как жанра устного народного творчества»

Быличка

Словарная работа, устные ответы на вопросы учителя

Подготовка сценария «Литературные произведения по мотивам легенд, преданий, быличек»

3

В мире древнерусской словесности. «Житие Кирилла Белозерского».

1

Чтение и обсуждение произведения.

Жанры древнерусской литературы. Жанровый канон, житие. Северная Фиваида, Православная церковь, духовная культура, Русский Север, монастырь

Составление словаря «Жития Кирилла Белозерского»

Подготовка сценария заочной экскурсии в Кирилло-Белозерский монастырь

4

Образ Кирилла в житии и в произведениях древнерусского изобразительного искусства.

1

Подробный пересказ фрагментов, участие в беседе, сопоставление произведений разных видов искусства.

Жанры древнерусской литературы. Жанровый канон, житие. Северная Фиваида, Православная церковь, духовная культура, Русский Север, монастырь

Подробный пересказ, составление плана, словарная работа

Экскурсия в краеведческий музей «Особенности древнерусского искусства»

5.

Устный журнал «Религиозные сюжеты, образы и переживания в творчестве поэтов Вологодского края»

1

Сообщения о поэтах, выразительное чтение, комментированное чтение.

Религиозные сюжеты, религиозные образы, духовная поэзия, народный духовный стих, псалмы, апокрифические предания, евангельский сюжет, христианские идеи

Сообщения о поэтах, выразительное чтение. Подготовка культуроведческого комментария к произведениям «По страницам Священного Писания»

Литература и религия

6

Евангельский сюжет о рождении Христа в стихотворении С.П.Киснемского «Рождественская ночь» и А.А.Ганина «Был мрак и тишина. Но ангел вдруг явился…»

1

Сопоставительный поуровневый анализ стихотворения

Религиозные сюжеты, религиозные образы, духовная поэзия, народный духовный стих, псалмы, апокрифические предания, евангельский сюжет, христианские идеи


Словарная работа, выразительное чтение, составление словаря стихотворения

Литература и религия

7

Историческая тематика в творчестве поэтов. С.С.Орлов « Монолог воина с поля Куликова», В.С.Железняк «Петр на Сухоне»

1

Литературная беседа по вопросам учителя, устные сообщения об исторической основе произведений, устное словесное рисование.

Историческая тематика, историческая основа стихотворений, новелла, обобщенный образ.

Подготовка устных сообщений, участие в литературной беседе, построение устных монологических ответов, выразительное чтение.

Подготовка выставки книг на тему «История Вологодского края»

8

В художественном мире стихотворения Н.М.Рубцова «Ферапонтово»

1

Анализ поэтического текста

Лирика, лирический герой, композиция стихотворения, тропы, фигуры, фонетические средства выразительности речи.

Выразительное чтение, словарная работа, подготовка устных ответов

Подготовка сценария заочного путешествия в Ферапонтов монастырь.

9.

Нравственные уроки рассказа А.В.Круглова «Отверженный»

1

Композиционный, пообразный и языковой анализ произведения, сопоставление с поэмой М.Ю.Лермонтова «Беглец»

Рассказ, этнографический очерк, образ-персонаж, способы создания образа-персонажа., пейзаж, сюжет.

Художественный пересказ, составление вопросов к сопоставительному анализу произведений.

Конкурс на лучшую творческую работу о природе Вологодского края ( сочинение, фотография, рисунок, медиапрезентация и т.п.)

10

Жизнь и нравы социального «дна» в рассказе В.А.Гиляровского «Один из многих». Смысл названия произведения.

1

Составление плана ответа по биографии писателя, участие в аналитической беседе по содержанию рассказа, построение письменного высказывания «Смысл названия рассказа «Один из многих»

Рассказ, социальная проблематика, образ-персонаж, смысл названия произведения, способы создания образа-персонажа., стиль произведения

Составление словаря произведения , построение письменного высказывания «Смысл названия рассказа « Один из многих»

Подготовка доклада «Традиции русского критического реализма в творчестве В.А.Гиляровского», сбор материала к устному журналу «Вологодский край в жизненном и творческом пути В.А.Гиляровского»

11

Образ кружевницы в рассказе В.Т.Шаламова «Пава и дерево»

1

Составление плана вступительного слова учителя о жизненном и творческом пути писателя, участие в аналитической беседе, характеристика образа-персонажа по плану.

Рассказ, образ-персонаж, способы создания образа-персонажа, смысл названия произведения, стиль произведения.

Различные виды пересказов, участие в аналитической беседе.

Очная или заочная экскурсия в дом-музей В.Т.Шаламова, сбор рассказов о труде кружевниц вологодского края.

12-13

А.В.Петухов. Сведения о писателе. Комментированное чтение повести «Дай лапу, друг медведь!»

2

Составление плана вступительного слова учителя о жизненном и творческом пути писателя, комментированное чтение повести

Повесть, сюжетные линии повести, темы повести, образы-персонажи, особенности характеров, пейзаж, идейно-художественное своеобразие

Составление плана, комментированное чтение

Литература и экология

14

Темы дружбы, доверия и взаимопонимания в повести А.В.Петухова «Дай лапу, друг медведь!»

1

Аналитическая беседа по тексту повести

Повесть, сюжетные линии повести, темы повести, образы-персонажи, особенности характеров, пейзаж, идейно-художественное своеобразие

Подробный и выборочный пересказы, построение устных монологических ответов на вопросы учителя

Подготовка библиографии на тему « Тема дружбы, доверия и взаимопонимания в творчестве писателей 20 века»

15

Жизнь природы и тема бережного отношения к ней в повести А.В.Петухова «Дай лапу, друг медведь!»

1

Анализ эпизода, устное словесное рисование, выборочный пересказ

Повесть, сюжетные линии повести, темы повести, образы-персонажи, особенности характеров, пейзаж, идейно-художественное своеобразие

Устное словесное рисование, выборочный пересказ

Литература и экология

16

Бухтина как жанр устного народного творчества. Образ рассказчика в произведениях «Митькины бухтины» К.А.Коничева и «Бухтины вологодские» В.И.Белова

1

Выразительное чтение, литературная беседа по текстам произведений

Национальная культура, художественная литература как искусство слова, средства создания образа-персонажа. Бухтина как жанр устного народного творчества, образ рассказчика, язык персонажа

Конкурс на лучшее исполнение произведений

Подготовка сообщений на тему «Язык как средство характеристики образа-персонажа»

17

В литературной гостиной «Родные слова»

1

Выразительное чтение, участие в литературной беседе и дискуссии «Как нам сохранить русский язык?»

Говоры Вологодского края, национальная культура, художественная литература как искусство слова, выразительные возможности народной речи, поэтическая образность, произношение и интонация живой народной речи в произведениях художественной литературы.

Выразительное чтение, участие в литературной беседе и дискуссии «Как нам сохранить русский язык?»

Литература и русский язык

Программно-методическое обеспечение курса


  1. Баранов С. Ю., Мовнар И. В. Литература Вологодского края. Программа и тематическое планирование. – Вологда, 2007.

  2. Серия «Словесность Вологодского края для детей и юношества» (Заветное словечко. Сказки Вологодского края. - Вологда, 2008; Засодимский П. В. Задушевные рассказы.- Вологда, 2009 и др. (составитель - Баранов С. Ю.).

  3. Баранов С.Ю. Литература Вологодского края. 7- 8 классы. – Вологда, «Учебная литература», 2013.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик
Директор мбоу вмр «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е. М. Ставцева»

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 6 класса по программе Г. С. Меркина,...
Бюджетное образовательное учреждение Кирилловского муниципального района Вологодской области

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального...
Программа и тематическое планирование «Литература Вологодского края». Департамент образования Вологодской области. Гоу дпо «Вологодский...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по учебному предмету Литература Вологодской области 9 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» Тотемского района Вологодской...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по учебному предмету Литература Вологодской области 8 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» Тотемского района Вологодской...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе в 6 классе учитель-разработчик: Кузнецова Г. Н
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 11 класса (далее рабочая программа)...
...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 9 класса (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Программы общеобразовательных...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 7 «А» класса (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11 классов общеобразовательной школы/...

Рабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница