Содержание программы
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Содержание учебного курса
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Приложение к программе
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся для 1 «б» класса общеобразовательной массовой школы МКОУ СОШ им. А. Н. Арапова на 2013/2014 учебный год. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г.
- Федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год.
- Программа формирования универсальных учебных действий.
- Образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ им. А. Н. Арапова (по УМК «Гармония»).
- Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год.
- Локальный акт образовательного учреждения (Положение об учебной рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения) Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка: овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; приобщение к литературе как искусству слова; приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Внутренняя логика системы чтения - интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите…» и т.п.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Программа реализует образовательную область «Филология» и ориентирована на достижение целей, определённых в стандарте начального общего образования для данной образовательной области и предмета:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Программа реализуется в течение первого года обучения в начальной школе, первого года изучения предмета. Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.
Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником.
В первом классе контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:
- устный опрос;
- письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определённых тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике;
- тестовые диагностические задания;
- графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.
- комплексные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определённых тем, разделов программы, курса обучения за определённый период времени (четверть, полугодие, год).
Критериями оценивания результативности обучения являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и методики, темпа и громкости);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
- наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
- анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения проверочных работ.
Текущее оценивание по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематическое оценивание проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговое оценивание чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы.
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения первоклассников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: проверка сформированности слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений. ^
1) урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
2) урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ;
3) урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
4) урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
5) урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
^
2.1 Программа составлена на основе авторской: Гармония. Литературное чтение. Кубасова Ольга Владимировна. Традиционная система. Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Гармония». Смоленск.: «Ассоциация 21 век». 2012 год.
2.2
- Рабочая программа в полном объёме соответствует авторской программе по предмету.
- Количество часов в учебном плане образовательного учреждения совпадает с количеством часов в авторской программе.
- Корректировка авторской программы не производилась.
2.3 Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач. ^
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию,
самокритичности.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве1.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём
и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями.
13. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью,театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания.
17. Развитие литературных способностей.
2.4
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
Занятия проводятся 4 раза в неделю, 45 минут, согласно расписанию уроков.
2.5 Предмет «Литературное чтение» является продолжением курса «Литературное чтение (Обучение чтению)», реализующимся с сентября по март в 1 классе.
^
Учебный предмет «Литературное чтение» в 1 классе реализует образовательную область «Филология». Программа и материал УМК рассчитан на 4 часа в неделю, 10 учебных недель, 40 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
^
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний
^
Личностные
Первоклассник научится:
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, переживать.
Осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
Воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
Развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости;
Высказывать и пояснять свою точку зрения.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
Делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
Передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа с учётом специфики текстов;
Высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
Применять правила сотрудничества;
Расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Познавательные УУД
Осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и в его дальнейшей жизни;
Осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
Создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
Осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
Ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;
Делать устную презентацию книги (произведения);
Работать с детской периодикой.
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, группе.
Предметные
Первоклассник научится:
Читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по слогам вслух – не менее 25-30 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
Применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
Полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
Устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
Отличать поэтический текст от прозаического;
Распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
Понимать читаемое преимущественно по ходу чтения.
Первоклассник получит возможность научиться
Испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
Уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
Бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
Определять сходство и различие произведений разных жанров;
Использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
Выделять в тексте опорные слова.
В результате освоения курса «Литературное чтение» в первом классе у учащихся формируются читательские навыки и умения, осмысленность чтения. В ходе формирования навыка осмысленного чтения первоклассник научится:
Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
Пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
Отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
Определять эмоциональный характер текста;
Выделять опорные слова;
Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
Определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из рядя предложенных;
Уметь прогнозировать содержание прочитанного;
Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
Формулировать тему небольшого текста;
Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
Определять идею произведения путём выбора из рядя пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
Находить главную мысль, сформулированную в тексте;
Определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения первоклассник научится:
Повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
Соблюдать паузы – короткие и длинные – в зависимости от смысла читаемого;
Передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
Выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
Пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
При работе с текстом и книгой первоклассник научится:
Выявлять авторское отношение к персонажам;
Определять, от какого лица (автора-повествователя, автора рассказчика или персонажа) ведётся повествование; отношение к их поступкам;
Выделять эпизод из текста;
Озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
Восстанавливать деформированный картинный план;
Подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
Составлять картинный план;
Пересказывать с опорой на картинный план;
Последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
Составлять подробный и творческий пересказ по изменённому плану;
Заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
Правильно называть книгу (автор, заглавие);
Составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
Ориентироваться в книге;
Работать с содержанием (оглавлением);
Ориентироваться в группе книг (5-6 книг);
В ходе изучения курса «Литературное чтение» обучающиеся могут:
Расширять базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;
Осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности ( за счёт внимания к личности автора);
Воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
Получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.
Выполняя задания творческого характера, на уроках литературного чтения обучающиеся научатся:
Говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
Читать по ролям;
Инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развёрнутой драматизации;
Графически иллюстрировать прочитанное;
Составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
Готовит творческий пересказ в форме дополнение текста.
Содержание тем учебного курса «Литературное чтение»
Раздел учебного курса, кол-во часов
| Элементы содержания
| Характеристика деятельности учащихся
| УУД
| Формы контроля
| ^ (7 ч.)
| Л. Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто «Стали грамотными»
Г. Новицкая «Книжки»,
Р. Сеф «Учись читать!..» –
Л. Пантелеев «Ау», С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»
В. Голявкин «Болтуны»
С. Маршак «Угомон,
Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...»
| ^ художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.
Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепен-но увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуаль-ными возможностями. Читать текст с интонационным выде-лением знаков препинания.
^ используя интонаци-онные средства выразительно-сти. Читать «про себя», понимая содержание текста.
Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию лите-ратурного текста. ^ с одноклас-сниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. Соотносить название произведения с его содержа-нием. Соотносить пословицы с произведениями. Озаглавли-вать прочитанное. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Воспри-
нимать на слух художествен-
ные произведения разных жан-
| Личностные:
Формировать положительную мотивацию к обучению и к чтению книг. Развивать рефлексию, эмпатию. Осваивать нравственно-этические ориентиры. Осваивать нравственно-этические правила поведения в школе.
Регулятивные:
Принимать и выполнять учебную задачу. Контролиро-вать себя при чтении. Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. Действовать по заданному плану. Анализировать и оценивать качество ролевого чтения одноклассников. Осуществлять целепо-лагание.
Познавательные:
Ориентироваться в книжном пространстве. Анализиро-вать книгу по её обложке. Конструировать слова.
Ориентироваться в тексте. Анализировать свои впечат-ления, рассуждая на заданную тему. Анализировать прочитанное с целью соотнесения названия произведения с содержанием текста. Ориентироваться в учебнике по иллюстрациям, содержанию. Анализировать содержание прочитанного произведения с целью соотнесения пред-ложенных заголовков с тематикой текста. Прогнозировать тему предстоящего чтения. Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста. Выявлять причинно-след-ственные связи событий. Анализировать иллюстрацию с точки зрения её соответствия произведению. Сопостав-лять пословицы с литературными текстами с точки зрения их идейного содержания.
Коммуникативные:
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слу-шать другого, соблюдать правила общения. Создавать небольшое высказывание, устное рассуждение на на заданную тему. Вступать в общение с близкими на заданную тему. Умение обосновывать свое высказыва-ние. Обосновывать свое мнение. Аргументировать свой ответ.
| Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Пересказ текста
Составление рассказа
Графический рисунок
Творческое выступление
Викторина
| ^
| В. Смит «Потехе час»
«Потешки и колыбельные песни»
«Побасенки»
«Русские народные загадки»,
С. Маршак «Загадки»
Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»,
В. Берестов «Искалочка»
«Считалки»,
В. Берестов «За игрой»
«Скороговорки, небылицы»
С. Маршак «Я видел»,
А. Босев «С нами Смех»
С. Маршак «Пудель»
| ров в исполнении учителя и учащихся. ^ плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличи-вать скорость чтения в соответ-ствии с индивидуальными воз-можностями. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Читать вырази-тельно, передавая эмоциональ-ный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонацион-ные средства выразительности.
Читать «про себя», осознавая содержание текста. Опреде-лять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнении-ями с одноклассниками по по-воду читаемых произведений. Ранжировать произведения по их тематике. Соотносить наз-вание произведения с его содер-жанием. Соотносить фрагмен-ты текста и иллюстрации. Озаглавливать прочитанное. Корректировать картинный план. Элементарно иллюстри-ровать текст. Составлять рас-сказ по иллюстрации и на осно-ве собственных впечатлений.
Заучивать стихотворения наи-зусть и декламировать их.
Сотрудничать с одноклассни-ками при подготовке и проведе-нии конкурсов, а также игры «Радиотеатр».
| Личностные:
Приобщаться к национальной культуре. Усваивать нрав-ственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию.
Развивать дружеские отношения в игровой и учебной деятельности.
Регулятивные:
Принимать и выполнять учебную задачу. Контролировать себя при чтении. Анализировать и оценивать выразитель-ность чтения одноклассников. Выполнять инструкцию.
Оценивать выразительность чтения одноклассников.
Познавательные:
Ориентироваться в тексте,в книгах, в группе роизведений.
Конструировать слова. Анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему. Сравнивать произведения малых фольклорных жанров (потешки и колыбельные).
Ранжировать произведения по жанру. Систематизировать прочитанное по заданным параметрам. Делать обобще-ние на основе нескольких признаков. Анализировать прочитанное с целью соотнесения названия произведения с содержанием текста. Ориентироваться в книгах с целью поиска книги с произведениями заданного жанра.
Анализировать особенности языкового оформления текста. Участвовать в коллективной и групповой деятельности на основе учебного сотрудничества.
Коммуникативные:
Обосновывать своё высказывание. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Сотрудничать в ролевой игре. Созда-вать текст по подобию. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурса. Создавать небольшое высказывание на заданную тему. Аргументи-ровать своё мнение. Строить монологическое высказы-вание по рисунку и на основе собственного опыта.
| Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Пересказ текста
Составление рассказа
Графический рисунок
Творческое выступление
Викторина
| «Что такое хорошо и что такое плохо»
(11 ч.)
| Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»,
С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»
Л. Н. Толстой «Кто прав?»,
Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»
В. Осеева «Все вместе»
Е. Пермяк «Для чего руки нужны»,
Эзоп «Собрался старик помирать»
Л. Н. Толстой «Два раза не умирать»,
Л. Н. Толстой «Два товарища»
В. Росин «Друзья познаются в беде»
С. Михалков «Ошибка», «Прививка»
Л. Яхнин «Силачи»
М. Пляцковский «Добрая лошадь»
Обобщающий урок
| ^ худо-жественные произведения раз-ных жанров в исполнении учи-теля и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуаль-ными возможностями. Читать текст с интонационным выде-лением знаков препинания.
^ литературные произ-ведения по ролям, используя интонационные средства выра-зительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоцио-нальный характер текста. Выс-казывать суждения о значе-нии тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мне-ниями с одноклассниками по поводу читаемых произведе-ний. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать ли-тературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отно-шение к персонажу. Опреде-лять отношение автора к пер-сонажу. Соотносить название произведения с его содержа-нием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произве-дений. Ранжировать неболь-шие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное. Инс-ценировать прочитанное. Со-трудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Осущест-влять выбор книги по задан-ному параметру.
| Личностные:
Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – честность, дружелюбие, трудолюбие.
Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка.
Развивать рефлексию, эмпатию.
Регулятивные:
Развивать способность к целеполаганию, умение самоконтроля при чтении.
Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Развивать умение самоконтроля при чтении.
Познавательные:
Ориентироваться в тексте.
Выделять главное в тексте.
Конструировать слова, предложения.
Анализировать поступки персонажей.
Сравнивать персонажей близких
по тематике произведений.
Сравнивать произведения одной тематики.
Сравнивать заголовок и содержание произведения.
Обобщать содержание текста с целью его озаглавливания.
Ориентировка в книгах с целью
нахождения книги по заданной теме.
Анализировать произведения с точки зрения соответствия его главной мысли пословицам.
Формировать антиципацию.
Устанавливать причинно-следственные связи событий.
Определять главное в прочитанном.
Сравнивать литературное произведение с группой пословиц по главной мысли.
Коммуникативные:
Вступать в общение, выражать
свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр» и «Театр». Формировать дружелюбные от-
ношения.
| Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Пересказ текста
Составление рассказа
Графический рисунок
Творческое выступление
Викторина
| «Там чудеса...» (14 ч.)
| А. Шибаев «Сказки просят...»
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Ингушская сказка «Заяц и черепаха»
Американская сказка «Вот он, вор!»
Армянская сказка «Заказчик и мастер»
А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки)
X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»
В. Орлов «Абрикос в лесу»
А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»
| ^ худо-жественные произведения раз-ных жанров в исполнении учи-теля и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличи-вать скорость чтения в соответ-ствии с индивидуальными воз-можностями. Читать текст с ин-тонационным выделением зна-ков препинания. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциона-льный характер текста. Отве-чать на вопросы по содержа-нию литературного текста. Об-мениваться мнениями с одно-классниками по поводу чита-емых произведений. Характе-ризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержани-ем. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотно-сить пословицы с роизведени-ями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.
Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые вы-разительные средства из прочи-танного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать рочитанное.
Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию
| Личностные:
Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – честность, дружелюбие, трудолюбие.
Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка.
Развивать рефлексию, эмпатию.
Регулятивные:
Развивать способность к целеполаганию, умение самоконтроля при чтении.
Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Развивать умение самоконтроля при чтении.
Познавательные:
Ориентироваться в тексте.
Выделять главное в тексте.
Конструировать слова, предложения.
Анализировать поступки персонажей.
Сравнивать персонажей близких
по тематике произведений.
Сравнивать произведения одной тематики.
Сравнивать заголовок и содержание произведения.
Обобщать содержание текста с целью его озаглавливания.
Ориентировка в книгах с целью нахождения книги по заданной теме.
Анализировать произведения с точки зрения соответствия его главной мысли пословицам.
Формировать антиципацию.
Устанавливать причинно-следственные связи событий.
Определять главное в прочитанном.
Сравнивать литературное произведение с группой пословиц по главной мысли.
Коммуникативные:
Вступать в общение, выражать свою точку
зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр» и «Театр». Формировать дружелюбные от-
ношения.
| Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Пересказ текста
Составление рассказа
Графический рисунок
Творческое выступление
Викторина
| |