№ урока
| Название раздела программы с указанием кол-ва часов; тема урока
| Количество уроков
| Тип урока
| Элементы содержания
| Формирование ЗУНов и ОУУН
(планируемые
результаты освоения мат.)
| Контроль
| Материально-техническое обеспечение
| ^
| Дата план
| Дата факт
|
1
| Вводный урок «В мире литературы»
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
| Знать образную природу словесного
искусства.
Уметь составлять тезисы и план
прочитанного; владеть различными
видами пересказа.
| Фронталь-ный опрос
| Книги различных поэтов и писателей
| Выполнить зад.2 учебника письменно
|
|
|
2
| ^
Пословица – всем делам помощница
| 1
| Урок совершенствования и углубления знаний, умений, навыков
| Представление учащихся о малых жанрах фольклора
| Знать пословицы, художественно-изобразительные средства
| Задания по группам
| Учебник, различные издания былин, иллюстрации, карточки, словарь
| Групповое задание: подобрать и записать татарские и русские пословицы, 1) о знаниях; 2) о труде; 3) о дружбе
|
|
|
3
| Былины «Вольга и Микула Селянинович»
| 1
| Урок изучения нового материала
| Былина как особый фольклорный жанр. Тематика и проблематика былин.
| Знать понятия зачин, концовка, напевная интонация, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы
| Фронталь-ный опрос, оценка художественного чтения
| Репродукции картин и иллюстрации В.Васнецова, К.Васильева, И.Билибина
| Создать диалог на тему: «Какие былины мне нравятся?»; написать свою былину; составить интервью
|
|
|
4
| Удивительные страницы «Садко»
| 1
| Урок совершенствования знаний и умений учащихся
| Умение выразительно читать былины
| Знать содержание былин
| Викторина «Знаешь ли ты былины?»
| Задания
| Подготовить чтение былин по ролям, написать отзыв
|
|
|
5
| ^ Внеклассное чтение. «Предания старины глубокой» (О создании Казани)
| 1
| Урок-исследование
| Варианты предания, причины вариантности Научная и художественная значимость
| Знать тексты вариантов преданий и их собирателей; уметь обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать свое мнение
| Контроль за составле-нием аналитической таблицы
| Тексты преданий и легенд
| Написать сочинение-эссе «Моё восприятие истории родного края»
|
|
|
6
| Поучения Владимира Мономаха.
Поучение как жанр древнерусской литературы.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Знакомство с жанром летописи, особенности этого жанра
| Знать определение былины, летописи, композиции, уметь высказывать своё мнение
| Коллективная и групповая работа по карточкам
| Задания с карточками, учебник, словарь
| Написать наставление младшему братику (сестренке) или поучение другу
|
|
|
7
| Творчество писателей Древней Руси. Повесть о Петре и Февронии.
| 1
| Изучение ново темы
| Знакомство с жанром «житие», повестью, выявление их специфики
| Уметь сравнивать эту повесть с другими памятниками литературы, знать новые жанры
| Фронталь-ный опрос
| Учебник, хрестоматия по древнерусской литературе, словарь
| Подготовить пересказ понравившегося отрывка; инд/ зад.: подготовить сообщение о Ломоносове
|
|
|
8
| М.В.Ломоносов – певец XVIII в.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Знакомство с биографией М.В.Ломоносова, его роли в развитии русской литературы. Знакомство с понятием «ода»
| Иметь представление о Петровском столетии
| Коллективная работа. Составление хронологической таблицы
| Портрет Ломоносова, ИКТ, фрагмент фильма «Михайло Ломоносов»
| Выучить одно стихотворение; устное сочинение «Мои первые впечатление о Ломоносове»
|
|
|
9
| Г.Р.Державин «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…»
Анализ стихотворения.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Первое знакомство с личностью и поэзией Г.Р.Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности.
| Уметь высказывать впечатления
| Индивиду-альный и фронталь-ный опрос
| Портрет Державина, репродукции Репина «Пушкин на лицейском экзамене»
| Выучить стихотворение наизусть; инд/зад.: подготовить сообщение «Ломоносов и Державин – великие поэты 18 столетия»
|
|
|
10
| А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь.
Интерес Пушкина к истории России.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Систематизация известных фактов о биографии А.С.Пушкина. Знакомство с новыми темами в тв-ве Пушкина.
| Уметь работать с книгой, использовать ранее известный материал
| Письмен-ный ответ на вопрос
| ИКТ, портрет Пушкина, его современников, семьи
| Написать рассказ-сочинение «»Что услышал и увидел нового об А.С.Пушкине»
|
|
|
11
| А.С.Пушкин «Полтавский бой».Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы
| Иметь представление о Полтавском сражении, уметь выражать свою точку зрение
| Фронталь-ный опрос
| Учебник, текст, литературоведческий словарь
| Составить цитатный план отрывка, проиллюстрировать картину Полтавского боя
|
|
|
12
| А.С.Пушкин «Медный всадник».Выражение любви к Родине. Прославление деяний Петра !. Образ автора в отрывке из поэмы.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»
| Знать содержание поэмы, уметь анализировать отрывки
| Групповая работа (предложить свой вариант памятника Петру I, герою «Полтавы»
| Сборник произведений Пушкина
| Выучить отрывок наизусть. Составить торжественную речь у памятника Петру I.
|
|
|
13
| А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
| Иметь представление о летописном и авторском тексте, уметь делать анализ (образов, лексики)
| Словарная работа
| Литературоведческий словарь, текст поэмы
| Подготовить выразит. чтение по ролям, подготовить сообщение о Борисе Годунове
|
|
|
14
| А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).Образ летописца Пимена.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Историческая основа создания трагедии
| Знать содержание трагедии, уметь работать с текстом, словарем
| Словарная работа, опрос
| Литературоведческий словарь, текст
| Подготовить выразит. чтение отрывка, сделать иллюстрации. Прочитать повесть «Станционный смотритель»
|
|
|
15
| А.С.Пушкин. Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель».
| 1
| Урок изучения нового материала
| История создания сборника «Повести Белкина». Понятие «маленький человек» в литературе
| Знать содержание повести, уметь работать с текстом, анализировать эпизоды
| Опрос, групповая работа по карточкам
| Текст повести, словарь, карточки с заданиями
| Подготовиться к итоговому тесту,
Перечитать эпизод
«Самсон Вырин у Минского».
|
|
|
16
| Р/Р. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.
| 1
| Развитие речи, практикум
| Анализ эпизода.
| Уметь выражать личностное отношение к написанному
| Индивиду-альная работа
| Тестовые задания, тексты, тетради
| Сообщение о жизни и судьбе М. Ю. Лермонтова.
|
|
|
17-18
| М.Ю.Лермонтов. «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
| 2
| 1. Урок изучения нового материала.
2. Урок закрепле-ния изученного.
| Краткий рассказ о поэте. «Песня про Ивана Васильевича…» - поэма об историчес
ком прошлом Руси.
| Знать содержание поэмы, уметь работать с текстом, иметь представление об анализе поэтического текста
| Фронталь-ный опрос, самостоятельная работа, словарная работа
| Портрет М.Ю.Лермонтова, ИКТ, картина И.Е.Репина
| 1.Прочитать и составить цитатный план, план характеристики главных героев
.2. Выразительное чтение одной из глав.
|
|
|
19
| Лирика Лермонтова Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел»
| 1
| Урок ознакомле-
ния с новым материалом
| Анализ лирического произведе-ния
| Иметь представление о лирическом анализе стихотворения
| Словарная работа
| Сборник стихотворе-ний М.Ю.Лермонтова
| Задание по группам: выучить наизусть одно из стихотворений // письменно ответить на вопросы
|
|
|
20
| ^
| 1
| Контроль знаний
| Контрольная работа
| Знать тв-во А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
| Ответы на контрольные вопросы, тестирование
| Тесты, карточки с заданиями
| Сообщение о жизни и тв-ве Гоголя, «История создания повести «Тарас Бульба»
|
|
|
22
| Н.В.Гоголь. История создания повести «Тарас Бульба»
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Расширение и углубления сведения о Гоголе.
| Знать жизнь и творчество Гоголя, уметь работать с текстом
| Работа по карточкам, словарная работа
| Портрет Гоголя, ИКТ, карточки с заданиями, словарь
| Худ. пересказ одной из глав повести (от лица кого-либо из персонажей)
|
|
|
23
| Образ Запорожской Сечи в повести
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом. Комменти-рованное чтение.
| Развитие навыка анализа художественного образа.
| Знать содержание повести, уметь находить в тексте образный материал, раскрывающий образ жизни и быта Запорожской Сечи; характеры обитателей
| Фронталь-ный опрос
| Текст произведения
| Выделить в тексте описание пейзажей
|
|
|
24
| Героизм и самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли
| 1
| Урок совершен-ствования и углубление знаний
| Осмысление героико-патриотической темы, осмысления идеи красо-ты, подвига во славу отчизны
| Знать текст произведения, уметь находить отдельные эпизоды, уметь систематизировать и высказывать своё мнение
| Фронталь-ный опрос
| Текст произведения
| Подготовить рассказ 1) о жизни и гибели Тараса Бульбы,
2) подвиге и гибели Остапа, 3)предательстве Андрия
|
|
|
25
| Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрия
| 1
| Урок совершен-ствования знаний и умений
| Обучение репродуктивному высказыва-нию
| Знать содержание текста, Уметь анализировать эпизоды
| Фронтальный опрос, Самостоятельная работа
| Карточки с заданиями
| Подготовить устный рассказ по темам
|
|
|
26
| Трагедия Тараса Бульбы
| 1
| Урок совершен-ствования ЗУН
| Навыки анализа эпического произведе-ния
| Знать содержание произведения, уметь сопоставлять эпизоды
| Фронталь-ный опрос
| Текст произведения
| Выучить наизусть один из отрывков: 1) речь о товариществе (гл.9)// гибель Тараса(гл.12) Написать монолог люльки Тараса
|
|
|
27
| Прославление боевого товарищества, осуждение предательства
| 1
| Урок обобщения и система-тизации знаний
| Работа с художественным текстом. Обучение письменному высказыва-нию
| Уметь обобщать и делать выводы
| Тест
| Тестовые задания
| Подготовиться к сочинению: подбор материала, эпиграфа. Написать черновик сочинения.
|
|
|
28
| |