Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы




Скачать 437.07 Kb.
НазваниеКнязевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы
страница1/3
Дата публикации29.03.2014
Размер437.07 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Князевой Тамары Викторовны
Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы.
Автор опыта : Князева Тамара Викторовна

Место работы: МОУ СОШ №2, г. Переславль-Залесский

Ярославской области

Должность: учитель русского языка и литературы

(преподаваемые предметы)

Награды: отраслевая награда Министерства образования РФ: нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (2000 г.);

^ Победитель Конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2007 г.).

Заслуги педагога отмечены в рубрике «Доска Почёта» энциклопедии «Лучшие люди России» (издательство «Спец – Адрес», 2010 г.)

^ Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, - значит

вырастить угрозу для общества.

ТеодорРузвельт

Актуальность исследования. Работа в качестве учителя русского языка и литературы, классного руководителя на протяжении 25 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а. значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло своё отражение в ^ Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

^ Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
^ Задача нравственного воспитания:

формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе их приобщения к наиболее значимым человеческим ценностям: Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Писатель и педагог С. А. Соловейчик уверен: «Воспитание – это обучение нравственной жизни. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами».

Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божественному, волю к духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию, отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться Человеком.

Итак, главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей.

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей.

Современная школа пытается активно влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному становлению, вносить определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма; отсутствие взаимопонимания и дефицит общения в семье, утрата ценностных ориентиров и т.д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Не вдруг и не сразу мы заговорили о духовном кризисе. Ждали, только вот чего? Не хотели, как говорят, «выносить сор из избы»… А сейчас огромным усилием воли, подключая различные общественные институты, мы пытаемся вернуть то самое ценное, без чего жизнь наша не имеет истинного смысла.

Почему мы в таком ужасе от умонастроений нашей молодёжи, от того, что происходит на улицах наших городов, посёлков, от насильственных действий, от того, что девочки бросаются с крыш домов? Почему дети хотят всё и сразу? Хотят лишить жизни своих родителей, чтобы те оставили их в покое, предоставили полную свободу. Почему родители с горечью признаются в своём бессилии?.. «Гарантия благополучия подростка – тесная эмоциональная связь с родителями,- убеждён Анатолий Северный, президент Ассоциации детских психиатров и психологов.- Если родители - советчики, то для любой проблемы существует решение».

Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности».

Именно по этой причине 22 февраля 2012 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре, на котором Председатель Русской Церкви выступал с программным докладом, посвящённым современной ситуации в области национальной культуры. « Мы не сможем добиться никаких позитивных перемен, если в обществе не будет согласия по поводу базовых ценностей – общего согласия по поводу того, что для нашего народа ценно, свято, непререкаемо, неотторжимо от национальной жизни, того, что действительно является фундаментом национального бытия, - напоминал собравшимся патриарх Кирилл. – Эти ценности в первую очередь лежат в нравственной плоскости, потому что нравственность неизменна. Если нравственность подвергается переменам, она теряет своё абсолютное значение для жизни людей. Наши фундаментальные нравственные ценности – это честь, жертвенность, правда, ответственность, справедливость, свобода как Божий дар».

Власти нужно заботиться о человеке не только как о материальном существе, но в первую очередь как о существе духовном. Задача государства – дать людям ощущение мира в душе, обеспечить их нужды в духовном водительстве. Необходимо возвысить культуру и образование до осуществления ими высоких задач. Нет в мире ничего более важного, как напитать душу Светом, зажечь стремлением служить своему Отечеству.

Поэтому в течение многих лет я работаю над темой: «Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы» на основе личностно ориентированного, деятельностного подхода. Также серьёзное внимание уделяю формированию развитию речи учащихся, «экологии» языка, развитию творческих способностей обучающихся.

К сожалению, многие ученики не только не могут грамотно говорить, но и попросту мыслить не умеют, да и не хотят. И многих из них это устраивает. Страшно подумать: остаётся «невостребованным» культурно-историческое наследие, духовный опыт, оставленный нам нашими предшественниками, замечательными художниками слова: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Чеховым, Достоевским, Толстым… И наша задача – «достучаться» до сердца, души ребёнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного.

Нельзя отрицать роли классической литературы в духовно-нравственном воспитании подростков, её роль просто неоценима.

И.С. Тургенев в статье, посвящённой поэзии Ф.И. Тютчева, писал, что, «для того чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одарённым некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостию мысли… Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её благовоние». Эти слова в полной мере можно отнести к лучшим произведениям русских писателей-классиков: только читатель, наделённый «чувством языка», читатель, который не позволяет «душе лениться», мыслящий читатель способен оценить произведение художественной литературы как явление искусства слова, оценить творения Пушкина, Чехова, Тургенева.

Да, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература - литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта. Русская литература, прежде всего, бытовое, социальное, историческое, психологическое, философское и нравственное исследование. Важно «как», если важно «что». А это зависит уже от педагога. Духовная пища должна только прибавлять сил нашим детям.

Я познакомилась и изучила некоторые труды Д.С. Лихачёва («Письма о добром и прекрасном», «Заветное», эта книга стала для меня настольной), ещё раз проработала педагогическое наследие (избранные сочинения) В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, св. Феофана Затворника («Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения», «О воспитании детей в истинно христианском духе целомудрия и чистоты»), книгу бакалавра религиоведения и медицинского психолога К.В. Зорина «Одержимые» и другие по данной теме и поняла, что на правильном пути. Часто вспоминаю слова Павки Корчагина: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Эти слова напоминаю и своим ученикам.

У Марины Цветаевой есть такие слова: «Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить…». Художественное произведение – диалог с читателем, а чтение – это общение с писателем, с героями произведения. Общение, успех которого определяется в большой мере тем, каков его читатель, слушатель, - даже не определяется, а предопределяется степенью его духовного настроя на сопереживание, его желанием и умением «осуществить», а не «исказить. Восприятие художественного текста как процесс творческий находится в прямой зависимости от «нравственно-интеллектуальных усилий» и, как мне кажется, «духовной» зрелости человека.

В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы. Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задаётся отбором фактического круга чтения и методами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всем кругом их чтения, включающим произведения, которое составляют достояние отечественной литературы.
На уроках литературы с ребятами мы занимаемся по учебному пособию под редакцией Г.И. Беленького. ^ Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности развивать и оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников. В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства…»

Урок – это творчество, которое предполагает новизну, оригинальность. Урок как педагогическое явление имеет свой состав и структуру, т.е. форму. Умение правильно выбирать цели урока, продумывать его содержание, определять взаимосвязь учебной ситуации на уроке, выбрать приоритетные методы, приёмы, средства обучения, спрогнозировать конкретный результат занятия являются определяющими в формировании профессиональной деятельности словесника.

Необходимо учитывать цель урока, которая достигается не сразу, а постепенно, через выполнение ряда последовательных заданий. Это и есть элементы структуры урока.

Структурообразующей единицей урока литературы в методической литературе принято считать учебную ситуацию, т.е. задание, которое является этапным в достижении цели урока. Учебная ситуация является эмоциональной частью урока, так как урок литературы носит творческий характер.

Учебная ситуация – это микродеятельность учителя и ученика, которая имеет свою цель, содержание (методы, приёмы, средства обучения, формы организации учебной деятельности) и результат. И главным результатом, на мой взгляд, является воспитание духовно-нравственной личности подрастающего поколения.
Знакомясь в 5 классе с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, ребята вместе со мной познают удивительный мир волшебства, образности, точности языка.

Сказка «Бой на Калиновом мосту», где главный герой Иван, крестьянский сын, настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости.

При изучении темы «Пословицы» ребята с удивлением обнаруживают, что русские пословицы схожи с пословицами других народов нашей планеты. Например, китайская пословица о дружбе и друзьях гласит: «Хороший друг – это настоящий клад», о том же болгарская пословица: «Друг познаётся в беде, как золото в огне», французская: «Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей – в беде». Сравним их с русской пословицей «Друзья познаются в беде». Пословица же Северной Африки «Выроешь колодец глубоко – будет стоять вода высоко» и китайская «Учиться – всё равно что грести против течения: только перестанешь, и тебя тянет назад» перекликаются с русской пословицей о пользе знаний «Учиться – всегда пригодится».

Творческое задание «Попробуй сочинить рассказ по пословице», который бы иллюстрировал, раскрывал её переносный смысл, имеет большое воспитательное значение. Например, ребятам можно предложить такие темы, как «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Человек без родины – соловей без песни», «Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит», «В каком народе живёшь, того обычая и держишься» и др. Напоминаем детям замечательные слова Вл. Соколова о пословице

В ней мысль, как озарение,

Слова, как жемчуга,

Для друга одобрение,

Острастка для врага…

В работе над сказкой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» использую синонимы, антонимы, дающие характеристику персонажа, определяя как положительные, так и отрицательные качества героев сказки. Коварный Черномор и Руслан, готовый на всё ради любимой, гордая Наина и добрый Финн, Фарлаф, Ратмир и Рогдай помогают ребятам сделать выбор в пользу истинных человеческих качеств.

А литературная сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева» показывает победу самоотверженной, преданной любви над рассудочностью, эгоизмом. Знакомясь с фактами из жизни писателя, ребята узнают, что писатель был некрасив, прекрасно знал об этом и очень переживал. Здесь мы с ребятами говорим о красоте внешней и внутренней, о силе внутренней красоты.

Интересно проходят уроки, посвящённые творчеству поэтов, воспевающих родную природу. Стихи Пушкина, Тютчева, Есениа, Бальмонта о красоте окружающего мира заставляют ребят по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные картины природы.
Урок-практикум: «Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира»


Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Краски весны»


В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. На мой взгляд, здесь очень важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром, как писатель в силу своего таланта мастерски умеет передать людям необратимость действия этих законов, показать самоценность личности и что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком.

Раздел «Устное народное творчество» представлен былиной «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», где в былинном герое, обладающем недюжинной силой, смелостью, смекалкой, воплощены мечты народа о защитнике Земли Русской. Особое внимание учеников обращаю на построение и язык былины. Говорю о том, что образность языка достигается за счёт художественных изобразительных средств: повторов, гиперболы, литоты («мальчик-с-пальчик», «мужичок-с ноготок»), постоянных эпитетов. Многие былины посвящены Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу, Микуле Селяниновичу, но с особой любовью показан русский богатырь Илья Муромец, крестьянский сын:

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силу великую,

Стал конём топтать да копьём колоть,

А й побил он эту силу великую…

Особое воспитательное значение имеют летописные произведения Древней Руси. «Повесть временных лет» знакомит нас с бытом Древней Руси, нравами и обычаями наших предков, приобщает к духовному миру древнерусского человека.

А «Слово о погибели Русской земли» прославляет патриотический подвиг русских воинов. С любовью и гордостью неизвестный автор говорит о мужестве, настоящем подвиге русских в борьбе с половцами, хазарами и печенегами Золотой Орды, жестокость и коварство которых не смогли сломить силу духа защитников земли Русской.

^ 6 класс. «Эхо войны» (по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»)


Что мы знаем о войне…



Аналитическая работа по тексту




Учащиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. И ярким тому примером служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где честь выступает против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Сила и цельность характера Калашникова у ребят, несомненно, вызывает уважение. Однако самое сложное для них – увидеть положительные качества в силе искренности любовного чувства героя.

Также о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: о боевом товариществе Запорожской Сечи, её нравах и обычаях. Тарас и его соратники не идеальные герои. У Тараса и без того достаточно положительных качеств, чтобы видеть в нём необыкновенного человека. Но сила их в том, что в трудную минуту они готовы встать как один на защиту своего братства и родины.

С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и в отличие от средних классов строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси в XIX веке (1 и 2 половины) и XX век. В народных песнях выражаются горе и радость сердца, патриотические и освободительные стремления народа, что вызывает в ребятах сострадание, сочувствие.

Особое место занимает житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского» повествует о Сергии Радонежском, подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, знания сердца человеческого, неприхотливости, скромности, трудолюбия. По словам В. Солоухина, Сергий Радонежский был «пастырь духовный и муж государственный». Он жил в трудное время татарского ига на Руси. «Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием, тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич… Люди потеряли веру в добро и угрюмо отъединялись в своём горе, в своём озлоблении: человек человеку волк». Так говорил известный религиозный философ С. Булгаков. Это ли не пример для современных подростков?

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежит к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться культурный читатель с его раздумьями о серьёзных проблемах морали (утверждение идеалов гуманности, чести и долга). Главная задача изучения этого произведения, на мой взгляд, заключается в установлении связей этого классического произведения с нашей действительностью: заставить современное молодое поколение задуматься об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, не требуя за это благодарности, чувство чести и достоинства.

В ^ 9-10 классах основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, патриотический пафос «Слова о полку Игореве», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» - возвышенное и трагическое в поэзии; комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» - обличение невежества, злонравия, деспотизма; идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира , роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.

В 11 классе в литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М.Горького, В.Маяковского Н.Островского, А.Твардовского, в «Тихом Доне» М.Шолохова и во многих других произведениях писателей.

Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, А. Белого, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, И.А. Бунина.

Хочу остановиться на таких произведениях, как «Живи и помни» В.Распутина, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Лето Господне» И. Шмелёва, которые несут большой нравственный заряд, не оставляют читателя равнодушным, заставляют сопереживать, учат преодолевать трудности, верить в победу Добра и Разума, а также жить по человеческим законам.

Тема Великой Отечественной войны стоит в особом ряду. Величие духа, самоотверженность, героизм мы видим в произведениях М. Шолохова «Судьба человека», Э. Казакевича «Звезда», В. Кондратьева «Сашка», Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Наши сердца хранят память и о жителях Блокадного Ленинграда. Для многих из них Переславль-Залесский стал родным. Ежегодно мы чтим память людей, ставших заложниками тех страшных военных лет.

В своей работе использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, экскурсия, практикум и другие) я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория»). Необходимо помнить: обучение в школе должно быть адекватно современным стратегиям обучения – обучать с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развивать способность и навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных информационных ресурсов. Особое внимание в процессе обучения предмету и воспитательной работе уделяю использованию дискуссии, культуровоспитывающей технологии.

Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Известно, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных процессов. Более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми. Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задаёт тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

Приоритетной в моей работе является культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры.

Сегодня внедрение компьютерной технологии в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса, так как повышает эффективность обучения и качество знаний, придаёт уроку эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при закреплении или объяснении нового материала, участвуют в школьных и городских научно-практических конференциях, городских и областных «Филологических чтениях».

На уроке использую готовые программные продукты («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия русской литературы»), презентации учебного материала, в том числе выполненные самими учениками.

В своей работе опираюсь на научную концепцию, которая основывается на гуманистических началах: признании самоценности человека как личности, его права на свободу мысли и слова, развитие его способностей. Главная задача, которую я ставлю перед собой, - создать условия для формирования личности духовно богатой, помочь ей реализоваться в учёбе и общении, создать условия для гармоничных взаимоотношений в системе «педагог – школьник» и условия для стремления обеих сторон к позитивному взаимодействию. Поэтому своё педагогическое кредо хочу определить словами замечательного гуманиста и писателя Януша Корчака: «Воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует».

Работая над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках литературы, уделяю большое внимание словесному творчеству учащихся, развитию их творческих способностей. Из практики могу сказать, что очень трудно решиться учителю на выполнение творческих заданий (если это касается сочинения басни, стихотворения, составления киносценария), которые предлагает учебное пособие по литературе для учащихся. Обычно даём их тем ученикам, у которых есть хотя бы небольшой литературный опыт, или по желанию. В противном случае, как правило, ребята неохотно берутся за работу. Мы же не боимся экспериментировать, не боимся неудачных опытов. Работаем все. Ребята знают, что оценку в этом случае они получат только положительную: «4» либо «5». Других оценок у нас просто нет. Дети очень нуждаются в поощрении, добром слове, уверенности в том, что у них всё получится. А это, в свою очередь, вызывает интерес к творчеству. Атмосфера доверия, доброжелательности даёт возможность детскому творчеству жить.

Уверена, что в языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Начиная с 5 класса, на уроках литературы активно использую региональный компонент - систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс литературы местного языкового материала:

  • анализ художественных текстов, работа с периодической печатью, традиционное проведение поэтических семинаров, посвящённых творчеству переславских поэтов, - А. Малашенко, Е. Конардова, М. Корнилова, Н. Воробьёвой, А. Нелюбовой, В. Петренко и др.;

  • на местном языковом материале осуществляем информационную переработку текста (план, конспект, аннотация и др.).

  • работаем мы и с «Ящиком Пандоры» (материал переславской прессы даёт возможность ребятам оценивать и редактировать речевые высказывания письменного характера, вырабатывать орфографическую зоркость).

Всё это позволяет развернуть работу по духовному возрождению России и нашей провинции – в частности;

Такой подход, на мой взгляд, имеет большое воспитательное и развивающее значение: это и любовь к «малой Родине», и внимание к языку как культурно-исторической среде.

9 класс. Тамара Кузьмина. Этюд «Нежность». Анализ произведения


Отчёт капитанов команд о проделанной работе


Еженедельная газета «Переславская жизнь» на своих страницах даёт учащимся прекрасную возможность заглянуть в «Литературное кафе» и познакомиться с творчеством наших земляков, через их творчество познакомиться с размышлениями о сложностях бытия , лирико-психологическим зарисовками, посвящёнными природе, любимому городу, дорогим сердцу людям.

Уже с 5 класса привлекаю ребят к созданию устных и письменных монологических высказываний по определению авторской позиции в художественном произведении, ориентируясь на нравственные ценности. Этот вид работы достаточно трудный для малышей, но он оправдывает себя.

Традиционно в канун празднования 9 Мая провожу с ребятами поэтические семинары, посвящённые памяти павших в годы Великой Отечественной войны.

На протяжении 14 лет веду ТОУ (творческое объединение учащихся) «Вдохновение» (на общественных началах). В ТОУ входят школьники среднего и старшего звена. Специальных критериев отбора учащихся нет. Для меня, педагога, самый главный критерий – желание ученика самореализоваться, поверить в свои силы. На занятиях поддерживается доброжелательная, творческая атмосфера.

^ Основной целью данного предметного объединения является воспитание духовно-нравственных качеств личности на основе развития и совершенствования словесного творчества учащихся, а именно: обогащение словарного запаса учащихся (пассивного и активного), воспитание культуры речи, бережного отношения к слову. Уверена, всё это помогает ребятам полюбить русскую литературу, не остаться равнодушным к родному языку.

^ Основные принципы организации работы в ТОУ и обязательное их соблюдение следующие:

  • принцип добровольности (учащиеся принимают участие в работе не ради отметок, а из желания познать непознанное);

  • принцип индивидуального подхода к учащимся;

  • принцип воспитывающего обучения;

  • принцип систематичности;

  • развивающего обучения;

  • развития активности и самостоятельности;

  • занимательности (не путать с развлекательностью);

  • принцип укрепления связи обучения с жизнью (каждое детское выступление следует поощрять, с тем, чтобы школьники как можно больше говорили и совершенствовали свою речь).

Педагог должен помнить: творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. В каждом есть индивидуальное своеобразие. Наша задача – разбудить, развить творческие силы в ребёнке.

Высоких результатов моим ученикам помогают достичь такие формы внеурочной деятельности, как викторины, предметные олимпиады, «Недели словесности», участие в литературно-художественных и литературно-краеведческих конкурсах, участие в проектной и исследовательской деятельности («Городские филологические чтения», «Областные юношеские филологические чтения», научно-практические конференции), познавательные экскурсии, в том числе и по родному краю, встречи с интересными людьми.

Огромная работа классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Классный руководитель должен направить свои усилия на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка в семье, которые являются истоком формирования личности человека. Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определённых нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества. А мы, педагоги, всегда готовы к сотрудничеству с семьёй в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного, трудолюбивого, с активной гражданской позицией.

Полнота человеческого счастья, на мой взгляд, заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании величия того дела, которому отдаёшь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать нравственные чувства, но и, самое главное, включить школьников в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. В нравственных отношениях детей в процессе деятельности отражается уровень их моральной воспитанности. Поэтому как классный руководитель стараюсь делать всё возможное, чтобы жизнь детского коллектива была яркой, интересной, насыщенной.

Размытость нравственных ориентиров, цинизм, откровенное равнодушие к тем, кто нас окружает и к тому, что происходит вокруг нас, вызывают у нас, педагогов и родителей, тревогу и заставляют меня очень серьёзно относиться к планированию и проведению внеклассных мероприятий. Подростки не интересуются ни серьёзной литературой, ни серьёзной музыкой, ни историей, ни православной культурой. Печально...

Своим примером, напористостью, уверенностью в том, что делаю благое дело, сначала, фактически, заставляла ребят слушать и слышать то, чего многим из них, наверняка, не хотелось. В течение нескольких лет приобретала совершенно изумительные, на мой взгляд, периодические издания, которые затем использовала при подготовке тематических классных часов, такие, как

  • «Православные монастыри. Путешествие по святым местам» (Переславский Никитский монастырь, Спасо - Андроников монастырь, Свято - Введенский Толгский монастырь, Троице –Сергиева Лавра и др.)

  • «100 великих имён. Наша история» (А.С. Пушкин, А. Ахматова, Александр Невский, М. Ломоносов, Юрий Гагарин, мать Тереза и др.)

  • «Великие художники» (В.И. Суриков, К.Е. Маковский, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.Н. Крамской и др.)

  • «Великие композиторы» (замечательный музыкальный проект в воображаемом концертном зале; Н.А. Римский–Корсаков, П.И. Чайковский, Антонио Вивальди , Людвиг ван Бетховен, Фридерик Шопен и др.).

Отдельно хочу остановиться на книге ^ Д.С. Лихачёва - «Заветное». Книга представляет собой собрание коротких эссе, философских стихотворений в прозе, размышлений и отдельных записей российского учёного-литературоведа, историка культуры, публициста, общественного деятеля.

Вдумайтесь, пожалуйста, в темы эссе - размышлений: «Когда же мы начинаемся?» «Образы раннего детства», «Этажи заботы», «Блокада», «Душа вещей», «Земля – наш дом», «Учитесь говорить», «Благодарю тебя, Жизнь!»…

Для меня как человека, педагога, книга Д.С. Лихачёва является настольной книгой. Это своего рода завещание, своеобразные нравственные заповеди, адресованные не только подрастающему поколению, но и каждому из нас с вами.

^ Основные формы работы с учащимися

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы iconФормирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы iconКайтаз Татьяна Ивановна
«Формирование духовно- нравственных качеств учащихся через формы внеклассной работы» (на примере творчества Александра Костюнина...

Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы iconЗадачи: воспитание чувства любви и уважения к самому родному человеку...
Цель: воспитание гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-нравственного потенциала учащихся

Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы iconУроки внеклассного чтения
Приёмы педагогической работы по формированию духовно – нравственных качеств на уроках внеклассного чтения

Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы iconСценарий посвящённый Дню Победы. Федюкова Тамара Васильевна, вожатая
Цели: формирование духовно-нравственных качеств в личности учащихся, национального самосознания; -воспитание бережного отношения...

Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы iconНаш друг – театр
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств школьников, активизация культурного досуга подростков

Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы iconПраздник, посвящённый Дню 8 Марта
Воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства сострадания и любви к женщине

Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы icon«Как много девушек хороших» Конкурсная программа к 8 Марта Цели мероприятия
Цели мероприятия: сплочение коллектива, воспитание духовно нравственных качеств личности, чувства уважения к девушкам, развитие коммуникабельности...

Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы iconСценарий праздника, посвященного Дню Святого Валентина, «Дарю с любовью…»
Воспитание духовно – нравственных качеств личности через изучение обычаев и традиций проведения праздников

Князевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы iconНа уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе
Создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроках и во внеклассной работе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница