Тема: «Два Мороза» русская народная сказка




Скачать 123.69 Kb.
НазваниеТема: «Два Мороза» русская народная сказка
Дата публикации10.04.2014
Размер123.69 Kb.
ТипСказка
lit-yaz.ru > Литература > Сказка
Занятие по интересам по литературному чтению «Путешествие в мир сказки» в 3 «Б» классе.

Тема: «Два Мороза» - русская народная сказка

Цели: 1) познакомить со сказкой; развивать умение работать с текстом, формировать умение анализировать поступки героев;

2) учиться выделять главные черты героев, ориентироваться в тексте; отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения;

3) воспитывать трудолюбие, любовь к предмету, к народному творчеству, сказкам.

^ Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.

Постановка цели урока.

-  Какое время года сейчас?

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- А когда по вашему наступает настоящая не календарная зима?

Послушайте стихотворение И. Никитина о зиме. (Рассказывает подготовленный ученик)

Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас. – 
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

- А кто зиме помогает строить мосты через реки зимой, расстилать ковры по земле? (Мороз)

Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Явится он – реки закует в ледяной панцирь, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать, да приговаривать: “Ай, да мороз!”.

И вот о таких двух волшебниках, двух морозах, вы узнаете из русской народной сказки.

- Почему эта сказка русская народная? (Потому что её придумал и рассказал народ.)

Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей жизни, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии простых людей.

- Скажите, а какие темы могут подниматься в сказке?

 (Тема любви, отношения к старшим, тема борьбы…добра со злом)
Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие народные русские сказки имеют такую концовку: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

А какой урок вы извлечете из сказки “Два Мороза”, вы скажите в конце урока.

^ Словарная работа.

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден.

^ Ёжиться – прятать лицо, руки от холода.

Чтение сказки.

Осмысление содержания сказки

- Понравилась ли вам сказка?

- Назовите действующих лиц сказки?

- Кто из героев понравился больше всего? И почему?

- Почему сказка названа “Два Мороза?”

- Почему это сказка, а не рассказ? (Есть зачин. Братья-Морозы действуют как живые люди, бегают, разговаривают, свистят, забавляются.)

 А еще в тексте присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки.

- Какие? (По чистому полю, по густому лесу, свистнули, щелкнули, еле ноги унес).

- Найдите в тексте слова, содержащие главную мысль сказки. (^ Топор лучше шубы греет.)

Физическая минутка

Дровосек рубил дрова (имитируют колку дров)

Раз-два, раз-два,

Раз-два, раз-два,

Да ж вспотела голова. (вытирают пот)

А купец вот так сидел (приседают)

Бегать точно не хотел.

Нам же так сидеть нельзя,

Пробежаться нам пора (бегают)

^ Работа над текстом

Ой, ребята, посмотрите к нам в класс залетели снежинки. Ловите их быстрее. Да к тому же они еще и необычные. Давайте поспешим и ответим на вопросы, пока они не растаяли. (Дети ловят снежинки и отвечают на вопросы, которые находятся на обратной стороне снежинки)

1. - Куда едет купец? А куда дровосек? (Купец едет в город, а дровосек – в лес по дрова.)

2. - Как одет купец? Как одет дровосек? (На купце шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. У крестьянина полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырках, на ногах, кроме лаптишек ничего.)

3. - Как Мороз - Синий нос заморозил купца? (Мороз - Синий нос забрался к купцу и в шубу, и в шапку, и в сапоги.)

4. - Почему это ему удалось? ( Купец ёжился, жался да кутался; думал, если не шевельнусь ни одним суставом, то мороз не одолеет. Вот Мороз его и заморозил.)

5. - Удалось ли Морозу - Красному носу заморозить дровосека по дороге? Почему? (Морозу – Красному носу заморозить дровосека по дороге не удалось, потому что он бежал.)

6. - Что решил делать Мороз? (Мороз решил заморозить его в лесу, когда дровосек остановится.)

7. - Почему его план опять не удался? (Дровосек начал работать, топором махать и ему стало жарко- жарко, а Мороз жары боится.)

8. - Для чего дровосек бил полушубок поленом? (Полушубок был мокрым от пота и когда Мороз в него забрался, то он стал твёрдым, негнущимся. Крестьянин побил полушубок поленом, чтобы размять его.)

^ Работа в группах

1 группа. Установить последовательность событий.

Сказано – сделано. Побежали два Мороза, два родные брата, в чистый бор.

Беги за дровосеком, а я по побегу за купцом.

Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор.

Гуляли по чистому полю два Мороза, два родные брата.

Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить.

Закаялся я мужиков морозить.

Мне бы лучше за дровосеком погнаться

^ 2 группа. Найти и исправить ошибки.

1. Побежали три Мороза, три родные брата, в чистый бор.

2. Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком дровосек в город едет, с бубенчиком - купец в лес по дрова.

3. Мороз – Синий нос, как был моложе, говорит:

- Мне бы лучше за дровосеком погнаться.

4. А уж ты, братец, как посильнее меня, за дровосеком беги.

5. Только солнышко встало, сошлись они опять на чистом поле.

6. Как принялся я за него – чуть живого в лесу из повозки выпустил.

7. По полушубку бьёт, а меня всё хвалит.

Выборочное чтение

- Знал ли старший Мороз, что младшему трудно будет справиться с дровосеком? (От слов Мороз - Синий нос только подсмеивался …, а я за барином.)

- Раскаялся ли Мороз-Красный нос? Найдите в тексте подтверждение. (От слов Эх, братец Мороз – Синий нос! Плохую ты мне шутку сшутил …. он же отломал мне бока; закаялся я мужиков морозить.)

^ Работа с иллюстрациями

Теперь найдите в тексте отрывки, которые подходят к нашим иллюстрациям

1312400230_p_0009.jpg1312400174_p_0032.jpg

1312400221_p_0013.jpg1312400198_p_0029.jpg

1312400232_p_0028.jpg

Характеристика героев

Давайте попробуем охарактеризовать каждого героя сказки. Прочитайте слова. Соотнесите слова, расположенные в двух крайних столбиках, со словами центрального столбика. Покажите стрелками, какие черты характера подходят героям.

Старый

Трудолюбивый

Любит животных

Догадливый

Хотел как легче

Много пожил

Много повидал

^ Мороз-Синий нос

Мороз-Красный нос

Купец

Дровосек

Мало опыта

Молод и глуп

Богат

Беден

Мудрый

Не унывающий

Ленивый



- Мороз – Синий нос, каков он?

Старый, мудрый, много пожил, много повидал, имеет большой жизненный опыт.

- Что можете сказать о его младшем брате?

«Молод и глуп», «хотел как легче», не умеет предвидеть, мало опыта. Учится на своих ошибках.

- Как опишете купца?

Богатый, ленивый, даже ради себя не может сделать ничего : ни побегать, ни похлопать руками.

- Каков дровосек?

Трудолюбивый, любит животных – бережёт их, догадливый, не унывающий.

^ Финал

- Теперь мы нарисовали словесные портреты всех героев. Каков же финал у каждого?

Мороз – Синий нос.

Мороз – Синий нос справился с купцом, его забава удалась.

- Почему? Был мудрым.

Мороз – Красный нос.

Мороз – Красный нос – проучен за свою торопливость, неопытность – его дровосек поленом поколотил.

- Почему? Был молодым и глупым.

Купец.

Купец наказан за свою лень и важность – его заморозил Мороз – Синий нос.

Дровосек.

Для дровосека всё кончилось хорошо – он и дров нарубил и не замёрз.

- Почему? Был трудолюбивым и догадливым.

^ Выясните идейной направленности.

- Прочитайте хором последнее предложение сказки.

– Как вы понимаете эти слова?

– Чему учит нас эта сказка?

– Какие пословицы о труде вы знаете?

^ Работа с пословицами

Работа в парах

Прочитайте пословицы. Читать только русские буквы. Соотнесите пословицы со сказкой.

- Какие из этих пословиц можно отнести к нашей сказке

^ 1. МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.

2. НЕDТ ДРУJГА - ИЩYИ, АN НАWШЁЛ – БЕSРЕГИ.

1. У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ.

2. БЕРFЕГИ НОGС В БОЛЬRШОЙ МОWРОЗ.

^ 3. ЖИЗYНЬ ПРJОЖИSТЬ – НЕ ЛАПUТИ СПVЛЕСGТЬ.

1. СТАGРЫЙ ДРFУГ ЛУЧSШЕ НОDВЫХ ДВQУХ.

2. КТZО НА МОVРОЗЕ НЕ БЫNВАЛ, ТОТ И ГОZРЯ НЕ ВИLДАЛ.

1. МОРVОЗ ЛЕНИJВОГNО ЗА НLОС ХВАNТАЕТ, А ПЕWРЕД ПРОGВОРНЫWМ ШАПJКУ СНИDМАЕТ.

^ 2. ВЕQК ПРRОЖИGТЬ – НЕ ПОFЛЕ ПЕРZЕЙТИ.

3. ЗИJМА ЛОGДЫРЯ МОРVОЗИUТ.

Игра - спор «За и против»

Обсуждаются две точки зрения:

1 группа «Трудиться нужно обязательно»

2 группа «Трудиться не обязательно»

1. Труд приносит пользу.

2. Труд приносит радость

3. Если что- то сделал своим руками, то испытываешь удовольствие.

1. От труда одни болезни.

2. Не всегда труд приносит радость. Если папа приходит усталым, то я на его лице не вижу улыбки.

4. Кто трудится он сильный красивый.

5. Уважение других людей к тебе (за хороший труд людей ценят, уважают, всегда в почете хорошие специалисты)

6. Хороший труд вознаграждается

3. Зачем что-то делать, если можно купить.

4. Можно за деньги посетить салон, где тебя сделают и красивой и мускулы накачают.

(получают ордена, медали, почетные грамоты)

7. Когда ты трудишься, ты что-то создаешь, виден результат твоего труда.

Вывод: Ребята первой группы убедили нас всех в том, что трудиться нужно обязательно, так как труд – это радость, польза, удовольствие, сила, уважение других людей.

Рефлексия

Еще раз вернемся к сказке

- На какую тему эта сказка?

- Актуальна ли тема сказки в наше время?

- Так на месте, какого героя вы бы хотели оказаться?

- Какой урок вы себе взяли из этой сказки?

А теперь загляните в свою душу, прислушайтесь к себе. Определите, на какой остров настроения вы сегодня попали:

enjxrfjpeg.jpg67047168_metel.jpg51ddd9ac8b7b.jpg

Прикрепите свою эмблемку-снежинку на тот остров, который вам ближе по настроению.


^ Русская народная сказка «Два Мороза»

Гуляли по чистому полю два Мороза, два родные брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали.

Говорит один Мороз другому:

— Братец Мороз — Синий нос! как бы нам позабавиться — людей поморозить?

Отвечает ему другой:

— Братец Мороз — Красный нос! Коль людей морозить — не по чистому нам полю гулять. Поле всё снегом занесло, все проезжие дороги замело; никто не пройдёт, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Всё нет-нет да кто-нибудь и встретится по дороге.

Сказано — сделано. Побежали два Мороза, два родные брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по ёлкам, по сосёнкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут — кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает — дунут, словно бисером её всю унижут.

Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком купец в город едет, с бубенчиком — дровосек в лес по дрова.

Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.

Мороз — Красный нос, как был моложе, говорит:

— Мне бы лучше за дровосеком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак дрова рубить едет... А уж ты, братец, как посильнее меня, за купцом беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.

Мороз — Синий нос только подсмеивается.

— Молод ещё ты, — говорит, — братец!.. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за дровосеком, а я побегу за купцом. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!

— Прощай, братец!

Свистнули, щелкнули, побежали.

Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле. Спрашивают друг друга:

— Что?

— То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с купцом-то, — говорит младший, — а толку, глядишь, не вышло никакого. Где его было пронять!

Старший посмеивается себе.

— Эх, — говорит, — братец Мороз — Синий нос, молод ты и прост. Я его так уважил, что он час будет греться — не отогреется.

— А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?

— Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить!.. Он-то ёжится, он-то жмётся да кутается; думает: дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него — чуть живого в городе из повозки выпустил. Ну, а ты что со своим дровосеком сделал?

— Эх, братец Мороз — Синий нос! Плохую ты со мною шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал — заморожу дровосека а, а вышло — он же отломал мне бока.

— Как так?

— Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой начал было я его пронимать: только он всё не робеет — еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз!

Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее. Думаю: «Как быть?» А дровосек всё работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу — скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя». Полушубок весь мокрёхонек. Я в него — забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком. Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил дровосек своё дело да подошёл к полушубку, у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел дровосек и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. «Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня всё не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьёт, а меня всё ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушёл. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.

— То-то! Топор лучше шубы греет.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка iconТема:"Два мороза"(русская народная сказка) Задачи урока
С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите(на доску прикрепляют карточки «солнышко» или «тучки»)

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка iconУрока во 2 классе Тема урока : Русская народная сказка «Два Мороза»
Репродукции картин зимы, фотографии зимнего леса, скороговорки, выставка книг – сказок

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка iconПлан – конспект урока русская народная сказка «Два Мороза»
Литературное чтение. Любимые страницы. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть / О. В. Кубасова. –...

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка iconЧто читать рекомендательные списки для чтения
Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка iconДля аттестации праздник для детей раннего возраста
«Солнышко» музыка М. Раухвергера, слова А. Барто, танец «Ай-да!» слова и мелодия Г. Ильиной, обработка Р. Рустамова, русская народная...

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка iconТема «Предвестник зимы»
Немецкая народная песенка «Гусята» Русская народная песня «Как на тоненький ледок» муз. Греченинов «Верхом на лошадке»

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка iconУрок чтения 4 класс Тема. Осень наступила. Золотой венок (русская народная сказка)
Интерактивные формы и методы: работа в парах, работа в группах, «Предугадывание», «Сенкан», игра «Собери пословицу»

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка icon1 четверть
Дополнительное чтение: 1малые формы фольклора, русская народная сказка "Марья Моревна"

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка iconДомашнее задание 15. 09. Фольклор коллективное устное народное творчество....
Русские народные сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка icon«пьеса о них» Драма Основано на реальных событиях
«Ревизор» Н. В. Гоголь; «Иван Грозный» А. Н. Толстой; русская народная сказка «Лиса и Волк»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница