Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка»




Скачать 92.14 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка»
Дата публикации11.04.2014
Размер92.14 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 20 с. Лувеньга


Урок литературного чтения

в 3 классе
Тема: «Л.Н.Толстой. Лев и собачка».

Учитель начальных классов:

Никитина Елена Владимировна


с. Лувеньга

2013 г

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения

Задачи урока:

Образовательная:

-познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;

-продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.

Развивающая:

-способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;

-развивать речь учащихся.

Воспитательная:

-воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;

-способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.

^ Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

-регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты работы;

-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», карточки с заданиями для работы в паре.
^ Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Развивать умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

Личностные результаты:

1. Развивать умение выражать своё отношение, эмоции к героям.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Формировать умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм.

Ход урока.

I. Создание ситуации успеха.

Доброе утро! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами (слайд 1)

^ А сейчас прочитайте стихотворение про себя (слайд 2)

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.


^ Ребята, как вы думаете, каким тоном (с каким чувством) будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

- Получилось у тебя?

В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

^ Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

- Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

^ II. Актуализация знаний.

Девиз: Одна голова хорошо, а две лучше.

Работа в паре.

Задание 1 паре.

Назовите лучшие человеческие качества.
^ Задание 2 паре.
- Строки из биографии какого писателя вы прочитали?
Родился 9 сентября в имении Ясная поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. В 1895 году открыл школу для крестьянских детей. В 1872году создал «Азбуку».
^ Задание 3 паре.
- Какому писателю принадлежат произведения, отрывки из которых вы прочитали?

а) «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник».

б) «Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего. Как бы не так». («Отец и сыновья». «Комар и лев».)
^ Задание 4 паре.
- Попытайтесь по ключевым словам узнать название произведения: (Верность, дружба, лев, собачка, Л.Н. Толстой.)
- Проверяем работу в парах (Слайд 3, 4, 5, 6)
^ III. Постановка цели и задач урока.
- Сформулируйте тему урока.

- Какие учебные задачи будем решать на уроке?
Слайд с задачами:

1. познакомиться с произведением;

2.определить главную мысль;

3.определить особенность жанра.

^ IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

-А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать (слайд 9)

(Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов.

(Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы (слайд 5)

- Послушайте его голос.

- Что вы скажете о собаке?

(Собака – это домашнее животное, друг человека.) (слайд 10).

- Послушайте её голос.

- Как вы думаете, могут ли 2 абсолютно разных животных найти общий язык? (слайд 11).

- Об этом мы узнаем в ходе работы над произведением.

- Откройте учебник с. 160. (слайд 12).

- Прочитайте слово под заголовком. (Быль) Жанр: рассказ – быль.

- Что оно обозначает?

– История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал.

^ V. Первичное чтение произведения с прослушиванием в грамзаписи.
- Послушайте грамзапись, следите по учебнику внимательно, помечая карандашом непонятные слова.
^ VI. Проверка первичного восприятия.
- Поднимите руку, кому понравился этот рассказ?

- Какие чувства вы испытали?

- Выберите из списка: (слайд 13).
Горечь Тоска

Печаль Грусть

Радость Восхищение

Удивление Разочарование

Гнев Злость
^ VII. Словарная работа.

- Какие слова были непонятны?

(слайд 14) Слайд со словами

Ощетинитьсяподнять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать;

Баринземлевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

^ Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.
^ VIII. ФИЗМИНУТКА.
IX. Работа с текстом, выборочное чтение. (слайд 15)

- Прочитайте, как начинается рассказ?

- Что автор хотел нам показать?

(Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу).

-Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ?
(Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, жестоки, а лев и собачка добрые).
- Какие чувства вызвал у вас поступок этого человека? (злость, гнев)

- Что чувствует собачка в этот момент? ТРЕВОГА

- Прочитайте.

-Почему же лев не растерзал собачку?

- Что его удивило?
(Она понравилась ему. Ему стало её жаль. Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
- В чём проявлялась забота льва по отношению к собачке?

- О каком же чувстве мы говорим? ЗАБОТА

- Чему учит нас этот момент в рассказе?

- Что произошло вечером?

- Как можно одним словом сказать, когда кто – то полагается на кого – то? ДОВЕРИЕ.

^ Х. Беседа по содержанию с использованием иллюстративного материала.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- К какому моменту рассказа она относится?

(Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку).

- Как выглядят животные?

(Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.)

– Какой бы заголовок вы подписали под этой иллюстрацией?

(Дружба животных. Нам вместе очень весело.)

- В какое чувство переросли взаимоотношения собачки и льва? ДРУЖБА

- Что произошло дальше?

- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? ^ ТОСКА, ПЕЧАЛЬ.

- Как вёл себя лев, когда понял, что собачка умерла.

- Почему он стал себя так вести?

(Он почувствовал безысходность, не знает, как вернуть друга, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается вырваться на свободу, но не может.)
-Какие действия предпринимает хозяин?
(Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку).
- Почему лев не принял другую собачку? (чувствует боль утраты, потери друга, остался верен своему другу!)

- О каком качестве говориться в этом эпизоде? ПРЕДАННОСТЬ
(Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину.)
-Чему учит нас этот момент?
(Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными.)
- Почему лев умер?

(Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.) (Слайд 16)

- Скажите, пожалуйста, так могут ли совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?
Эта история, доказывает нам то, что животные, также как и люди, имеют сердце, они всё понимают, чувствуют, переживают, они могут быть внимательными, заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются чувствительнее, добрее и преданнее нас!
СЛАЙД 17

Теперь, когда мы перечитали рассказ, попробуйте раскрыть:

- Какие проблемы ставит Толстой в своём рассказе? Обсудите сначала в парах.

(Обсуждение в парах.)
СЛАЙД 18

-Поведение льва – пример людям. Это урок преданности, доброты, верности.

-Люди не имеют права распоряжаться жизнями животных.

-Чтобы люди были добрее к животным, проявляли сострадание.
Есть великолепные слова из сказки «Маленький принц», автор Де Сент Экзюпери: «Вы в ответе за тех, кого приручили».
- А мы в ответе за кого?

- Что значит быть в ответе за кого-то?
^ XI. Рефлексия
- О чём это рассказ? (О любви и преданности животных друг другу).
(слайд 19). Работа в паре

- Выберете пословицы, которые передают смысл были.

  1. Без друга в жизни туго.

  2. Верному другу цены нет.

  3. Не мил свет, когда друга нет.

  4. Не будь сыт куском, будь сыт другом.

  5. Любовь сильнее страха.


- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам эту историю?
(^ СЛАЙД 20) Слайд с задачами:

- Все ли учебные задачи мы решили, которые ставили в начале нашего урока?

- Кто доволен своей работой на уроке? Оцените себя.
^ (СЛАЙД 21)

- На сердечке напишите, какое качество характера вы хотели бы себе подарить?

- Приложите сердечко к вашему сердечку, подарите это качество себе.
(слайд 22).

- Я хочу пожелать вам доброты. Я желаю вам, чтобы вы были добры к себе, к другим людям, к близким, к животным.
^ XII. Домашнее задание (Слайд 23):

- Дома я предлагаю вам стать писателями. Каждый из вас будет соавтором одной книги о доброте, которую мы создадим в классе. Каждый оформит страничку для будущей книги, выберите себе область заданий:

  • Выписать из толкового словаря значение слова “ДОБРО”. Украсить рисунком.

  • Выписать пословицы и поговорки о доброте.

  • Выписать стихотворения о доброте.

  • Выписать высказывания великих людей о доброте.

  • Придумать свои произведения на тему «Добро».

  • Нарисовать «Что такое доброта?»

- Спасибо за урок, вы все молодцы!!!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль. Учить выражать собственное отношение к изображённым событиям,...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» iconУрок чтения в 3 м классе по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ быль «Лев и собачка»
Углубить знания о творчестве Л. Н. Толстого; расширить представления о жизни животных

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» iconКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме Л. Н. Толстой...
Л. Н. Толстого; расширять знания о писателе; расширить представления о жизни животных, пробуждать чувства любви и доброты к животным,...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» iconУрок литературного чтения в 1 классе. Тема: Лев Николаевич Толстой. Басня «Два товарища»
Цель: совершенствовать навык слогового вдумчивого чтения; формировать умение целостного восприятия слов; отрабатывать умение пересказывать...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» iconУрок русской литературы. 3 класс. Тема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу и окружающим, чувства переживания, любви к животным (братьям нашим младшим)

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» iconУрок по литературе в 10-м классе по Л. Н. Толстому "Лев Николаевич Толстой "
Урок по литературе в 10-м классе по Л. Н. Толстому "Лев Николаевич Толстой "Волна" и "Нерв великого народа"

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема
Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи о временах года

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» icon2 а Математика
...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» iconУрок литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, таблица «Русские писатели», фотография дома-музея в Ясной поляне, выставка книг Л. Н. Толстого...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» iconУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница