Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы «Литературное чтение» авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. Учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» 4 класс.
По учебному плану количество часов - 102 ч (3 часа в неделю)
По программе - 102 часа Цели программы:
развитие речевой культуры учащихся;
формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения;
интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Задачи программы:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
^
В классе 30 человек: 14 мальчиков, 16 девочек. Возраст учащихся 9-10 лет. Дети разного уровня развития. Часть учащихся с логопедическими проблемами, которые сказываются при изучении предмета. На уроке учащиеся заинтересованно работают самостоятельно, но бывают малоактивны и невнимательны. ^
При проверке уровня знаний учащихся используется текущая проверка и проверка техники чтения.
Содержание программы
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| 1
| ^
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. « И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…»; « И вспомнил Олег коня своего…», « Ильины три поездочки», « Житие Сергия Радонежского».
| 8ч
| 2
| Чудесный мир классики
1. П.П.Ершов « Конёк- горбунок» (отрывок); 2. А.С Пушкин « Няне», «Туча», «Унылая пора!..»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 3.М.Ю Лермотов «Дары Терека» (отрывок), «Ашиб-Кериб»; 4.Л.Н.Толстой «Детство»; 5. А.П.Чехов «Мальчики»
| 15ч
| 3
| Поэтическая тетрадь 1
1.Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»,«Как неожиданно и ярко»; 2.А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; 3.Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист..», « Где сладкий шёпот..»; 4. А.Н. Плещеев « Дети и птичка!»; 5.И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями..»; 6.Н.А.Некрасов « Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; 7. И.А.Бунин «Листопад» .
| 18ч
| 4
| Литературные сказки
1. В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке»; 2.В.М.Гаршин «Сказка о о жабе и розе»; 3.П.П.Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
| 12ч
|
5
| Делу время — потехе час
Е.И. Шварц «Сказка о потерянном времени», В.Ю. Драгунский «Главные реки», В.В.Голявкин « Никакой горчицы я не ел».
| 7ч
| 6
| Страна детства
Б.С.Житков « Как я ловил человечков» , К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» , М.М. Зощенко «Ёлка».
| 6ч
|
| Поэтическая тетрадь 2
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; 8.С.А.Есенин «Бабушкины сказки»; 9. М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
|
| 7
| Природа и мы
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» , А.И.Куприн «Барбос и Жулька», М.М.Пришвин, Е.И.Чарушин «Кабан», В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» .
| 11ч
|
| Поэтическая тетрадь 3
Б.Л.Пастернак «Золотая осень»; С.А. Клычков «Весна в лесу»;
Д.М. Кедрин «Бабье лето»; Н.М. Рубцов «Сентябрь»; С.А. Есенин «Лебёдушка».
|
| 8
| Родина
И.С. Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин «Родине» ;А.В. Жигулин «О! Родина в неярком блеске»; Б.А.Слуцкий « Лошади в океане».
| 5ч
| 9
| Страна Фантазия
Е.С.Велтистов « Приключения Электроника», К. Булычёв «Путешествие Алисы».
| 5ч
| 10
| ^
Д.Свифт « Путешествие Гулливера», Г.Х.Андерсен «Русалочка», М.Твен «Приключения Тома Сойера», С.Лагерлёф «Святая ночь», « В Назарете».
| 15ч
|
| Итого:
| 102ч
| |