Закрепить навыки свободного устного речевого общения




Скачать 74.59 Kb.
НазваниеЗакрепить навыки свободного устного речевого общения
Дата публикации15.04.2014
Размер74.59 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
mttodika.htm

Встреча любителей русского языка.

"Но мы сохраним тебя, русская речь,

                                                    Великое русское слово"

                                                                                        А. Ахматова.

 

 

Цель: - продолжить раздумья о судьбе русского языка, о его месте в нашей жизни, о нашей языковой культуре;

            - закрепить навыки свободного устного речевого общения;

           - воспитание гордости за свой язык и культуры речевого поведения учащихся.

 

Оформление: - высказывания о русском языке и русском слове.

 

^ Ход занятия.

Приглашение.

Для всех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Для тех открыта эта дверь,

Мы с нетерпением ждём гостей!

(Ребята проходят и садятся)

 

Слово учителя.

    Дорогие ребята, сегодняшний год объявлен Годом русского языка. И это не случайно. Достаточно выйти во двор, войти в магазин или в автобус, или пойти  на  дискотеку, чтобы убедится в том, что русскому языку угрожает опасность. Проблема, действительно, очень серьёзная. Если наше поколение будет и дальше безжалостно затаптывать свою живую речь в грязь, то и само оно в грязи окажется. И напротив забота, о чистоте языка обязательно приведёт нацию к процветанию, предложит славу нашей великой Родины! К сожалению, в наше время людей владеющих языком и речевой культуре на хорошем уровне, не так много.

    Вот почему я назвала наше внеклассное занятие (ребята читают).

    Мы постараемся обсудить те проблемы, которые волнуют людей, неравнодушных к нашему языку.

    Давно сказано, что русский язык один из богатейших языков мира. многие поэты и мыслители, учёные и художники отмечали яркость, богатство, выразительность и гибкость русского языка. Например,

1 ученик. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (Н.Бердяев)

2 ученик. «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». (Л.Н.Толстой)

Учитель. Да, русский язык богат. И с этим не поспоришь. Именно поэтому овладеть им непросто. Без тормозов и правил нельзя обойтись ни шофёру, ни плотнику, ни медику, ни строителю. Правила и закон – это то, что управляет миром. Русский язык тоже имеет свои законы, правила, нормы. Нужно их знать? Конечно! Люди, которые не знают норм языка, сегодня встречаются нередко. За примером далеко не ходить. Послушайте стихотворение.

Ученица.

Мой дядя выяснял лет сорок.

И всё же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней – творог?

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке.

Лицо, как роза, расцвело!

Решил купить он  полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог

Пойдёт в ватрушку и в пирог…

А как спросить: «Почём творог?

А может, правильней творог?»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило творожной массы!»

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И как сказала: «Не осталось!

Она распродана уже».

Учитель. Над ошибками можно посмеяться, но только если бы они встречались не так часто.

«Студент набрал номер телефона своего ректора:

- Вам звонит студент 5 курса вашего института.

- Я вам не верю, - ответил ректор и положил трубку».

 

- Почему ректор не захотел говорить со своим студентом? (Ответы учеников)

 И это ещё не страшно. Тревожно, что ошибки нередко встречаются в современных газетных публикациях, радио- и телепередачах.

 

- ^ Определите нарушение литературных норм в следующих примерах:

1. «Ирина Понаровская займётся рекламой чулков» (газета «Московский комсомолец»)

2. «Калины я ложил сам» (НТВ «Герой без галстука» А.Тяжелов)

3. «Этот договор не приемлем». (ОРТ. «Здесь и сейчас». Ю.Лужков)

4. «Тогда я просто могу одеть джинсы». («Эхо Москвы» Вл.Третьяк)

5. «О том, что выбора будут жестокими, было понятно в самом начале» (НТВ «Итоги»)

6. «Ежегодно московский метрополитен перевозит около двести миллионов человек» («Независимая газета» Екатерина Новосельская)

7. «Будем действовать согласно законов». (ОРТ «Время». Г.Селезнёв)

8. «Да, вы совершенно правы» (р/с «На семи холмах»)

9. «Эти ребята скомпрометировали идею правового государства» (ТВ-Центр, Пресс-клуб, Д.Муратов)

Вы убедились, что эта проблема очень серьёзная.

   Вторая проблема – это уровень речевой культуры не только молодёжи, но и взрослых вызывает справедливую тревогу у людей, не равнодушно относящихся к русскому языку. В общем огрубление речи можно опять-таки обвинить радио и телевидение, где звучит речь, далеко не образцовая. Литературе о грабежах и убийствах, заполнившей в последние годы книжные прилавки, «мыльные» переводным телесериалам хорошо бы противопоставить красивые и доступные издания русской классической прозы и поэзии, вместо глупых реклам дать место национальным песням и танцам.

  Воспитание речевой культуры – это воспитание духовности, морали, нравственности. Язык и моральные качества человека, связаны воедино. По речи можно узнать много о человеке. Русская пословица гласит: «Человека встречают по одежде…», а я бы сказала: «Встречают по речи…» Можно привести много примеров об отношении к речи у древних народов. Так, однажды к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать своё мнение.

  Долго мудрец смотрел на этого человека, а потом воскликнул: «Да заговорил же ты, наконец…»

   Или в древнеиндийском стихотворении читаем:

Черны – черна, однажды затесалась

Ворона между чёрными дроздами.

Её никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!

Иногда, вы видите, ребята, язык наш – враг нам, он может нас подвести и даже погубить.

  Знаменитый поэт и филолог В.Иванов ещё в начале ХХ века писал: «Язык  наш свят: его кощунственно оскверняют богомерзким бесивом – неимоверными, бессмысленными, безликими звучаниями, стоящими на границе членораздельной речи…»

«Бессмысленные, безликие звучания»… Что имел в виду Иванов? Не знаете? Тогда послушайте своих товарищей.

1. Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

 «Я не знаю, как начать…

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться…

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…»

Можно трубку положить:

Всё уже сгорело!

2. Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошёл:

«Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте!

Не для вас для одного –

Будут, значит, гости.

В общем, я хотел сказать,

Что терпеть не стану!

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

  Узнали вы эти «звучания»?

Да, этого слова – паразиты, слова – пустышки. Они очень мешают нам. За ними кроются наши нерешительность и даже глупость.

  Ребята, слова – паразиты – это проблема. А как относиться к жаргонам? Приведите примеры жаргонов (тачка, клёво, свалить, срубить, тусовка). Я вам предлагаю текст, который составлен из одних жаргонов. Замените их общеупотребительными словами.

 

Фазер этого торчка так гасил, что тот чуть коньки не отбросил. Хорошо, что герлуха ринганула в полис, оттуда мелодия прикатила и повинтила обоих.

 

ПЕРЕВОД. Отец так бил этого наркомана, что тот чуть не умер. Хорошо, что его девушка позвонила в милицию, оттуда приехала милицейская машина, и обоих арестовали.

 

  На первый взгляд, эти слова кажутся безобидными. Молодые люди считают, что такая речь выразительна, эмоциональна, на самом деле жаргоны – это безликие, назойливые штампы, которые убивают живую мысль, отучают думать, иссушают и загрязняют речь, делают её однообразной.

Ученица. А я читала, что Корней Иванович Чуковский в книге «Живой как жизнь» говорил: «Жаргон не опасен для языка. Каждое поколение создаёт свой жаргон, поэтому жизнь жаргона коротка. К тому же, утверждает Чуковский, некоторые жаргонные слова так выразительны, что, возможно перейдут в литературный язык».

Учитель. Если человек на ряду с жаргоном владеет литературным языком, всем его богатством, то употреблением жаргонной лексики не делает его речь бедной. Иное дело, если весь словарный  запас человека сводится к словам – паразитам и к жаргонам.

  Да, подобные слова тоже проблема. Но бедой может обернуться и безумное употребление иноязычных слов. В любой газете мы можем прочитать: «в эксклюзивном интервью, отсутствие альтернативы». Учёный – лингвист  Ф.Буслаев писал: «Принимая чужое слово, мы невольно становимся совершенно другими людьми, точнее другим народом».

  Кстати, во Франции за применение в средствах массовой информации иностранных слов, которым есть замена в родном языке, взимается штраф. И это, по-моему, мудрое решение. А иначе наша речь может превратится в сборную солянку, где вместо доброкачественных продуктов -  несъедобные  вещи!

   К. Паустовский писал: «Я подумал, до какого же холодного безразличия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательского отношения к истории России, к её настоящему и будущему нужно дойти, чтобы заметить живой светлый русский язык речевым мусором». К сожалению, мы и эти слова употребляем безграмотно.

   ^ Найдите ошибки в употреблении иноязычных слов.

     Живя за границей, она постоянно испытывает ностальгию по родине.

     Будучи истинным патриотом Родины, он не покинул Россию.

     Местные аборигенным встретили нас дружелюбно.

   И последнее. Сейчас каждый второй мужчина и каждая женщина не может произнести фразы без грубого, нецензурного слова, думая, что это украшает речь, делает её более весомой.

   В какой-то степени можно понять  причины распространения сквернословия: у каждого много проблем, а о высоких материях и думать некогда. И потеряв стыд, молодой человек, не стесняясь ни женщин, ни детей, ни стариков начинает хамить. В общем, много тут от бескультурья. Значит, надо больше читать книг, хороших книг! А они есть!

   И ещё. Н.Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдовали словами и в значительной степени живём в их царстве. Так пусть в этом царстве минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа.

   Пусть будет оно чистым и ясным! Послушайте ещё один совет. (Чтение стихотворения «Слово о словах»)

А закончить нашу встречу я хотела бы словами И.А.Бунина.

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизни дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена!

И нет у нас много достояния!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Прислушайтесь к этому мудрому совету великого писателя. Мы продолжили наши раздумья о судьбе русского языка, о его месте в нашей жизни, о нашей языковой культуре на других встречах Благодарю всех, всего вам хорошего, ребята и гости!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закрепить навыки свободного устного речевого общения iconСферы и ситуации речевого общениЯ. основные единицы речевого общения
Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Ис­следователи выделяют и описывают основные единицы речево­го общения — речевую...

Закрепить навыки свободного устного речевого общения iconК проблеме реализации речевого общения исаева Жибек Кайруллиновна
В ряде наиболее важных проблем современной науки о человеке особое место занимает проблема реализации его речевого общения, характеризующего...

Закрепить навыки свободного устного речевого общения iconКонспект Непосредственной образовательной деятельности «Первооткрыватели»
Развивающие: развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать эмоциональную отзывчивость

Закрепить навыки свободного устного речевого общения iconМетодические рекомендации обучение дошкольников формулам речевого...
Основы культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета)

Закрепить навыки свободного устного речевого общения iconВнеклассное мероприятие викторина по математике для 6 класса Тема: «Ралли в стране дроби»
Повторить действия с обыкновенными дробями, свойства дробей, закрепить навыки устного счета, развить умение работать в группе

Закрепить навыки свободного устного речевого общения iconЗадачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми Развивать...
Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника

Закрепить навыки свободного устного речевого общения iconРечетворческая система человека
Однако существует и обратная зависимость: мозг развивается (появляются и совершенствуются механизмы интеллекта в целом), если в процессе...

Закрепить навыки свободного устного речевого общения iconПлан-конспект логопедического занятия по формированию культуры речевого...
Обогащать речь детей формулами речевого этикета, закреплять умение использовать вежливые слова и выражения в речи

Закрепить навыки свободного устного речевого общения iconПрограмма факультативных занятий по английскому языку «культура речевого...
Программа факультативных занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений и...

Закрепить навыки свободного устного речевого общения iconИ. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины
Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница