Скачать 54.08 Kb.
|
Содержание Ход урока. |
Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи. Знать: морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных, правила правописания имен прилагательных. Уметь: находить прилагательные, определять их роль в тексте, правильно употреблять имена прилагательные в речи. Оборудование: индивидуальные карточки, этимологический словарь, аудиозапись А. Вивальди. Концерт для виолончели №2. ^ 1.Вступительное слово учителя. Цель: объяснить учащимся цель урока. Учитель: Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Учащиеся: мы должны повторить все, что знаем об имени прилагательном, правила правописания имен прилагательных). Верно, мы повторим морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных, выясним роль имен прилагательных в речи. Начинают урок знатоки – они работают у доски по карточкам, а мы с вами побываем на уроке грамматики у Митрофанушки. 2. Сценка «Урок грамматики у Митрофанушки» (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»). Цель: развитие интереса к урокам русского языка и литературы. 3. Проверка индивидуальной работы учащихся по карточкам. Цель: формировать навык работы с этимологическим словарем; развивать умение составлять связный устный рассказ на лингвистическую тему; отработать умение выполнять морфологический, словообразовательный разбор имени прилагательного; формировать умение образовывать имена прилагательные сравнительной, превосходной степени, определять их синтаксическую роль в предложении. Учитель: Вот так Митрофанушка определяет, что такое прилагательное. А как вы, ребята, ответите на вопрос, что такое имя прилагательное? (Учащийся рассказывает правило). Почему же Митрофанушка назвал дверь именем прилагательным? Давайте обратимся к этимологии. 1)«Этимологическая страничка». Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное». Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение. Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории. Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом. Например: Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет… Лес, оказывается, может быть не только зеленым, а юным, а дым не только серым. Имена прилагательные описывают предмет, как будто рисуем его красками. 2) - Какой частью речи является слово «яркими» в предложении: Яркими красками радуют нас по утрам январские морозы. Докажите. Яркими – имя прилагательное. Во-первых, обозначает признак предмета: красками (какими?) яркими. Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: качественное, употреблено в полной форме; имеет непостоянные морфологические признаки: употреблено в творительном падеже, множественном числе. В-третьих, в предложении является определением. - Образуйте, если возможно, степени сравнения этого слова. Какую синтаксическую роль они выполняют? Это качественное прилагательное, оно имеет степени сравнения: ярче (простая сравнительная) – в предложении является сказуемым, более яркий (составная сравнительная) – в предложении может быть определением и сказуемым, ярчайший (простая превосходная), самый яркий (составная превосходная) – в предложении является чаще определением. 3) – Какой частью речи является слово «птичьем» в предложении: Радость слышится в птичьем пении. Докажите. Птичьем – имя прилагательное. Во-первых, обозначает принадлежность: в пении (чьем?) птичьем. Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: притяжательное, употреблено в предложном падеже, единственном числе, среднем роде. В-третьих, в предложении является определением. - Разберите это слово по составу. Каким способом оно образовано? Корень птич- (чередование ч//ц), суффикс –й-, окончание –эм. Птичий – образовано от слова птица суффиксальным способом. 4. Работа с текстом (на партах – распечатанный текст стихотворения И.С. Бунина «Оттепель»). Цель: находить прилагательные, определять их роль в тексте, синтаксические признаки имен прилагательных. Учитель: Давайте обратимся к стихотворению И.С.Бунина «Оттепель». Еще и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет божий мир. Прозрачно-бледный, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи Ложится отблеск голубой. - Понравились строчки? Задания: - С помощью каких средств создается эта выразительность? (Эпитеты, олицетворение). Приведите примеры. («Небо смотрит», «слезится снег», «молодеет мир» – олицетворение; «ясным взглядом», «отблеск голубой», «прозрачно-бледный» снег – эпитеты). - Выполните синтаксический разбор первого предложения. (Повествовательное, невосклицательное, союзное, сложносочиненное, состоит из 3 простых предложений. 1) простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными; 2) простое, двусоставное, распространенное; 3) простое, двусоставное, распространенное. - Какими членами предложения могут быть имена прилагательные? - Выпишите из данного текста имена прилагательные. I вариант: притяжательные (божий); II вариант: качественные (холоден, сыр, ясным, прозрачно-бледный, голубой); III вариант: относительные (февральский, недавней). - Как отличить качественные прилагательные от относительных? (Качественные прилагательные имеют степени сравнения, сочетаются со словом очень, имеют краткую форму). - Найдите имена прилагательные с нулевым окончанием (холоден, сыр, божий). - Назовите орфограммы в слове «недавней»? - Расскажите правило правописания не с прилагательными. 5. Диктант с взаимопроверкой. Цель: формирование умения различать не- приставку, не- часть корня, не – частицу; формировать умение видеть ошибку и объяснять правильное написание не с прилагательным. Неряшливый вид, небрежный почерк, негромкая музыка; не большой, а маленький дом; совсем не веселое настроение, небольшая, а интересная книга. 6. Работа по развитию речи. Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением имен прилагательных в речи. Исправьте грамматические ошибки:
7. Самостоятельная работа. Цель: проверить уровень усвоения темы «Правописание сложных прилагательных»; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи. - Подберите к выделенным словам сложные прилагательные. Объясните их написание. Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах. Слова для справок: (желто)коричневый, (ярко)зеленый, (юго)восточный, (бело)ствольный. 8. Работа с перфокартами. Цель: проверить уровень усвоения темы «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных». Листве…ый лес, румя…ый малыш, серебря…ая посуда, деревя…ый дом, глиня…ый горшок, стари…ые часы, ветре…ый день, тума…ое утро, торжестве…ое событие. Ключ для самопроверки: Лиственный лес, румяный малыш, серебряная посуда, деревянный дом, глиняный горшок, старинные часы, ветреный день, туманное утро, торжественное событие. - Когда в именах прилагательных пишется –нн- ? Почему слова оловянный, деревянный, стеклянный называют исключениями? 9. Творческое задание. Звучит музыка (А. Вивальди. Концерт для виолончели №2). Цель: отработать умение употреблять имена прилагательные в речи. - Послушайте. Опишите музыку (какая она?) именами прилагательными. 10. Домашнее задание: сочинить сказку (стихотворение) об имени прилагательном как части речи. 11. Итоги урока. -Какова роль имени прилагательного в речи? -Какие навыки мы закрепили сегодня на уроке? |
![]() | Цели урока: Обеспечить в ходе урока повторение изученного об имени существительном | ![]() | Цель обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся о числительном как части речи; уметь отличать числительные от других... |
![]() | Повторение и обобщение изученного материала по теме “Имя прилагательное”. Закрепление изученных орфограмм | ![]() | Презентация, карточки с фразеологизмами, подарок от Печкина, выставка из книг Э. Успенского, журналы «Простоквашино», жетоны «1 ум»... |
![]() | Литература : я познаю мир: Дет энцикл Русский язык/ Авт сост. В. В. Волина- м.: Ооо фирма Издательствоаст, 1998г | ![]() | |
![]() | Воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство гордости, патриотизма; создать | ![]() | Цели урока Повторение и систематизация знаний по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
![]() | Цель урока: Создание условий для систематизации изученных признаков имени прилагательного как части речи | ![]() | Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи" |