Скачать 1.31 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» Литературное чтение Н.А Чуракова, О.В. Малаховская с учётом общих целей курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса. Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи: — духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции); - духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали); — литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается' желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы)); — библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи). ^ Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности — вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием. Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения). Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX — начала XXI века. Предмет имеет несколько содержательных линий. ^ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аудирование Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы. ^ Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн — не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т. д.) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений). ^ Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения. ^ Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции. ^ — рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка. ^ Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки). Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах. Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) — весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2). ^ Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования. ^ Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведется в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2). Формирование библиографической культуры Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих ^ Общая характеристика Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за.счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни — авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины — фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий). Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы. Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике. Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора. ^ Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей — коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и/или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.). Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет — наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира — мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении. ^ Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей. Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, прикладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира. ^ Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое маркирование). Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста). Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации). Способность устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений. ^ На реализацию программы по литературному чтению в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 448 часов (4 часа в неделю): 1 классе – 40 часов, во 2 классе – 4 часа, 3-4 классы – 3 часа ^ Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. ^ – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. ^ основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. ^ – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. ^ – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. ^ Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. ^ Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. ^ – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. ^ Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. ^ Первый класс Личностные УУД: - самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос»; - смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей: В. Лунин «Целыми днями» с. 52, Э. Успенский «Разгром» с. 53; тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем): И. Токмакова «В одной стране» с.57, С. Козлов «Туман» с.58-59; С. Воронин «Необыкновенная ромашка» с. 60-63. Регулятивные УУД: - контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. Задача создания условий для формирования данных учебных действий решается путем привлечения героев внешней интриги. Сквозные герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения на литературные тексты, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не вступают друг с другом в противоречие и не носят оценочного характера. Более того, сами тексты, на которых формируется данное учебное действие, являются очень простыми и короткими. Приведем примеры: "Какие числа спрятались в этой считалке?" - спросила Главная Ромашка. Миша нашёл одно число. Маша нашла ещё два числа. А ты?" с. 10; "Что это за текст: "Архип - охрип?" Миша сказал, что это дразнилка, а Маша сказала, что это скороговорка. А как ты думаешь?" Познавательные УУД (информационные): - поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями): перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов. Загадки с. 14-16, с. 18-19, заклички с. 20-21, скороговорки с. 22-23, Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог» с.26, Н. Носов «Приключения Незнайки» с. 28-31, И. Пивоварова. «Кулинаки-пулинаки» с. 32, А. Дмитриев «Шлагбаум» с.33, Максим Горький «Воробьишко» с.42-43, А. Усачев «Буль-буль» с. 44, «Дора, Дора, помидора» с. 47, Б. Заходер «Приятная встреча» с.55, С. Козлов «Туман» с.58, небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» с.66, колыбельная «Пошёл котик на торжок» с.68, небылица «Стучит, бренчит по улице» с. 69, прибаутка «Села баба на баран» с.70, прибаутка «Как на тоненький ледок» с. 71, прибаутка «Как у нашего соседа» с.72; - работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками: Считалки с.10-11, скороговорки с. 23, А. Дмитриев «Шлагбаум» с.33, Максим Горький «Воробьишко» с.42-43, А. Усачев «Буль-буль» с. 44, Б. Заходер «Где поставить запятую?» с.51, Э. Успенский «Разгром» с. 53, С. Козлов «Туман» с. 58, небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» с.66, прибаутка «Иванушка» с.67, колыбельная «Пошёл котик на торжок» с.68, прибаутка «Села баба на баран» с.70, прибаутка «Как на тоненький ледок» с. 71, прибаутка «Как у нашего соседа» с.72; - работа с дидактическими иллюстрациями. Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы с. 6-9; анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел с.10-11; анализ другой группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть 10 (десять): с. 12-13; обнаружение одной из жанровых особенностей загадок: использование приема олицетворения с.14-19; обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера с. 20-21; выяснение секрета (общих черт) скороговорок с.22-23; анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы с. 26, с.32-34; анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом с. 36-37; сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства /повтор как главная композиционная фигура обоих жанров/ и различий /круг и вектор как разные композиционные основы/с.37; обнаружение прикладного характера колыбельной песенки /подстановка своего имени вместо имени героя/с. 68-69; обнаружение сюжетных признаков небылицы с. 66,67,69 и дразнилки с.46, 47, 67, 69, 70; сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров; - подведение под понятие: формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать» с.4-5; поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в концах строчек, говорить складно – говорить в рифму; формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации с. 36-37; формирование понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены; формирование понятия «небылица» посредством привлечения антонима («быль» - «небылица»); - установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: «эти тексты легко запомнить» с.8-9; с.72; между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки с.46, 47, 67, 69, 70; между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи с. 26, с. 32-34; между наличием в фольклорном тексте нереальных сюжетных подробностей и выводом о том, что это «небылица» с. 66, 67, 69; между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это закличка с. 20-21; между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста (например, как читать небылицу: «Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу? Надо ли немножко тянуть некоторые слова?» с. 66; как читать скороговорки с. 23, 64; стихи, содержащие звукопись с. 40, 48; заклички с. 21; между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка с. 9, считалки с.10-11, скороговорки с. 23, Н. Носов «Приключения Незнайки» с. 28-31, А. Дмитриев «Шлагбаум» с. 33, «Репка» с. 36, Е. Благинина «Жужжит над жимолостью жук» с. 40, Максим Горький «Воробьишко» с. 42-43, А. Усачев «Буль-буль» с. 44, В. Лунин «Целыми днями» с. 52, Э. Успенский «Разгром» с. 53, Б. Заходер «Приятная встреча» с.55, И. Токмакова «В одной стране» с. 57, С. Козлов «Туман» с. 58, С. Воронин «Необыкновенная ромашка» с. 60-63, И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» с. 64, прибаутка «Как на тоненький ледок» с. 71; - коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки», - сказал Миша. Ты сумеешь подтвердить его мнение? с.16; Маша уверена: «Это и прибаутка и небылица!», А ты как думаешь? Можешь объяснить ответ Маши с.67; а также с. 34, 37, 38, 47, 69, 70; понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, например, его жанровой принадлежности: один и тот же текст можно считать и дразнилкой (по одним основаниям) и считалкой (по другим основаниям) с. 47; и дразнилкой и загадкой с.15-16; и дразнилкой и скороговоркой с.47; и дразнилкой и небылицей с.69, и прибауткой и небылицей с.67. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения: В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и "Хрестоматией"): сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии; находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии. ^ школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается. В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них. Планируемые предметные результаты: |
![]() | Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального... | ![]() | Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... |
![]() | Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом по предмету и допущена Министерством Образования РФ | ![]() | Программа разработана на основе требований фгос начального общего образования и развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная... |
![]() | Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных... | ![]() | Мбоу сош №3, примерного тематического планирования, учебников, рабочих тетрадей на печатной основе, учебно-методического комплекта... |
![]() | Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента... | ![]() | Умк «Перспективная начальная школа» Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук. Программа рассчитанана170часов, 5 часов в... |
![]() | Программа «Литературное чтение» Чураковой Н. А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа») | ![]() | Программа «Литературное чтение» Чураковой Н. А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа») |