Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по литературе для 5-9 классов (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены произведения, не предусмотренные Госстандартом для изучения в 9 классе: Г. Р. Державин «Властителям и судиям», Л. Н. Толстой «Юность», И. А.Бунин «Тёмные аллеи», песни и романсы на стихи русских поэтов ХIX — ХХ веков.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета “Литература” в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник хрестоматию, дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим...», обеспечивающие процесс обучения. Виды контроля:
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
— итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов. ^
Учащиеся должны знать:
— образную природу словесного искусства;
— общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
— авторов и содержание изученных произведений;
— основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления,) романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма. Учащиеся должны уметь:
— прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
— определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
— определять идейную и эстетическую позицию писателя;
— анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
— оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
— анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
— различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
— осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
— сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
— использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации. Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Аленькина С. Н. Рабочая тетрадь по литературе. 9 класс. — СПб.: Паритет, 2002.
2. Зарубежная литература: 8-9 классы: Учебник / Шайтанов И. О., Свердлов М. И.; под ред. И. О. Шайтанова. — М.: Просвещение, 2006.
3. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. — М.: Просвещение, 2008.
4. Литература. 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений / Сост. Коровина В. Я. и др. — М.: Просвещение, 2008.
5. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс / Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. — М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н. М., Еремина О. А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе. — М.: Вербум-М, 2004.
4. Бельская Л. Л. Литературные викторины. — М.: Просвещение, 2005.
5. Зинина Е. А., Федоров А. В., Самойлова Е. А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. — М.: Просвещение, 2006.
6. Коровина В. Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский; под ред. В. И. Коровина. — М.: Просвещение, 2008.
7. Коровин В. И. А. С. Грибоедов в жизни и творчестве. — М.: Русское слово, 2001.
8. Коровин В. И. М. Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. — М.: Русское слово, 2001.
9. Коровин В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве. — М.: Русское слово, 2000.
10. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. — М.: Материк Альфа, 2004.
11. Манн Ю. В., Самородницкая Е. И. Гоголь в школе. — М.: ВАКО, 2007.
12. Сахаров В. И. М. А. Булгаков в жизни и творчестве. — М.: Русское слово, 2002.
13. Сахаров В. И. Русская драма как искусство слова. — М.: Русское слово, 2005.
14. Семенова А. Н. Русская литература в вопросах и заданиях. 12-19 вв.: 9-10 классы. — М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Штейн А. Л. Шедевры русской литературы: Книга для учителя. — М.: Русское слово — учебная книга, 2003.
16. Фогельсон И. А. Русская литература первой половины 19 века. — М.: Материк Альфа, 2006.
17. Якушин Н. Н. Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве. — М.: Русское слово, 2000. № п.п.
| Тема урока
| Кол-во ча-сов
| Содержание образования
| Виды учебной деятельности
| Планируемый результат освоения материала
| Внутрипредметные и межпредметные связи
| Виды контроля
| Домашнее задание
| Сроки
проведения
| План
| Факт
| ^
| 1
| Литература как искусство слова
| 1
| Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе
| Рецептивная: чтение вступительной статьи учебника; репродуктивная: составление таблицы, ответ на вопрос «В чём цель изучения литературы в 9 классе?»; продуктивная, творческая: устное сочинение «Литература — необходимая составная часть истории»; поисковая: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; анализ высказывания историка Ключевского
| ^ образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса; понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с общественной и культурной жизнью данной эпохи, наличие и развитие в литературе определённых традиций; уметь: аргументированно отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы
| Обществознание: понимать, что такое национальные традиции, ценности, гуманизм, патриотизм, самобытность. История: отражение в литературе основных исторических событий России; как взаимосвязаны история и литература? Литература: понятия «образ», «литературный процесс», «мировая литература»: в чём заключается особенность художественной литературы?
| Чтение и анализ высказывания историка В. О. Ключевского: «Человек— главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает или пытается выразить. А человек любит выражать, обнаруживать себя. Понятно его побуждение: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие понимали нас так, как мы сами себе представляемся». Согласны ли вы с мнением В. О. Ключевского, что «литература даёт понимание себя»? Чтение вступи- тельной статьи учебника. Составление хронологической таблицы «Основные периоды развития русской литературы». Устное сочинение «Литература— необходимая составная часть истории. Ответить на вопросы: что важнее — любить или знать литературу; как вы думаете, любовь к литературе — вещь обязательная?
| Читать «Слово о полку Игореве»; пересказывать статьи учебника «Древнерусская литература» по самостоятельно составленному плану. Индивидуальные задания: а) пересказать очерк Лихачева, б) подготовить сообщение об истории открытия «Слова»
|
|
| ^
| 2
| «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литера туры
| 1
| Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция
| Репродуктивная: пересказ статьи учебника «Древнерусская литература» по самостоятельно составленному плану; пересказ очерка Д. С. Лихачева; сообщение об истории открытия «Слова», ответы на вопросы; поисковая: установление ассоциативных связей «Слова о полку Игореве» с произведениями В. Васнецова, В. Серова, гравюрами В.Фаворского; исследовательская: сопоставление «Слова» с летописными источниками
| ^ историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения; понимать: жанровые особенности «Слова...»; уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части, уметь сопоставлять произведения изобразительного искусства и летописные источники с текстом произведения
| История: феодальная раздробленность Руси, поход князя Игоря против половцев, Лаврентьевская и Ипатьевская летописи: как в исторических документах освещаются события по хода князя Игоря? Сопоставление текста с летописными источниками. ИЗО: иллюстрации В. Серова, гравюры В. Фаворского, живопись В. Васнецова: найти в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям; удалось ли художнику передать настроение, характер литературного героя? Кому из художников удалось точнее передать замысел автора?
| Составление плана «Слово о полку Игореве». Сопоставление с летописными источниками. Историк С. Соловьёв утверждал, что автор верен своему обещанию рассказывать по «былинам», поэтому его рассказ совершенно одинаков с рассказом летописца. Согласны ли вы с этим утверждением? Верно ли то, что подробностей по хода князя Игоря гораздо больше в летописи, нежели в «Слове»?
| Определить в тексте «Слова...» композиционные части. Индивидуальное задание: а) выразительное чтение отрывков «Вступления», «Золотое слово Святослава»; б) письменно доказать, что «Слово о полку Игореве» — воинская повесть
|
|
| 3
| «За землю Русскую». Осмысление текста памятника
| 1
| Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова»
| Рецептивная: чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета произведения; продуктивная, творческая: выразительное чтение, ответ на вопрос: согласны ли вы с тем, что «Слово о полку Игореве» — воинская повесть? Поисковая: комментирование текста произведения, установление ассоциативных связей «Слова о полку Игореве» с произведениями В. Васнецова, В. Серова, гравюрами В. Фаворского; исследовательская: анализ художественного текста произведения
| ^ жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова»; понимать: в чём заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины в произведении; уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
| Литература: какие фольклорные образы встречаются в «Слове..»? Как сочетается христианская и языческая символика в тексте произведения? Какова их роль в идейном замысле автора? ИЗО: Какие слова текста вы взяли бы для подписи под иллюстрациями В. Васнецова, В. Серова, И. Билибина, В. Фаворского?
| Аналитическое чтение и ответы на вопросы: по каким событиям учёные смогли точно установить время написания произведения; какие исторические лица изображены реалистически, а какие идеализированы?
| Ответить на вопрос: «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения?» Инд. задание: подготовить исторические справки о князьях, к которым обращается в «Слове...» автор
|
|
| 4
| Вечные образы «Слова...»
| 1
| Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины
| Рецептивная: чтение и полноценное восприятие произведения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассуждение «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава смысл произведения?»; сообщение «Исторические справки о князьях»; выразительное чтение эпизодов; поисковая: поиск ответа на проблемные вопросы; комментирование художественного текста; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям
| ^ приёмы создания характеров героев, художественные средства выразительности; понимать: особенности воплощения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения; уметь: характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения
| История: русские князья, упоминаемые в «Слове», древнерусское оружие. ^ средства выразительности художественного текста: эпитеты, метафоры, олицетворения, риторические вопросы и восклицания; Литература: художественный образ. ИЗО: иллюстрации художников И. Архипова, В. Фаворского к «Слову о полку Игореве»: рассматривание иллюстраций и подбор цитат к ним из текста
| Составление характеристик героев, в том числе сопоставительной. Запись художественных средств выразительности и определение их роли в тексте. Ответить на вопросы: как вы думаете, не идеализирует ли автор князя Игоря; согласны ли вы с мнением профессора В. Ф. Переверзева, что князь Игорь сознаёт свой долг перед Русью? Что символизирует плач Ярославны? Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Слова...»?
| Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...» (по выбору учащегося). Выразительное чтение эпизода «Плач Ярославны». Индивидуальное задание: сообщение о поэтических переложения «Слова...»
|
|
| 5
| Поэтическое искусство автора
| 1
| Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля. «Слово…» и фольклорная традиция. Значение памятника для русской культуры. Переводы и переложения произведения
| Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная, творческая: устные сочинения «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...»; выразительное чтение плача Ярославны; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям; сопоставление поэтических переводов «Слова...»; сопоставление текста произведения и оперы А. П. Бородина
| ^ авторов поэтических переводов и переложений памятника, своеобразие авторского стиля; понимать: образ автора в произведении; уметь: выявлять авторскую позицию, выразительно читать наизусть, строить монологическое высказывание, находить устно-поэтические и книжные элементы в речи автора; сопоставлять художественный текст и оперу А. П. Бородина
| Литература: автор, повествователь, авторский стиль, поэтический перевод; музыкальное искусство: прослушивание арии князя Игоря из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»: кто является автором либретто оперы? Какому эпизоду произведения соответствует прослушанная ария? Какие переживания и чувства князя нашли выражение в арии?
| Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...». Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор — патриот? Доказать это примерами из текста. Поиск характерных примет авторского стиля. Какие отголоски языческой культуры вы можете обнаружить в произведении? Как это характеризует автора? Ответить на вопрос: почему на протяжении веков не пропадает интерес к поэтическим переложениям «Слова...»?
| Наизусть «Плач Ярославны»
|
|
| 6
| ^ Анализ эпизода «Плач Ярославны»
| 1
| Нравственно-патриотическая идея «Слова...». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля. «Слово...» и фольклорная традиция
| ^ создание сочинения; поисковая: комментирование текста
| Знать: содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода; понимать: роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения; позицию автора и ее отражение в тексте; уметь: комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учётом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновывать собственную точку зрения
|
| Выразительно читать наизусть «Плач Ярославны». Анализ эпизода
| Подготовиться к итоговому уроку-игре по произведению. Групповые задания: подготовить макет книги: обложка, предисловие, иллюстрации и т. д.
|
|
| 7
| ^ Литературная игра «Мир Игоревой песни»
| 1
| Историческая основа памятника. Жанр и композиция «Слова...». Образы русских князей. Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля. Поэтическое мастерство автора. Переводы и переложения произведения
| ^ защита макета книги, иллюстраций, выразительное чтение отрывков, подбор заголовков; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки; исследовательская: сопоставление «Слова» и русских летописей
| Знать: текст произведения, художественные особенности, авторов поэтических переложений, значение памятника для истории русской культуры; уметь: выражать своё отношение к прочитанному, понимать литературоведческий текст; сопоставлять «Слово..» с произведениями музыки и живописи
| ^ А. Бородин «Князь Игорь»: каким чувством наполнены музыкальные картины оперы? Как в опере отразилась авторская идея? ИЗО: иллюстрации В. Серова, гравюры В. Фаворского, живопись В. Васнецова: какие особенности авторского стиля удалось передать художникам?
| Викторина по тексту произведения. Защита макета книги. Выполнение заданий по станциям: 1 .«Преданья старины глубокой» (историческая основа произведения). 2.«Защитники Земли Русской» (герои «Слова...»). 3. «Глубокий и скорбный лиризм» (поэтическое мастерство автора). 4. «Вечные образы» («Слово...» в искусстве)
| Вспомнить и записать основные признаки классицизма, основные события и имена исторических деятелей 18 века. Прочитать статью учебника «Русская литература 18 века»
|
|
| |