Скачать 413.45 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе и Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы, под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2009 г. Учебник-хрестоматия. Литература. 7 класс. Начальный курс. 1-2 часть, авторы-составители: М.А. Снежневская, О.М. Хренова; под редакцией Г.И. Беленького. М. Мнемозина, 2008 г. Данная программа содержит обязательный минимум литературного образования, утвержденного Министерством образования РФ в 2004 году. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. ^ : приобщить учащихся к богатствам русской мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности . гражданскую и идейно-нравственную позицию школьников. ^ -чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы; - формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей; - формирование представлений о русской литературе как о социо-культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; - развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений; - развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью. Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы. ^ Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста. В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы. ^ компетентностей: Коммуникативная компетенция: - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы); - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, составление киносценария; лингвистическая (языковедческая) компетенции: - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт. ^ - осознание литературы как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы. Основу программы 7 класса составляют произведения, объединенные проблемно-тематическим принципом. В соответствии с центральной тематической проблемой курса произведения объединяются в семь тематических разделов. На первом плане в курсе 7 класса стоит чтение и изучение художественных произведений. Теоретические знания помогают школьникам в этом процессе. Теоретические понятия: - понятия художественного времени и пространства; -литературные роды и жанры; -характер литературного героя; -художественная деталь; -юмор;сатира; гротеск. Позволяющие делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах. Наблюдения над языком литературных произведений, выполнять определенные устные и письменные работы. В основу программы положен проблемно-тематический принцип, сочетаемый с хронологическим. ^
Место предмета в учебном плане Количество часов в 7 классе по учебному плану на 2013-2014 учебный год 70 часов из расчета 2 часа в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного образования.Из них на развитие речи - 5 часов. Внеклассных чтений – 8 часов. ^ Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). ^ изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. ^ выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. ^
|
![]() | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ![]() | Рабочая программа по русской литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... |
![]() | Планирование составлено на основе программы (название, авторы). общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я.... | ![]() | Настоящая рабочая программа по литературе для 9 Б,В класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... |
![]() | Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | ![]() | Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
![]() | Федерального Государственного Стандарта основного общего образования по русскому языку примерной программы по русскому языку основного... | ![]() | Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006 |
![]() | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по... |