№ урока
| Дата проведения урока
|
Содержание (тема урока)
|
Примечание
|
|
| 1 четверть – 18часов
|
|
1
|
| Введение - 1час
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
2
|
| ^
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.
|
|
3
|
| Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».
Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.
|
|
4
|
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Новгородский цикл былин. «Садко».
| Урок внеклассного чтения
|
5
|
| Пословицы и поговорки, их смысл и особенности языка. Собиратели пословиц.
|
|
6
|
| ^
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).
Поучение как жанр древнерусской литературы.
Русские летописи. «Повесть временных лет».
|
|
7
|
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.
| Обучение устному рассказу
|
8
|
| р/р Подготовка к домашнему сочинению на одну из тем: «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества», «Художественные особенности русских былин», «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси».
|
|
9
|
| ^
М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…».
Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.
|
Практикум
|
10
|
| Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.
|
|
11
|
| ^
А.С.Пушкин – 6часов
«Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, Прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр1и Карл12.
|
|
12
|
| «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра1. Образ автора в отрывке.
|
|
13
|
| «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции. Своеобразие языка.
|
Практикум
|
14
|
| р/р «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.
Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».
|
|
15
|
| «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства.
|
|
16
|
| Гуманизм повести. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».Развитие понятия о повести.
|
Практикум
|
17
|
| ^
Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта в 16 веке и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
| Обучение устному рассказу
|
18
|
| Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.
|
|
|
| ^
|
|
19
|
| «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.
|
|
20
|
| к/р Тестирование по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
| Урок контроля
|
21
|
| ^ .
Слово о писателе. «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев : героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и родной земле.
|
|
22
|
| Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.
| Обучение устному рассказу
|
23
|
| р/р Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров».
|
|
24
|
| ^
Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы и художественные особенности рассказа.
|
|
25
|
| Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Авторские критерии нравственности. Особенности жанра.
|
|
26
|
| ^
Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».Величие духа русской женщины. Развитие понятия о поэме.
|
|
27
|
| «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.
| Выразительное чтение
|
28
|
| ^
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт рыцарства и самовластия.
| Урок внеклассного чтения
|
29
|
| ^
Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик…». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.
|
|
30
|
| «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
|
|
31
|
| Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина».
| Урок контроля
|
32
|
| Фольклоризм литературы (развитие представлений).
|
|
|
| ^
|
|
33
|
| Л.Н.Толстой - 2часа
Слово о писателе. Повесть «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
| Обучение устному рассказу
|
34
|
| Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир.
|
|
35
|
| ^
«Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.
|
|
36
|
| «Лапти».Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика.
|
|
37
|
| ^
Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.
|
|
38
|
| Средства создания комического в рассказе. Развитие понятий о юморе и сатире.
| Практикум
|
39
|
| Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
|
|
40
|
| Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и других.
| Урок внеклассного чтения
|
41
|
| ^
В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», И.А.Бунин «Родина».
| Обучение выразительному чтению
|
42
|
| ^
М.Горький – 4часа
Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «суровых мерзостей жизни». Дед Каширин.
|
|
43
|
| «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: Бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.
|
|
44
|
| р/р Портрет как средство характеристики героя.
| Обучение анализу эпизода
|
45
|
| «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.
| Урок внеклассного чтения
|
46
|
| ^
«Необычайное приключение…». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Роль юмора и фантастики, ритма и рифмы.
| Обучение выразительному чтению
|
47
|
| «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о литературном герое, сложность и тонкость его внутреннего мира.
| Урок внеклассного чтения
|
48
|
| ^
«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.
|
|
49
|
| ^
«Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
|
|
50
|
| «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова.
| Урок внеклассного чтения
|
51
|
| р/р Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»(по произведениям писателей 20века).
|
|
52
|
| ^
«Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике. Способы создания поэтических образов.
|
Практикум
|
|
| ^
|
|
53
|
| Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского.
| Урок внеклассного чтения
|
54
|
| ^
«О чём плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции.
|
|
55
|
| ^
«Кукла»(«Акимыч»), «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказов.
| Обучение анализу эпизода
|
56
|
| ^
«Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.
| Урок внеклассного чтения
|
57
|
| ^
Единство человека и природы в стихотворениях В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого.
| Урок внеклассного чтения
|
58
|
| ^
Философские проблемы в лирике («Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»).
|
|
59
|
| ^
«Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.
| Урок внеклассного чтения
|
60
|
| ^
«Беда». Смешное и грустное в рассказе.
|
|
61
|
| Песни на слова русских поэтов 20 века – 1час
А.Вертинский. «Доченьки», И.Гофф. «Русское поле», Б.Окуджава. «По смоленской дороге».
| Урок внеклассного чтения
|
62
|
| ^
Р.Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основе жизни («Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине»).
|
|
63
|
| ^
Р.Бёрнс. «Честная бедность».Представление поэта о справедливости и честности.
|
|
64
|
| ^
«Ты кончил жизни путь, герой…»как прославление подвига во имя свободы Родины.
| Обучение выразительному чтению
|
65
|
| ^ (хайку) – 1час
Особенности жанра.
|
|
66
|
| О.Генри – 1час
«Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.
|
|
67
|
| ^
«Каникулы» - фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.
|
|
68
|
| Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.
| Урок-семинар
|
69
|
| Выявление уровня литературного развития учащихся.
| Тестирование
|
70
|
| Итоги года и задание на лето.
|
|