Элемент содержания




Скачать 171.46 Kb.
НазваниеЭлемент содержания
Дата публикации28.04.2014
Размер171.46 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Календарно-тематическое планирование





Дата

Тема урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Иметь представление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике

Россия – Родина моя(5ч.)

Первая четверть

1




Мелодия – душа музыки
^

Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».


Соединение изобразительного и выразительного в музыке. Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Главная мелодия 2 – й части из симфонии № 4 П.Чайковский.



Знать/понимать

Жанры музыки (песня, танец, марш);

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;


2




Природа и музыка (романс). Звучащие картины

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.
Жаворонок. М.Глинка, слова Н.Кукольника.

Благословляю вас, леса. П.Чайковский, слова А.Толстого.

Звонче жаворонка пенье. Н.Римский – Корсаков, слова А.Толстого.




3




Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава


Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы 18 в.

Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.




4




Кантата «Александр Невский»


Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С.Прокофьев.

Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов

5




Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки

веков сильна…НРК



Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М.Глинка.


Знать/понимать

Жанры музыки (песня, танец, марш);

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;



День, полный событий (4ч)

6




Утро
^

Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.


Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Утро из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

Утренняя молитва П. Чайковский




7




Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек


Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.

Болтунья. С.Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты). С.Прокофьев.

Джульетта – девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С.Прокофьев.


Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).


8




«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер

Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.
С няней, С куклой, На сон грядущий, Поехал на палочке из сборника «Детская» М. Мусоргский

Утренняя молитва, В церкви, Игра в лошадки из «Детского альбома» П. Чайковский

Прогулка, Тюильрийский сад, Лиможский рынок из Картинки с выставки М. Мусоргский



9




Обобщающий урок 1 четверти







«О России петь – что стремиться в храм» (4ч)

2 четверть





10




Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.
Богородице Дево, радуйся. №6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божьей Матери.

Аве, Мария. Ф.Шуберт, слова В.Скотта, пер. А.Плещеева.


Знать/понимать

Жанры музыки (песня, танец, марш);

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;


11




Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!


Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве

Мама. Из вокально - инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, слова В.Шульгиной.

Осанна. Хор из рок – оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Л.Уэббер.

.

Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов


12




Вербное Воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. НРК

Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.
Иисус Христос — суперзвезда рок-опера Ллойд Уэббер

Вербочки. А.Гречанинов, стихи А.Блока.

Вербочки. Р.Глиэр, стихи А.Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире. Слова А.Толстого.

Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).


13




Обобщающий урок 2 четверти








«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)

14




Настрою гусли на старинный лад…(былины).

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения.

Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н.Римского – Корсакова.

Садко и Морской царь. Русская былина




15




Былина о Садко и Морском царе



Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.Жанр былины. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.

Имитация игры на гуслях.Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.

Песни Бояна из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка.

Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н.Римский – Корсаков.



16




Певцы русской старины(Баян. Садко). Лель мой Лель…

Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.
Песни Бояна из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка.

Ой, ты, темная дубравушка, Заиграйте, мои гусельки, Высота ли, высота, из оперы «Садко».Н.Римский – Корсаков

Туча со громом сговаривалась из оперы-сказки «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков







17




Звучащие картины. Прощание с

Масленицей. НРК


Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

Проводы Масленицы, хор из оперы «Снегурочка». Н.Римский – Корсаков.

Веснянки, русские и украинские народные песни.

Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов

18




^ В музыкальном театре (6ч) Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра

Урок-путешествие в оперный театр. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон. 3-частная форма арии Музыкальные темы – характеристики главных героев. Интонационно – образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М.Глинка





19




Опера «Орфей и Эвридика»

Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.

Хор фурий, Мелодия. Орфей и Эвридика опера К.Глюк

Знать/понимать

Жанры музыки (песня, танец, марш);

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;


20




Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование.
С подружками по ягоду ходить, Полна, полна чудес могучая природа…, Снегурочка опера Н.Римский – Корсаков.





21




Полна чудес могучая природа…В

заповедном лесу

Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).
Третья песней Леля, заключительный хор «Свет и сила Бог Ярило» Снегурочка опера Н.Римский – Корсаков.





22




«Океан море – синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу

Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете.

Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.

Океан – море синие. Вступление к опере «Садко». Н.Римский – Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П.Чайковский.





23




В современных ритмах (мюзиклы).



Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А.Рыбников, сценарий Ю.Энтина.

Звуки музыки. Р.Роджерс, русский текст М.Цейтлиной

Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).


В концертном зале (6ч)


24




Музыкальное состязание (концерт)

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исрлнителей.
Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3 – я часть (фрагмент). П.Чайковский.





25




Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины



Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, сифонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная).

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.Глюк.

Шутка. Из сюиты №2 для оркестра. И. – С.Бах.





26




Обобщающий урок 3 четверти











4 четверть


27




Музыкальные инструменты (скрипка).


Мелодия для скрипки и фортепиано. П.Чайковский.

Каприс №24 для скрипки соло. Н.Паганини.

Волшебный смычок, норвежская народная песня.

Скрипка. Р.Бойко, слова И.Михайлова.





28




Сюита №Пер Гюнт». Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная

Определение жанра сюиты. Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.

Пер Гюнт. Сюита №1 (фрагменты); Сюита №2 (фрагменты). Э.Григ.





29




«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена

Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.

Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Симфония №3 («Героическая») (фрагменты). Л.Бетховен.

Соната №14 («Лунная») (фрагменты). 1 – я часть. Л.Бетховен.

Весело. Грустно, К Элизе Л.Бетховен




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч)

30




Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки

Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».Определение характерных элементов джазовой музыки.

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз – музыка 20 века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты – исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А.Гершвина, русский текст В.Струкова.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.





31




Люблю я грусть твоих просторов. Мир Пркофьева

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

Весна; Осень; Тройка. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов.

Запевка. Г.Свиридов, стихи И.Северянина.

Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г.Свиридов, стихи Б.Пастернака.

Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С.Прокофьев.





32




Певцы родной природы. (Э.Григ, П.Чайковский)


Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».

Мелодия для скрипки и фортепиано. П.Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э.Григ.

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;


33




Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет


Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. Слава солнцу, слава миру! Канон. В. – А.Моцарт.

Симфония №40. Финал. В. – А.Моцарт.

Симфония №9. Финал. Л.Бетховен.




34




Обобщающий урок 4 четверти

Мы дружим с музыкой. И.Гайдн, русский текст П.Синявского.

Чудо – музыка. Д.Кабалевский, слова З.Александровой.

Всюду музыка живет. Я.Дубравин, слова В.Суслова.




-




Заключительный урок – концерт








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элемент содержания icon«Хорошо темперированный клавир И. С. Баха в интерпретации современных пианистов»
В педагогической работе проблема изучения и раскрытия баховской музыки особенно важна. Не понимая смысловых структур баховского языка,...

Элемент содержания iconРекомендации выпускникам по подготовке к егэ по русскому языку
Знайте, что материал минимумов содержания старшей и основной школы сгруппирован по темам, включающим близкие вопросы содержания или...

Элемент содержания iconПравило сложения
...

Элемент содержания iconУрок №1 Тема: «Страна восходящего солнца Япония. Праздник как элемент...
Тема: «Страна восходящего солнца – Япония. Праздник как элемент художественной культуры страны»

Элемент содержания icon-
Плутовской элемент в «записках еврея» Г. Богрова и «бурной жизни лазика ройтшванеца» И. Эренбурга

Элемент содержания iconИнновационной деятельности
«Коммуникативные технологии как системный элемент развивающей речевой среды образовательного учреждения»

Элемент содержания iconАдамова Галина Николаевна
Он спроектирован с учетом содержания примерной программы и обязательно минимума содержания общего образования по литературе. Всего...

Элемент содержания iconУрок литературы для учащихся 8 класса по теме «Л. Н. Толстой «После бала»
...

Элемент содержания iconПлан мероприятий по противодействию коррупции мбоу сош №47
Элемент антикоррупционной проблематики, включенный в календарно-тематическое планирование учителей-предметников

Элемент содержания iconКосмический элемент года — вода, цвет — чёрный
Год Змеи вступит в свои права 10 февраля 2013 г и продлится по 31 января 2014 г



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница