Музыка
3 класс Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
• Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.
• Примерной программы начального общего образования по музыке.
• Программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
• Учебного плана образовательного учреждения. Количество часов:
– 34 часа в учебный год (1 час в неделю);
– в том числе контрольных работ – 5 часов. Учебно-методический комплект:
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для 3 класса. – М.: Просвещение, 2003.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2003.
3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение 2004.
4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3 класс (на аудиокассетах).
5. Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2002. Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
1. Владимиров В. Н., Лагутин А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.
2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.
4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
5. Прохорова И. А., Скудина Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.
Е. И. Кудринецкая
Тематическое планирование № п/п
| Тема
урока
| Кол-во часов
| Тип
урока
| Элементы
содержания
| Требования
к уровню подготовки
учащихся
| Вид
контроля.
Измерители
| Элементы дополнительного (необязательного) содержания
| Информаци-
онная
поддержка
| Домашнее задание
| Дата
проведения
| План
| Факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| ^
| 1
| Мелодия – душа музыки
| 1
| Организационный урок
| – П. И. Чайковский, симфония № 4, 2-я часть;
– «Все начинается со школьного звонка»,
Я. Дубравин,
сл. В. Суслова
| Уметь:
– внимательно слушать классическую музыку, определять ее характер;
– петь напевно, легко, не форсируя звук;
– прохлопать простой ритм знакомой песни;
– быть внимательным к указаниям учителя при исполнении
| Устный опрос (индивидуальный, фронтальный)
|
| Учитель:
аудиокассеты, методические пособия,
хрестоматия,
3 класс.
Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Нарисовать рисунок по теме
|
|
| 2
| Природа и музыка. Звучащие картины
| 1
| Изучение нового материала
| – «Благословляю вас, леса», П. И. Чайковский,
сл. А. Толстого;
– «Звонче жаворонка пенье», Н. Римский-Кор-саков, сл. А. Толстого;
– «Романс», Г. Свиридов (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»);
– «Все начинается со школьного звонка»,
Я. Дубравин,
сл. В. Суслова
| ^ певческие голоса.
Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
– исполнять вокальные произведения с инструментальным сопровождением и без аккомпанемента
| Устный опрос
| Лад
| Учитель:
аудиокассеты, методические пособия,
хрестоматия,
3 класс.
Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Вспомнить стихи о природе; записать свои размышления о музыке
в рабочую тетрадь
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 3
| Виват, Россия! Наша слава – Русская держава
| 1
| Закрепление знаний
| – «Радуйся, Русская земля» – кант на заключение Ништадского мира
(1721 г.), неизвестный автор XVIII века;
– «Орел Российский» – кант в честь Павловской победы, неизвестный автор XVIII века;
– «Марш лейб-гвардии Преображенского полка»;
– «Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня
| ^ народные песни, музыкальные традиции родного края.
Уметь:
– определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
– передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах
| Устный опрос
|
| Учитель:
аудиокассеты, методические пособия,
хрестоматия,
3 класс.
Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Вспомнить название и написание нот, стихотворения о Родине
|
|
| 4
| С. С. Прокофьев, кантата «Александр Невский»
| 1
| Закрепление знаний
| – «Величание святому благоверному и великому князю Александру Невскому»;
– С. Прокофьев, кантата «Александр Невский»: хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском»;
– «Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня
| ^ творчество С. Прокофьева.
Уметь:
– внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений;
– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
– петь напевно, легко, не форсируя звук
| Устный опрос (индивидуальный и групповой)
| Двухчастная и трехчастная формы музыкального произведения
| Учитель:
аудиокассеты
(2 класс, кассета 1), методические пособия, хрестоматия, 3 класс.
Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Вспомнить длительности
|
|
| 5
| Опера «Иван Сусанин»,
М. И. Глинка
| 1
| Изучение нового материала
| – Опера «Иван Сусанин», М. И. Глинка: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам, ария и речитатив Сусанина, хор «Славься»;
– «Музыкант-турист»,
Ю. Чичков, сл. И. Белякова
| Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
– прохлопать простой ритм знакомой песни;
– учитывать указания учителя при исполнении
| Устный опрос
|
| Учитель:
аудиокассеты, хрестоматия,
3 класс.
Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Нарисовать рисунок по теме
|
|
| ^ 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| ^
| 6
| Утро
| 1
| Изучение нового материала
| – «Утро», Э. Григ
(1 класс, кассета 1);
– «Утренняя молитва» из «Детского альбома»,
П. И. Чайковский
(2 класс, кассета 1);
– «Музыкант-турист»
Ю. Чичков, сл. И. Белякова
| Уметь:
– делать разбор музыкального произведения;
– соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами.
Знать и соблюдать певческую установку при пении, ясно, грамотно произносить текст
| Устный опрос (индивидуальный, фронтальный)
| Двухчастная и трехчастная формы музыкального произведения
| Учитель:
аудиокассеты, методические пособия,
хрестоматия,
3 класс.
Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Подобрать стихи
о природе, нарисовать рисунок
|
|
| 7
| Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек
| 1
| Изучение нового материала
| – «Болтунья», С. С. Прокофьев, сл. А. Барто;
– «Петя и волк», С. С. Про-кофьев, симфоническая сказка;
– «Джульетта-девочка»,
С. С. Прокофьев из балета «Ромео и Джульетта»;
– «Черепашонок», М. Про-тасов, сл. В. Орлова
| Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
– определять на слух основные жанры музыки;
– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, петь легко, свободно
| Устный опрос
|
| Учитель:
аудиокассеты
(1 класс, кассета 2; 1 класс, кассета 3;
3 класс, кассета 1), хрестоматия, 3 класс.
Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Придумать ритмический рисунок
|
|
| 8
| В детской. Игры и игрушки
| 1
| Закрепление знаний
| – «С няней», сл. Автора, из цикла «Детская» М. П. Му-соргского;
– «Нянина сказка», «Сказочка», П. И. Чайковского;
– «Черепашонок», М. Про-тасов, сл. В. Орлова
| Уметь:
– передавать настроение музыки и его изменение
в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
– петь легко, свободно, звонко, не форсируя звук
| Устный опрос
| Лад
| Учитель:
аудиокассеты
(2 класс, кассета 1; 3 класс, кассета 1), хрестоматия,
3 класс, методические пособия.
Дети: учебник, рабочая тетрадь
| Вспомнить стихотворения об игрушках
|
|
| |