Лауреаты Национальной литературной премии




НазваниеЛауреаты Национальной литературной премии
страница1/6
Дата публикации27.06.2013
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6
МБУ «Централизованная библиотечная система г. Кургана»

Центральная городская библиотека им. В. Маяковского

Информационно-библиографический отдел




Лауреаты

Национальной литературной премии

«Национальный бестселлер»

2001-2012
Дайджест

Курган

2012


«Национальный бестселлер» — ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии — «Проснуться знаменитым!». Премия была учреждена в 2001 году Виктором Тороповым.

^ Юбилейная премия «Супер-Нацбест»
29 мая 2011 года в Москве вручили юбилейную премию «Супер-Нацбест». Лучшей книгой, среди победителей премии «Национальный бестселлер» за прошедшее десятилетие, по результатам голосования жюри, в состав которого вошли председатели жюри предыдущих лет, был признан «Грех» Захара Прилепина. Лауреат получил приз - 100 000 долларов.

^ Александр Терехов – лауреат премии 2012 года




Терехов Александр Михайлович родился 1 июня 1966 года. В 1983—1984 годах работал корреспондентом районной газеты в Белгородской области. Окончил факультет журналистики МГУ в 1991 году. Работал обозревателем журналов «Огонёк» и «Совершенно секретно», заместителем главного редактора журнала «Люди», главным редактором газеты «Настоящее время». Входил в жюри премии «Дебют». Лауреат второй премии «Большая книга» за роман «Каменный мост».
^ Александр Терехов. Немцы: роман

Вроде бы Москва, недавнее прошлое. Мэрия, префектура, Путин и Медведев маячат в отдалении, Ельцин умер, «Единая Россия» еще побеждает с цифрой 76, и только на местах реальность, точно иностранец, путает буквы в названиях: Восточно-Южный округ столицы, районы Заутреня и Измальцево, Тимирязевский и Менделеевский проспекты. Мэра зовут Григорий Захарович, жену мэра – Лида, она руководит всесильным ООО «Добротолюбие». Провалами в памяти кажутся и имена героев: Эбергард, его бывшая жена Сигилд с дочкой Эрной, нынешняя супруга Улрике, коллеги по префектуре – Фриц, Хассо, Хериберт – на фоне привычных ивановых, сидоровых и Леньки Монгола из МВД. Проще всего предположить, в связи с названием романа, что все они здесь – фрицы: захватили город и ведут себя как оккупанты. Но есть и другая версия: на самом деле все эти имена означают как бы вечность: как прибыли варяги когда-то правитъ Русью, так с тех пор и сидят в префектуре ВЮАО.

Это роман о системе. По Терехову, она живуча именно тем, что существует вопреки логике. Эта система подобна любви или самой природе. Она – не передаточный механизм, не лента транспортера, везущего бесконечные пакеты с деньгами наверх, а именно подвижная, текучая, все заполняющая собой субстанция. Еще у нас говорят – система держится на людях. Как бы не так. Она держится сама собой, она самовоспроизводящийся механизм, а люди в ней – это уже вторично. Условно, если бы не осталось людей, то брали бы взятки и давали откаты коты или морские свинки. То есть тут сама среда такая, очень животворная.

Система вовсе не бесчувственна: напротив, тут все построено на тончайших нюансах и символах. По сути, по Терехову, это творчество. Можно было бы даже договориться до того, что система – это и есть настоящее современное искусство, которое оценить могут только его участники. Утонченная игра. Своего рода акционизм – только от него не остается даже фотографий. «С неприязнью» посмотрел начальник, «без приязни» или «без неприязни» – это три принципиально различных варианта твоей дальнейшей судьбы. «Мэр улыбнулся два раза Бабцу на субботнем объезде»; когда мэру что-то не нравилось, он щипал себя за щеку: по сути, система сигналов на уровне еще матушки Екатерины. Терехов умеет описывать мерзкочеловеческое, но именно в этой мерзости, в этих тушах и тушках проявляется что-то животворное.

Наконец, у нас любят описывать бюрократию как пространство мужских игр, как что-то очень тупое и заурядное. По Терехову, это, напротив, очень женственное пространство; магия, колдовство. Случайность. Тут можно только не дышать или дышать. Тут еще работает манера Терехова – нервная, вьющаяся, закручивающаяся наподобие плюща, громоздящая каскады и периоды. Проза у Терехова насмешливо-больная – она удивительно подходит к описанию системы.

В «Немцах» родина и история заменены системой, но суть ее та же: это бесконечность, вязкая, засасывающая, женоподобная. Систему давно уже описывают как организм: у Зиновьева он

математичен, у Сорокина – жесток, у Пелевина – мистичен. У Терехова это пространство неожиданно несчастненькое, анорексичное. Современные башмачкины зарабатывают миллионы и миллиарды, по идее, тут должен быть запах богатства, ткни – потечет: но почему-то вокруг разлит запах валокордина!

Тереховский герой внезапно выпадает из системы: ошибся с аукционом, не знал, что победить должна была мамина компания («люди мамы Лиды» или «люди ОТ мамы Лиды» – существенная, принципиальная разница). Что случилось с героем? Что его подвело? Человек он, судя по внутренним монологам, образованный, наблюдательный, с развитым вкусом, неподдельно тоскующий по дочери (а точнее, нуждающийся в том, чтобы его любили). Его цинизм уже не отделим от искренности: очень актуальный тип. Ошибка же героя именно в том, что он мысленно отделил себя от системы, решил, что альтернативой ей может быть любовь, что семья – это отдушина, укромный уголок, что это единственное «настоящее», ради которого стоит жить. Как бы сам писательский ход подталкивает нас к этому выводу – противопоставляя внутренние монологи героя и его рабочие отношения: вот, мол, слишком занялся личными делами и изменил системе, а системе нужно отдаваться полностью. В действительности все ровно наоборот: герой решил, что любовь – это что-то другое, противоположное системе, в то время как любовь, увы, такая же часть коррупционной схемы.

Впрочем, финал романа дает некоторую надежду на освобождение, веру во всепобеждающую и самостоятельную силу любви. Возможно, те же мысли возникают даже у снайпера, который уже занял исходную позицию и наблюдает за долгожданной встречей отца и дочери в оптический прицел.

^ Дмитрий Быков – лауреат премии 2011 года




Дмитрий Львович Быков (род. 20 декабря1967, Москва) – русский писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы.
^ Дмитрий Быков. Остромов, или Ученик чародея. (Пособие по левитации)

«Только возможность усовершенствовать историю Британии удерживало Соболевского от постановки «Марии Стюарт» с финальным триумфом Шотландии над Англией и обезглавливанием Елизаветы; его вторая жена, прима Госдрамы Аячевская по прозвищу Госдама, давно мечтала о роли Марии, и Соболевский уже поддавался».

Универсальность Дмитрия Быкова уже стала притчей во языцех. С моцартианской небрежностью он пишет стихи на злобу дня, литературоведческие статьи, сочиняет длиннейшие поэмы и книги по истории русской литературы. Помимо этого, на его счету несколько романов, одинаково интересных и любителям мейнстрима, и ценителям фантастики.

«Остромов, или Ученик чародея» — третий роман в условной «0»-трилогии, куда входят также «Оправдание» и «Орфография».

Главный герой романа, юноша Даниил Галицкий, приезжает в Ленинград из Крыма и попадает в совершенно чуждую... даже не среду - эпоху-эон. Эонами у Быкова обозначают не столько эпохи, а скорее сферы бытования. Попутчиком Дани оказывается талантливый жулик Борис Васильевич Остромов. Жулики бывают разных сортов — вот этот предпочитает не «мелочь по карманам тырить», а дурить людям головы на занятиях эзотерикой. Довольно скоро Остромов создаёт кружок, собирает туда людей, не вписавшихся в новые условия и не до конца сжившихся с новым режимом... Они называют себя «бывшими». А Остромов начинает свою обычную процедуру: занятия коллективные и частные, приём пожертвований.

В «Ученике чародея» есть одноимённая сказка, которую рассказывала Дане его покойная мама. О том, как мальчик искал себе учителя-чародея, но всё время попадались ему одни шарлатаны. И вот, сражаясь с ними, мальчик постепенно осваивал азы мастерства. Остромов для Дани оказывается таким парадоксальным учителем, катализатором, который нужен, чтобы разбудить дремлющие внутренние силы. Другим таким катализатором — или, точнее, прессом, выжимающим всё лишнее, — оказывается само время, эпоха двадцатых годов.

Она-то, по сути, и является третьим (как бы не первым и главным!) героем романа. Быков очень правдоподобно создаёт ощущение удушливой атмосферы тех лет. Кого-то такое даже отпугнёт: роман почти беспросветен, редкие вкрапления ярких чувств и настоящих красок только подчёркивают общий дух умершего, насильно оживлённого государства, страны-трупа.

Это пугает — но такова, по всей видимости, и была цель Быкова. Вместе с тем роман не только

и не столько историчен, он еще и литературоцентричен. «Остромов» полон скрытых и явных цитат, текстовых и ситуационных. Паролем служат то имена крошки Цахеса и его крёстной, то Остромов говорит о знакомстве с неким Остапом Ибрагимовичем; Волошин, Грин, Булгаков так или иначе упоминаются на страницах книги, напрямую или опосредованно.

Итог: роман у Быкова получился мощный, несмотря даже на некоторую словесную избыточность с одной стороны и скудость на события — с другой. Иные критики добавят: «К тому же злободневный». Но история души — она ведь всегда злободневна, не так ли?

^ Эдуард Кочергин – лауреат премии 2010 года
Эдуард Кочергин родился в 1937 году. Главный художник Большого драматического тетра с 1972 года. За это время он оформил более 300 спектаклей и был награжден несколькими Государственными премиями СССР и РФ. Автор автобиографического романа о послевоенных годах «Крещенные крестами».




^ Эдуард Кочергин. Крещенные крестами : роман.

В основу «Крещенных крестами» легли воспоминания автора о послевоенных годах, когда он сбежал из омского детприемника для детей «врагов народа» домой в Ленинград. Название книги – старый пароль воров в законе, сидевших в Крестах вместе с политзаключенными сталинской эпохи. Роман стал продолжением автобиографического сборника «Ангелова кукла».

^ Андрей Геласимов – лауреат премии 2009 года




Геласимов Андрей Валерьевич родился 7 октября 1966 года в Иркутске. В 1987 году окончил Якутский государственный университет. В 1992 получил второе высшее образование по специальности театральный режиссёр, окончив режиссёрский факультет ГИТТИСА (мастерская Анатолия Васильева). В 1996-1997 годах стажировался в Халльском университете в Великобритании. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию по английской литературе в Московском педагогическом государственном университете по теме «Ориентальные мотивы в творчестве Оскара Уайльда». Работал доцентом кафедры английской филологии Якутского университета, преподавал стилистику английского языка и анализ художественного текста.
^ Андрей Геласимов. Степные боги : роман.

Забайкалье накануне Хиросимы и Нагасаки. Маленькая деревня, форпост на восточных рубежах России. Мужчины на фронте, старики, женщины, дети ведут патриархальный образ жизни. Десятилетние голодные нахалята играют в войнушку и мечтают стать героями, взрослые заботятся о хлебе насущном. Будничные отношения складываются у местных жителей с охранниками из близлежащего лагеря для военнопленных для военных японцев: дед Артем доставляет охранникам контрабандный спирт ид Китая, жена фронтовика заводит роман с ефрейтором. Сои страсти, уходящие в довоенное прошлое, кипят среди военнопленных. Что-то нехорошее таится в природе. Один за другим умирают пленные, работающие на Разгуляевской шахте, неизвестной болезнью болен мальчик, чья мать беременной работала на ней. Коренные жители, буряты, давно покинули эти проклятые места, лишь кое-где остались их старинные обереги. Врач Хиротаро день за днем наблюдает за мутациями степных трав, постепенно приближаясь к страшной разгадке. Роман безукоризненно выстроен – сюжетно, композиционно. Две линии. Одна – прочный, давно сбалансированный в восприятии ребенка, маленького Петьки, жизнь которого «состояла из абсолютно ясных для него вещей, людей и событий… Валерка с его болезнью, вечно молчаливая мамка, деде Артем с контрабандным спиртом, и Ленька со своей шпаной». Другая – записки доктора Хиротаро: предания рода самураев из Нагасаки, семейные истории харакири, воспоминания о собственной жизни, о Халкин-Голе, заметки о местно природе. Две эти линии обязательно пересекутся, кульминацией отношений забайкальского мальчишки и пленного врача станет эпизод, когда упрямый русский мальчик потребует, чтобы потомок павшего самурайского

рода, доктор медицины Миянага Хиротаро изгонял злых духов из умирающего Валерки. Роман удивительно добрый и светлый. Хотя кажется, о какой доброте может идти речь, если Петька – незаконнорожденный, а потому презираемый, гонимый – и очень жестоко – своими сверстниками. Безотцовщина, в… и наказание бабке Дарье на старости лет. «Если бы ему доступна такая роскошь, как отец, Петька ни за что не взял бы на эту должность Митьку Михайлова (вернувшегося в деревню Героем Советского Союза). Во-первых, потому что тот воевал в штрафной роте; во-вторых, потому что затащил его мамку в кусты, когда ей было четырнадцать лет; и, в-третьих, потому что в отцы себе Петька хотел товарища Сталина. А мамку бы взял. Даже если бы на выбор предлагалось еще пять тысяч мамок». Этот беспокойный и деятельный маленький изгой решительно строит жизнь свою и своих близких, совершает нравственно значимые поступки, защищая себя и тех, кто ему дорог, будь то выдаваемый им за собаку волчонок, единственный друг Валерка, мать, врач Хиротаро. После очередной жестокой выходки сверстников, «Петька размышлял о справедливости. Впервые в жизни он вдруг задумался о том, чего все-таки было больше на свете – то есть в Разгуляевке, в степи вокруг нее и в лагере для военнопленных – справедливого или наоборот». Свое понимание справедливости он отстаивает порой очень забавно, но эффективно. Как и положено настоящему роману, этот – многоуровневый. Увлекательное, по-доброму доброта – лейтмотив романа) ироничное повествование читается как рассказ о изначально цельной и целеустремленной, открытой миру личности и как история отношений поколений, культур, ценностей. Как удалось автору простыми образами достигнуть потрясающей глубины исторической, родовой и даже генетической памяти? Разгадка, очевидно, не только в мастерстве писателя (ни одной фальшивой ноты), но и в том, что в основе романа устные рассказы и воспоминания родных и близких, истинных хранителей этой самой памяти и подлинной правды о жизни думах рядового человека. благодарность им, тем, кто жил и выжил в те времена, предшествуя роману.

^ Захар Прилепин – лауреат премии 2008 года
Захар Прилепин (настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин) родился 7 июля 1975 года в селе Ильинка Рязанской области. Российский писатель и публицист, лауреат премии «Супернацбест» (2011). Известен своими романами «Патологии», «Грех» и «Санькя». В прошлом - командир подразделения ОМОНа, участник чеченских кампаний 1996 и 1999 годов. Член незарегистрированной партии "Другая Россия" (председатель - Эдуард Лимонов).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лауреаты Национальной литературной премии icon«Большая книга» Даниил Гранин лауреат премии 2012 года Дайджест Курган 2012
Доме Пашкова были названы лауреаты национальной литературной премии «Большая книга»

Лауреаты Национальной литературной премии iconЛауреаты национальной премии «поэт» 2005-2012
Литературного института им. А. М. Горького и рггу, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства...

Лауреаты Национальной литературной премии iconЕсть шанс стать лауреатом литературной премии им. К. Тимбиковой
Наступивший год – год вручения очередной районной литературной премии им. К. Тимбиковой, которая присуждается местным писателям,...

Лауреаты Национальной литературной премии iconУтверждено собранием Учредителей Российско-итальянской литературной премии “белла”
Настоящее Положение определяет порядок и условия выдвижения произведений на соискание Российско-Итальянской литературной премии “белла”...

Лауреаты Национальной литературной премии iconЛитература о жизни и деятельности Б. А. Свердлова
«Если в этой жизни повторюсь, повторюсь я в Астрахани снова», говорит поэт. Борис Аркадьевич Свердлов – Лауреат Всероссийской литературной...

Лауреаты Национальной литературной премии iconПолное собрание сочинений Павла Иванова-Остославского
Пушкинское кольцо" в номинации "за аристократизм творчества" (2005 год). Лауреат Международной литературной премии имени Николая...

Лауреаты Национальной литературной премии iconПостановление от 08. 06. 2012 №433 о городской литературной премии...
Устава городского округа Фрязино Московской области, в целях активизации литературной жизни города Фрязино и увековечения памяти...

Лауреаты Национальной литературной премии iconСценарий премии прорыв
Победители (лауреаты) творческих конкурсов и фестивалей в литературе, живописи, музыке, эстраде, театре, кинематографе, Победители...

Лауреаты Национальной литературной премии iconПоэт Владимир Алексеевич Пехтерев
Стихи он начал писать рано, в 14 лет и не прекращает этого занятия до сегодняшних дней. Публиковался на страницах районной и областной...

Лауреаты Национальной литературной премии icon1. Основные положения
Настоящее Положение определяет порядок и условия выдвижения произведений на соискание Российско-Итальянской литературной премии “белла”...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница