Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год




Скачать 407.35 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
страница1/4
Дата публикации30.04.2014
Размер407.35 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кимильтейская средняя школа
Согласовано Утверждаю:

на заседании методического объединения Директор

протокол от 30. 08. 13г №1 МОУ Кимильтейская СОШ

Предс. методического объединения ______________ Клешков В. А.

______________ Ковалёва Л. И. «___» _____________ 2013г.


Рабочая программа

по литературе

для 5 класса

на 2013/2014 учебный год
Литература 5 класс: учебник – хрестоматия

для общеобразовательных учреждений:

автор сост. Т. Ф. Курдюмова.

– 6 –е изд., испр. – М.: Дрофа 2004
Разработчик программы

Учитель русского языка и литературы

Пересторонина Татьяна Тасиковна

Педстаж 16 лет

II квалификационная категория
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 5 классе:

1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Главной целью литературного образования в 5 классе является демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения – сюжет. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 5 класса – «Сюжет литературного произведения». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования, одновременно запланировано знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Курс рассчитан на 68 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 5 часов.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.

2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс : учебник-хрестоматия :
в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2010.

3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой : в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

4. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

2. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».

^ Тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы
минимального

содержания
образования

Элементы

дополнительного содержания

образования

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля

Домашнее
задание

Дата
проведения

п

л

а

н

ф

а

к

т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Литература

как искус-
ство слова

1

Объяснение нового
мате-риала

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Гуманистический, гражданский пафос Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. Знакомство с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; понятием о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: роль литературы
в духовной жизни России.

Уметь: использовать формы диалога в процессе обсуждения, стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать их

Организация совместной
учебной деятельности

Презентации с применением ИКТ







Мифы (3 часа)

2

Мифы народов мира.
Календарные мифы

1

Объяснение нового мате-риала

Сведения о мифологии народов мира, познакомить с содержанием одного из них, дать понятие о мифе

Свободная работа с текстами; владение монологической
и диалогической речью

Знать: разнообразие
тематики мифов, их связь
с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем

Организация совместной
учебной деятельности

Презентации с применением ИКТ







3

Мифы
о сотворении мира

1

Объяснение нового мате-риала

История возникновения мифов; мифы разных народов о сотворении мира: древнегреческих, китайских

Свободная работа с текстами; владение монологической
и диалогической речью

Знать: мифы разных народов: чем миф отличается

от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа

Беседа, проб-
лемные задания

Презентации с применением ИКТ







4

Древнегре-ческие мифы. «Золотые яблоки
Гесперид»

1

Объяснение нового мате-риала

История возникновения мифов; мифы Древней Греции, их роль
в истории мировой
цивилизации

Свободная работа с текстами; владение монологической
и диалогической речью

Знать: мифы разных народов, чем миф отличается от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа

Организация совместной
учебной деятельности

Индивидуальные сообщения







^ Фольклор (10 часов)

5

Фольклор – устное
народное

1

Контроль ЗУН

Малые жанры фольклора. Детский фольклор
(колыбельные, частуш-

Извлечение необходимой информации

Знать: материал по теме.

Уметь: воспринимать
и анализировать поэтику

Беседа, проб-лемные

Задания

по выбору учителя










творчество. Былины




по
теме

ки, считалки, загадки, скороговорки, заклич-ки). Своеобразие былин как фольклорного жанра

из справочной литературы

былин; использовать
сведения по теории лите-
ратуры при обсуждении прочитанного


задания

в соответствии с уровнем подготовлен-
ности обучающихся класса







6

«Три поездки Ильи Муромца»

1

Объяснение нового мате-риала

Вопросы на повторение. Повторение понятия былина. Знакомство с особенностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Уметь: пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о герое, видеть отличие от сказки и мифа

Само-стоя-тельная работа

Читать
сказку
«Царевна-лягушка»







7

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка»

1

Объяснение нового мате-риала

Расширение представлений о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Способы построения народной сказки




Знать: жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки.

Уметь: отличать виды сказок; охарактеризовать героев сказки; составлять рассказ о герое

Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа

Творческая работа







8

Сказки народов мира. Арабские

народные сказки.
«Рассказ
о первом путешествии Синдбада-

морехода»

1

Объяснение нового

мате-риала

Совершенствование восприятия и понимания волшебной герои-

ческой сказки, навыков пересказа и речи

Свободная работа с текстами,
с дополнитель-

ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки.

Уметь: отличать виды сказок; охарактеризовать героев сказки; строить рассказ о герое

Фронтальный

опрос. Само-стоя-тельная работа

Устное рисование







9

Новая жизнь знакомых героев. Н. С. Гумилев. «Орел Синдбада»,

Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-
морехода»

1

Комбинированный

Совершенствовать
восприятие и понимание отличия волшебной героической сказки от литературного произведения. Совершенствовать навыки пересказа и речи

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: жанровые особенности сказки.

Уметь: охарактеризовать героев сказки; строить
рассказ о герое; работать
с доступным справочным материалом


Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся
класса







10

Малые жанры фольклора. Пословицы и пого-ворки

1

Комбинированный

Вопросы на повторение. Обобщение знаний об известных фольклорных жанрах, жанровых особенностях пословиц и поговорок

Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: создавать письменное оригинальное произведение

Организация совместной
учебной деятельности

Презентации с применением ИКТ







11

Загадки. «Сказка-за-

гадка». Анекдоты. «Сказка-анекдот»

1

Комбинированный

Происхождение термина, причины возникновения. Обобщение знаний об известных фольклорных жанрах, жанровых особенностях загадок и считалок

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: создавать письменное оригинальное произведение

Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа

Творческая работа







12

Песни. Частушки

1

Комбинированный

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особеннос-ти народных песен
и частушек

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: создавать письменное оригинальное произведение

Беседа, проблемные задания

Творческая работа







13

Народная
драма.
Озорник
Петрушка

1

Комбинированный

Обобщение знаний
об известных фольклорных жанрах, жанровых особенностях народной драмы

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации

Знать: отличительные
особенности народной драмы; причины возникновения и цель создания.


Уметь: создавать пись-
менное оригинальное
произведение


Беседа, проблемные задания

Задания

по выбору учителя

в соответ-
ствии с уровнем подготов-ленности






















на заданную
тему







обучающихся класса







14

Связь различных жанров фольклора

1

Систематизация ЗУН

Проверка и оценка качества знаний, полученных при изучении темы «Русский фольклор»

Извлечение необходимой информации
из справочной литературы

Владеть: знаниями, умениями и навыками по изученному разделу, использовать приобретенные знания для создания творческих работ

Беседа, проблемные задания

Индивидуальные сообщения






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны
Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по предмету литература для 9 класса на 2013/2014 учебный год
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса 2013-2014 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год рабочая...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница