Скачать 73.9 Kb.
|
Содержание Задачи урокаОборудование к уроку План урока. 2.Мотивационное начало урока. 3.Минута чистописания. 4.Актуализация знаний. Выход на тему урока. 5.Работа по теме. Молодцы! спасибо за урок! |
Урок русского языка. 3 класс. Тема урока «Корень – главная значимая часть слова». УМК «Планета знаний». Цель урока. 1.Обучающая: углубить представления о значении корня – главной значимой части слова, главной не только по смыслу, но и в структуре (без корня не может быть самого слова); совершенствовать знания о корне – смыслового ядра однокоренных слов; 2.Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, орфографическую зоркость, речь, память, мышление, умение доказывать и отстаивать своё мнение; 3.Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку, доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, сотрудничество. ^ совершенствовать знания о морфемном составе слова и о каждой значимой части слова; организовать работу учащихся в малых группах по методу сотрудничества. ^ Л.Я. Желтовская. Учебник « Русский язык. 3 класс»; рабочие тетради; кленовые листья с заданиями; карточки со словарными словами; презентация. ^
Ход урока. 1.Оргмомент. Эмоциональный настрой. Учитель: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Многое узнать. А сейчас, ребята, повернитесь друг к другу. Протяните руки, положите ладошки. Чувствуете тепло друга? Я хочу, чтобы это тепло сохранилось до конца урока. Вы добры, спокойны, уверенны в себе. У вас всё получится! ^ Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам придётся много общаться, а значит, много говорить. И я сейчас предлагаю вам загадку: Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И ёлочек…. Я ……. Учащиеся: Осень. ( 2 слайд - женщина – осень, 3-6 слайд - пейзажи осени) Учитель: Многих художников восхищала природа осени. Посмотрите на репродукции знаменитых художников. ( 7-8 слайд – картины художников Левитана, Шишкина.) Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей строки. Давайте, ребята, вспомним стихи об осени, с которыми мы познакомились на уроках литературного чтения. ( Учащиеся читают стихи) Тютчев Ф.И. Есть в осени первоначальной Печальная, но дивная пора, И день стоит, как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Пушкин А.С. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. ( музыкальное сопровождение шум ветра) Учитель: Листья с деревьев облетели, и ветер занёс их к нам в класс. Эти листочки не простые в них задания для вас. ^ Учитель: Первый листочек для минуты чистописания. Посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой. ем ор Учащиеся: ем - нижнее соединение, ор – верхнее соединение. Учитель: Пропишите эти соединения в тетради. а) Письмо по памяти. Учитель: Обратите внимание, что спряталось под большими листьями? Осе.. дли.. ой, тонкой нит. ю Перекраш. вает лист. я. Вставьте пропущенные буквы. Запишите это предложение по памяти. Задание: Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Какое это слово? Подпишите количество букв и звуков. Проверим. ( Взаимопроверка). ^ Учитель: Ребята, вы писали буквы, записывали предложение по памяти, а ещё, что вы делали? Учащиеся: Мы общались, беседовали. Учитель: Следующий листочек « Словарные слова». Сегодня у нас новые словарные слова. Беседа Беседовать Беседка Собеседники Собеседование Поставим ударение в этих словах. Обратите на подчёркнутые буквы. Нужно запомнить, как правильно писать эти слова. Давайте обратимся к этимологическому словарю с.136 в учебнике, за справкой о происхождении слова - беседа. Учащиеся: Беседа – разговор, обмен мнениями. Беседовать – вести беседу. Беседка – крытая лёгкая постройка для отдыха в саду, парке. ( показ - 9 слайда) Собеседники – тот, кто участвует в беседе. Собеседование – то же, что беседа. Учитель: Запишите эти слова в тетради. Составим предложение с одним из слов. а) Комментированное письмо. ( Запись предложения на доске). Учащиеся: В парке красивая беседка. ( В – предлог. Пишу отдельно. Красивая – безударная, проверяю – краше. Беседка – новое словарное. Запоминаю – е). б) Работа с учебником. Учитель: Следующий листик « Вспомните». Обратимся к новым словарным словам. Чем похожи эти слова? Какая часть одинаковая, не меняется? Учащиеся: Корень – бесед-. Учитель: Как называются слова этой группы? Учащиеся: Однокоренные. Учитель: Выделите корень. Давайте вспомним. Что такое корень? Учащиеся: Корень – главная значимая часть слова. Учитель: Вспомните. Из каких значимых частей ещё может состоять слово? Учащиеся: Приставка, суффикс, окончание. Учитель: Откроем учебники на с. 101 и прочтём, что нам предлагает ключик «Вспомнить». Учитель: Сейчас дополните фразу. Образуют однокоренные слова с новым лексическим значением - ………. Учащиеся: приставки и суффиксы. Учитель: Образует форму и служит для связи слов в предложении - …….. Учащиеся: окончание. Учитель: Следующий листик с заданием «Выбирай». Выполним упр.4 на с.101 в) Работа в парах. Учитель: Посоветуйтесь в парах. Выпишите колонки с однокоренными словами. Учащиеся: сова зима совушка зимний Учитель: Объясните свой выбор. Учащиеся: Сова – совой - формы слова. Подводный – водитель - корень - вод - , но значение разное. Грусть - тоска - неоднокоренные. г) Физкультминутка. Учитель: Листик с заданием «Отдыхай». Мы отлично потрудились И немного утомились. Повернитесь влево, вправо. Руки вверх, руки вниз, Вверх и наклонись. Вправо, влево головою. Повернись направо к другу, Улыбнись и за работу. ^ а) Эвристическая беседа.( слайд 10). Учитель: Жители волшебной страны Русского языка спешили на поезде в гости к Осени, но произошло крушение. К счастью, никто не пострадал, однако вагоны от паровозика отцепились, и пассажиры не могут разобраться, в каком вагоне они ехали. Давайте поможем пассажирам расселиться в вагоны и прикрепить вагончики к паровозику. Листик с заданием «Подумай». б) Работа с учебником. с.100 упр. 2 в) Работа в группах. (Учитель раздаёт каждой группе кленовые листики с дифференцированным заданием). 3 группа - выбирает слова, состоящие из корня и окончания; 2 группа - корня, суффикса, окончания; 1 группа - приставки, корня, суффикса, окончания. приставки, корня, окончания.) Учитель: Проверим. (слайд 11 по щелчку выплывают слова 1 группы,2 группы,3группы.) Каждая группа записывает свои слова. Какой вагон мы не прикрепили к паровозику? Учащиеся: Паровозик, в котором - приставка, суффикс, окончание. Учитель: Почему? Учащиеся: Нет корня. Учитель: Сделайте вывод. Учащиеся: Корень – главная значимая часть слова. Без корня не может быть самого слова. Учитель: Ребята, вы сейчас озвучили тему нашего урока «Корень – главная значимая часть слова». Вы верно заметили, что без корня не может быть самого слова. ( слайд 11) 6. Итог. Учитель: Давайте подведём итог. Продолжите фразы. ( слайд 12,13,14) Учитель: Ребята, давайте вспомним, какого цвета бывают листья в сентябре? Учащиеся: Зелёного. Учитель: Найдите зелёный листик в классе. Учитель: А в октябре? Учащиеся: Жёлтого. Учитель: В ноябре? Учащиеся: Красного, багряного. Учитель: Эти листики прилетели в класс. На зеленом листике задание для 1 группы (корень – лист -), жёлтом – 2группы (корень – жёлт -), красном – 3 группы (корень –лёт-). Составим однокоренные слова. Учащиеся: 1 группа - листик 2 группа - жёлтый 3 группа - облетели листочек желтеть прилетели листопад желтизна летает листья пожелтели Учитель: С помощью каких частей слова образуются однокоренные слова? Учащиеся: Приставки, суффикса. Учитель: А без какой части слова невозможно образовать слова? Учащиеся: Без корня. Учитель: Давайте вернёмся к картине. Используя слова, которые вы образовали, составим предложения. ( слайд 15). Учитель: Вы сегодня замечательно работали! Я вами горжусь! 7.Домашнее задание. Учитель: Дома попрошу выполнить задание с.102. упр.6 – 2,3 группа. 1группа выполняет – с.102 упр.7 ^ ( слайд 16). 8.Рефлексия. ( Самооценка собственного уровня знаний в конце урока). Учитель: Как вы оцениваете свою работу на уроке? Если на уроке всё было понятно, понравилось, то прикрепите на доску рисунок солнышка, а если у вас возникли трудности, что – то было непонятно – рисунок тучки. Литература: 1.Журнал « Начальная школа» №2, №5,№6 (2007г.); №11 (2009г). 2.Журнал « Русский язык в школе» №2 (2001 г.) 3. Фопель К. « Как научить детей сотрудничать». Москва, 2008г. 4. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль, 2007г. Цель ур этом процессе. -сформир |
![]() | Умк: «Школа России» Русский язык, 2 класс (I-II л. Я. Желтовской, А. Ю. Купаловой ч), М., Просвещение, 2004 | ![]() | ... |
![]() | Какие слова называются родст., однокорен.?( имеющие общий корень и общее значение) | ![]() | Автор: Иванникова Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории мкоу «Средняя общеобразовательная... |
![]() | Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок чтения и русского языка. На уроке мы познакомимся с творчеством замечательного поэта Кайсына... | ![]() | Конспект урока русского языка во 2 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой |
![]() | Цель: организация условий, для развития умения писать слова с парными согласными на конце слова | ![]() | Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень |
![]() | «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в начальной школе» | ![]() | Развивать умение различать суффикс и часть корня, образовывать слова с помощью суффиксов |