Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год




Скачать 268.89 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год
Дата публикации01.05.2014
Размер268.89 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________Л.Ф.Куценко

____________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению (базовый уровень)
в 4 классе
на 2013-2014 уч.год
Учитель Полубояринова Е.В.
(Высшая квалификационная категория)

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на изучение предмета на базовом уровне.

Рабочая программа составлена на основе:

  • авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2004

В авторскую программу изменения не внесены

На изучение литературного чтения отводится:

– всего 102 часов в учебный год (3 часа в неделю).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2009.

2. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2013

Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

Достижение этой цели предполагает решение следующих з а д а ч:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.

2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.

4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.

Основное содержание.

Программа 4 класса содержит следующие р а з д е л ы:

– «Любимые книги»;

– «У истоков детской литературы»;

– «XIX век. Путешествие продолжается»;

-«Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-года обучения

Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.

У м е т ь:

– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–100 слов в минуту;

– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);

– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;

– рассказывать о любимом писателе, поэте;

– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Читательские умения:

– правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);

– заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);

– ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;

– самостоятельно читать текст большого объема;

– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

– Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов.

Литературоведческая пропедевтика:

– отличать художественный текст от научно-популярного;

– давать самую элементарную характеристику литературного произведения: народное или авторское произведение, вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;

– давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных и популярных писателях и поэтах): прозаик, поэт; общее представление о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет;

– давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;

– полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;

– полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.

Развитие творческих способностей.

К концу четвертого класса учащиеся д о л ж н ы уметь:

– пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

– участвовать в конкурсах чтецов;

– писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

– писать небольшие по объему сочинения по картине;

– устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

– научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

В л а д е т ь к о м п е т е н ц и я м и:

 коммуникативной;

 рефлексивной;

 ценностно-ориентированной;

 смыслопоисковой;

 личностного саморазвития.

С п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи:

– самостоятельно читать книги;

– высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

– самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;

– работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование тем уроков

Всего часов

на изучение

темы

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения




^ 1-й полутриместр




сентябрь







Раздел 1. Произведения современнойлитературы разных жанров

7







1

Введение в курс литературного чтения. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера».

1

4




2

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника

1

6




3

Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

1

9




4

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада

1

11




5

Обобщающий урок по разделу.

1

13




6

^ Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках

1

16




7

Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут)

1

18







^ Раздел 2. У истоков русской детскойлитературы

15







8

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

1

20




9

«Повесть временных лет». Расселение славян. Изобретение славянской азбуки.

1

23




10

Похвала книгам» Ярослава Мудрого

1

25




11

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

1

27




12

XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

1

30




13

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

1

2




14

Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги

1

4







^ 2-й полутриместр




Октябрь-ноябрь




15

Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».

1

14




16

^ Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

16




17

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

18




18

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»

1

21




19

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

1

23




20

Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

1

25




21

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы

XI–XVIII веков.

1

28




22

^ Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»

(40 минут)

1

30







^ Раздел 3. Детская литература XIX века

30







23

Путешествие 3. Москва начала

XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська

1

1




24

И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни

1

6




25

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»

1

8




26

А. Погорельский «Черная курица»

1

11




27

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

1

13




28

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

15







^ 3-й полутриместр




Ноябрь-декабрь




29

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

25




30

^ Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

27




31

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

1

29




32

Литературные сказки. Поэтическое состязание

А. С. Пушкина и

В. А. Жуковского (обобщение)

1

2




33

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народнаясказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

1

4




34

^ Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю)

1

6




35

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

1

9




36

Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается

1

11




37

^ Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века)

1

13




38

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

16




39

^ Библиотечный урок.Справочная литература

1

18




40

Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого,

А. Плещеева

1

20




41

Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе

1

23




42

Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

25




43

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги

1

27







^ 4-й полутриместр




Январь-февраль




44

Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве»

1

10




45

Л. Н. Толстой «Как ходят деревья»

1

13




46

К. Д. Ушинский «Столица и губернский город»

1

15




47

К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»

1

17




48

К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

1

20




49

Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подра-жание Ушинскому

1

22




50

А. И. Куприн «Слон»

1

24




51

Обобщение. по разделу «Детская литература XIX века»

1

27




52

^ Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей

1

29







^ Раздел 4. Детская литература XX века

23







53

Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской

1

31




54

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»

1

3




55

^ Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков

1

5




56

Путешествие 9.

Петроград. 1923 год Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

7




57

К. Чуковский «Серебряный герб»(глава 1). Телефон

1

10




58

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

1

12




59

Александр Введенский «О рыбаке

и судаке»

1

14







^ 5-й полутриместр




Февраль-март-апрель




60

Внеклассное чтение.Современные чудаки

1

3




61

Путешествие 10.«Вокруг Маршака» С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»

1

5




62

^ Внеклассное чтение.

Современные детские журналы

1

7




63

Е. Шварц «Два брата»

1

7




64

Е. Шварц «Два брата»

1

12




65

Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок).

«Пишу на ту же тему по-своему

1

14




66

А. Н. Толстой «Фофка»

1

17




67

А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот» М. Пришвин «Изобретатель»

1

19




68

С. Я. Маршак «Сила жизни» Р. Киплинг «На далекой Амазонке»

1

21




69

Р. Бёрнс «В горах мое сердце»

1

24




70

Обобщение. по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10)

1

26




71

^ Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах)




28




72

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий

1

31




73

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

2




74

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

4




75

Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (40 минут)

1

4







^ 6-й полутриместр




Апрель-май







Раздел 5. Детская литература 30–50-годов

7







76

Путешествие 12. А. Гайдар. «Тимур и его команда»

1

14




77

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

1

16




78

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

1

18




79

В. Драгунский «Что любит Мишка?»

1

21




80

^ Внеклассное чтение. Юмористические рассказы

В. Драгунского, Ю. Сотника

1

23




81

Стихи А. Барто. Сатира или юмор

1

25




82

^ Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения

В. Голявкина, И. Пивоваровой)

1

25







^ Раздел 6. Детская литература 60–90-х годов

20







83

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца

1

28




84

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира

1

30




85

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

1

5




86

Миниатюры Г. Цыферова

1

7




88

Стихи Н. Матвеевой

1

7




89

^ Внеклассное чтение. Любимые стихи

1

12




90

Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотворению Н. Матвеевой «Лето»

1

14




91

Обобщение по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»

1

14




92

С. Козлов «Снежный цветок

1

16




93

С. Козлов «Снежный цветок

1

19




94

^ Библиотечный урок

1

19




95

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле

1

21




96

Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле

1

23




97

Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»

1

23




98

Обобщение по всему курсу.

1

26




99

Эпилог. Письмо к читателям

1

26




100

^ Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать

1

28




101 - 102

Путешествие по «океану света»

1

28




Список литературы, использованной при составлении программы.

1,Государственные образовательные стандарты,2004

2.Примерная программа по литературному чтению

3.Авторская учебная программа: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2004

Список литературы, используемой учителем в работе.

1.Бунеева Е.В., Смирнова О.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «В океане света» 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: « Баласс», 2009

2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 4 классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: « Баласс», 2010

3.Кузнецова Н. И., Мещерякова М. И., Арзамащева И. Н. Детские писатели ( справочник для учителя и родителей) – М., « Баласс»,1995

4.Хрестоматия по литературе ( 1 – 4 класс) в двух книгах, Ростов – на – Дону А О « Книга», 1995

Список литературы для учащихся.

1. В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2009.

2. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2013.
Согласовано

Протокол заседания

ШМО № ___ от___________

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________

___________



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год iconРабочая программа По литературному чтению (базовый уровень) в 1 классе на 2013-2014 уч год
Программа литературного чтения состоит из двух образовательных модулей: обучение грамоте и литературного чтения

Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год iconРабочая программа по литературному чтению на 2013-2014 учебный год 4 класс (базовый уровень)
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 год и обеспечена учебником «Литературное...

Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год iconРабочая программа по литературному чтению для 3 «А» класса (базовый) на 2013/2014 учебный год
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса (уровень: базовый)
Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]....

Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2013-2014 учебный год
...

Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год iconРабочая программа По литературе 6 класс 2 ступень, базовый уровень...

Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год iconРабочая программа По литературе 7 класс 2 ступень, базовый уровень...

Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе сборника программ, созданного на основе образовательной системы «Начальная...

Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год iconРабочая программа по литературному чтению для обучающихся 2 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению (базовый уровень) в 4 классе на 2013-2014 уч год iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2013-2014 учебный год
Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница