Скачать 65.33 Kb.
|
Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Автор: учитель МОУНОШ № 95 Богданова В.П. Тема: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» Цели:
Ход урока. 1. Анализирующие наблюдения. Наш урок я хотела бы начать со слов Арсения Тарковского «^ Арсений Тарковский. Почему я решила взять именно эти слова для нашего урока? (речь пойдёт о поэзии) Перед вами 2 портрета. Какой портрет вам знаком? Кто это? Что о нём можно сказать? Красивые волосы, бакенбарды. Глаза - живые, наблюдательные. Руки –тонкие, изящные. Романтический клетчатый плед перекинут через плечо. Лоб напряжён, даже морщинки легли между бровей. Не о таком ли своём состоянии он написал: «И пробуждается поэзия во мне… …И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, ^ А когда впервые каждый из вас услышал это имя? Действительно, поэзия Пушкина приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал и не любил бы замечательные произведения этого русского поэта. «Это имя, знакомое с детства, вместе с грамотой впаяно в речь» П. Антопольский. Что вы можете рассказать об этом поэте? В это время, трое ребят работают со словарём Ожегова, они находят значение слов «борзый», «верста», «ямщик». А почему, рядом ещё один портрет? Можно сказать, что это современник Пушкина? (нет). Почему? (Одежда, причёска нашего времени). А почему 2 портрета рядом? Чей второй портрет? На этот вопрос мы ответим в конце урока. (справка для учителя: это портрет композитора Георгия Васильевича Свиридова (16.12.1915-6.01.1998). Свои первые произведения (1935 год) в 20 лет, посвятил А. С. Пушкину). 2. Новый материал. Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным стихотворением Пушкина, посвящённом родной природе «Зимняя дорога». О чём оно? Дело в том, что Пушкину приходилось много путешествовать не по своей воле (ссылки). Во времена Пушкина железных дорог ещё не было. Если нужно было переехать из одного места в другое, передвигались на лошадях. Обычно вместе запрягали трёх лошадей и называли их тройками. На дуги лошадям привязывали колокольчики. Это выглядело очень красиво, лошади бежали, а колокольчики весело звенели. Но ездить на тройках было не только интересно, но и тяжело. Если нужно было ехать далеко, то путешествие длилось несколько дней и даже недель. И часто такую тройку называли «борзая». Ответ одного ученика, который работал с этой карточкой. БОРЗАЯ Во время такого переезда в 1828 году и было написано стихотворение. Настройтесь слушать, переживать, думать. Чтение учителем стр. 162. Что взволновало вас в этом стихотворении? (жаль лирического героя, тоска…) Что непонятного вы услышали в данном стихотворении? Выступление учеников, работающих с карточками: ^ ВЕРСТА ОДНЕ Смогли разобраться после первого чтения в смысле стихотворения? (нет). Что делать? (перечитать). Стр. 162 – жужжащее чтение. ^ Чтение 1 учащегося. 3. Беседа. Какие картины вы увидели, читая это стихотворение? (зимняя ночь, светит луна, земля покрыта снегом). Все эти картины создают в лирическом произведении, чей образ? ^ С помощью, каких изобразительных средств поэт создаёт образы? (эпитеты, метафоры, олицетворение). Найдите в первом четверостишье эпитеты. (Волнистые туманы, печальные поляны). А кто ещё может создавать образы? Что помогает создавать образы художнику? (Краски). А музыканту? (Ноты). Сейчас мы с вами, вслушиваясь в музыку пушкинских строк, постараемся стать художниками, мысленно, в своём воображении перенесём образ зимней дороги на бумагу. Перечитайте первые 2 строчки. Расскажите, какую картину представили. ЛУНА Что автор говорит о луне? Как вы понимаете «пробирается»? Какая из этих картин соответствует этим строчкам? Докажите. (Слайды 1,2). (двое учащихся выходят к учителю с текстом стихотворения). Прочитайте 2 строки. (Карточки с заданием) ^ Какая интонация больше подходит для чтения данного произведения? (тихо). Прочитайте следующие 2 строки, что интересного заметили? Почему автор дважды употребил это слово? Звукопись. печаЛьНые поЛяНы Какую картину рисует обилие гласных? (Грусть, тоску). А могут ли быть поляны печальными? (Нет, только человек). Как называется такой приём, когда образ живого человека, его качества переносятся на неживой предмет? (олицетворение). Найдите ещё в первом четверостишье пример олицетворения. («пробирается») Слайд 3,4. Подходят ли поляны, изображённые на двух рисунках? (Да, обе). Докажите. Как надо читать первое четверостишье? (Тихо, медленно, печально). Чтение 1 ученика. Итак, приём олицетворения используется автором, чтобы показать постепенное передвижение. Сначала лирический герой смотрит на небо, затем его взгляд перемещается на землю, а затем – на дорогу. Перечитайте во втором четверостишье первую строку. ^ Слайд 5,6,7. Какая из картин не подходит? Почему? Перечитайте следующую вторую строку. ТРОЙКА БОРЗАЯ (эпитет, который позволяет автору выделить оптимистический момент в нарисованной картине). Как вы её представили? Прочитайте следующие 2 строчки. КОЛОКОЛЬЧИК Возьмите колокольчик, позвоните, послушайте. Зачем он нужен лошади? Какое у вас настроение вызывает звон колокольчика? (веселья). А у Пушкина? (грусти). Какие строки говорят об этом? ( Метафора – «утомительно гремит»). Что значит «утомительно гремит»? Найдём синоним. (надоедливо, монотонно). Как будем читать эти строки? (чуть радостно и грустно). 1 ученик читает 2 четверостишье. Перечитайте 3 четверостишье. На парте у каждого ученика лежит карточка. На ней три вопроса, выберите любой и ответьте на него.
Перечитайте это четверостишье вслух и попытайтесь передать чувства ямщика. Из последнего 4 – го четверостишья прочитайте строки, которые подходят к нашей картине. ^ Объясните. Читают дальше. Как вы понимаете «версты полосаты»? ВЕРСТА На иллюстрации стр. 162 видны столбики с полосками, которыми отмечается расстояние. Вот почему версты полосаты. Обратите внимание на многоточие, почему автор использует их? Многоточие – это знак недоговорённости, глубокой паузы, скрытой грусти, о которой человек не хочет говорить. Перечитайте 4-ое четверостишье. 4. Обобщение Давайте вспомним, какой образ нарисовал Пушкин в этом стихотворении? (Образ зимней дороги). Ещё раз перечитайте слова на доске про себя, которые помогла нам раскрыть этот образ. А почему Пушкин именно так описал зимнюю дорогу, а не весело? Пейзаж вторит настроению лирического героя, его чувству тоски по дому, нежелание покидать родных и близких, одиночеству. Биографы Пушкина, утверждают, что оно было написано в поездке, когда Пушкин, находясь в ссылке, ехал на дознание к псковскому губернатору. Поэтому и настроение автора соответствует настроению лирического героя. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир человека. Чтение стихотворения несколькими учениками. В чём же ещё проявляется гениальность Пушкина? (В умении подбирать рифму, создавать образы) Стр. 162, вопрос №1. Какая рифма у Пушкина? (Перекрёстная) Парная рифма – более энергичная, категорична, в ней меньше пространства (т.к. соседняя рифма повторяет рисунок предыдущей) ^ более спокойная и размеренная, обладающая рисунком «тик-так». В ней больше воздуха, т.к. рифмующиеся слова находятся через строчку. Вопрос 2,3. (прохлопать) –ритмический рисунок на слайде. У Маяковского - короткие строчки (трёхстопный хорей). У Пушкина же – длинные (четырехстопный хорей). Энергичный характер у Маяковского не подходит для монотонного бега лошади. Это чётко выражено и в произведении композитора Г. Свиридова «Зимняя дорога». Закрыли глаза, расслабились. Перед вами дальняя дорога. По широкому полю бежит тройка. (Слушание музыкального отрывка) Так почему 2 портрета появилось на доске? (Писали об одном и том же). Тема гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Наша жизнь делится на чёрные и белые полоски, как в стихотворении Пушкина. Пушкин учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом: за чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе. В учебнике стихотворение напечатано не до конца. Послушайте его полностью. Чтение учителя. Изменится ли настроение героя в будущем? (Да, когда встретится с милой) 5. Итог урока. Вернёмся к портрету Пушкина. Каким вы его увидели? (Разным: то грустным, то весёлым. Пушкин в своих стихах умеет печалиться и восхищаться. От простых и ясных картин переводит разговор на сложные вопросы жизни. «Зимняя дорога» - раздумье о своей судьбе.) Удалось сегодня передать «поэзии прекрасные мгновенья»? 6. Домашнее задание. Каким может быть домашнее задание: стр. 162 выучить наизусть; нарисовать рисунок; создать мультфильм «Зимняя дорога». |
![]() | Какой представляется вам зимняя дорога? Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога | ![]() | А. С. Пушкин "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека |
![]() | Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг А. С, Пушкина, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: свеча в подсвечнике, чернильница,... | ![]() | Бога, зелёный цвет, цвет дерева, символ животворящего начала всей святой Троицы. Не случайно Л. Андреев пишет в стихотворении о спокойных,... |
![]() | Кто из русских композиторов написал вокальное произведение на стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога»? | ![]() | Под звуки приглушенно звучащего «Сентиментального вальса» Чайковского входят дети и гости. На экране сменяющие друг друга кадры:... |
![]() | Поставка учебной аудиопродукции для образовательных учреждений с обучением на русском языке, русскоязычных библиотек в местах компактного... | ![]() | Данный урок – это презентация учебного проекта обучающихся «Пушкин? Пушкин. Пушкин!» |
![]() | «зимняя сказка» проводится с целью выявления наиболее талантливых и ярких исполнителей и участников из разных городов России; пропаганда... | ![]() | Цель: Развитие целостного восприятия темы через различные виды музыкальной деятельности |