Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Пудожа Республики Карелия
« утверждаю»
Дата:
Директор МОУ СОШ№1 г. Пудожа РК
______________________________
Лаврикова Т.Н.
Программа
адаптивного курса
« Малышкина школа»
Наименование общеобразовательного учреждения:
МОУ СОШ №1 г. Пудожа РК Название: « Малышкина школа» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации: один год
^
| Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, города Пудожа, Республика Карелия
| ^
| «Малышкина школа» - адаптивный курс для будущих первоклассников
Цель: Адаптация к школе,
Задачи:
- развитие и закрепление первичных навыков осмысленного чтения, счета;
-развитие речи, начальных мыслительных операций;
- развитие моторики;
-укрепление здоровья детей;
-формирование доверительного, доброго отношения к миру;
-сохранение независимости личности;
- выявление и развитие творческих способностей
^
Основной вид деятельности - сюжетно-ролевые игры, а также занятия в форме путешествий. Через сюжетно-ролевые, дидактические, музыкально-дидактические игры, игры-драматизации, игры-забавы, экскурсии развитие интереса к жизни и деятельности людей, к явлениям природы, познанию окружающего мира, воспитание бережного отношения к природе и уважительного отношения к труду взрослых.
обучение изобразительному и прикладным видам искусства.
Физкультурно-оздоровительная работа на свежем воздухе. обучение игре в шахматы и шашки, простейшие моделирование и конструирование.
Все занятия и виды деятельности ведут квалифицированные специалисты-педагоги. В штате "Малышкиной школы" работают педагог-психолог, учитель-логопед, учитель физкультуры, учителя начальной школы
Предельная наполняемость групп до 25 человек.
| ^
| Дети 5-6 лет, воспитанники детских садов и не посещающие детские объединения
| Программы
| - начальный курс математики и логики
- развитие речи и обучение грамоте
- ИЗО и художественный труд
- развитие познавательных процессов
| ^
| сентябрь-май ( 9 месяцев)
| Место реализации
| МОУ СОШ №1 города Пудожа Республики Карелия
| ^
| Педагоги начальной школы, высшей категории и первой категории.
Специалисты: педагог- психолог, учитель-логопед 2 категории.
| ^
| Способность осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявлять интерес к другим людям, владение умением общаться.
Достаточная осведомленность о предметах окружающего мира, проявление интереса к новым знаниям, положительное отношение к новой информации.
Речевое развитие предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5 – 7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.
Способность характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа – слева, над – под, на – за, сверху – снизу и др)
Способность различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости, различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира.
Способность классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету.
Способность различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом.
Способность достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
Особенности памяти: ребенок не может воспринимать более двух объектов одновременно, способен к произвольным действиям памяти. Преобладает непроизвольное запоминание.
| ^
| Очная
Еженедельно по субботам, три занятия по 30 минут, с 10-00
| Требования к обучаемым
| нет
| ^
| Выполнение творческих и совместных работ с родителями
| ^
| - Совместное коллективно-творческое дело (совместно с родителями)
- Диагностика через практическое тестирование
| ^
| Авторские программы педагогов ( прилагаются)
| Характеристика условий обучения
|
- отдельные классы начальной школы с комплектами регулируемой по росту мебели;
- I этаж с отдельным входом;
- наличие обогревателей, центрального отопления;
- туалеты на этаже;
- рядом отдельный спортивный зал, библиотека; наличие в
- наличие достаточной наглядно-методической и технической базы;
- отдельные кабинеты специалистов: логопеда и психолога
- стабильный выход в Интернет
- доступ современной компьютерной техники
| ^
| Отсутствует, лицензирование в 2008 году
| Дополнительная информация
| Приобретение необходимых сопутствующих материалов за счет родителей, законных представителей.
Возможность проведения дополнительных занятий для родителей: по взаимоотношениям с детьми, подготовке детей к школе, формам контроля за деятельность ребенка, формам участия родителей в управлении школой (по заявкам родителей)
| Руководитель ОУ
| Директор школы Лаврикова Тамара Николаевна 5-13-67, 5-11-67
Координатор « Малышкиной школы» Барышева Тамара Елисеевна
| Связь
| e-mail:school1pud@rambler.ru
Родительская страничка на сайте школы: http://sch1.pudozh.iso.karelia.ru
|
Пояснительная записка.
Предварительная работа:
Проведение анкетирования родителей. Распределение по школам.
Проведение круглого стола на тему « Современные подходы к организации преемственности ДОУ и школы»
Посещение занятий в ДОУ.
Проведение экскурсии в школу.
Показ презентации « Наша школа»
Посещение семей на дому.
Родительское собрание по организации « Малышкиной школы».
Данная дополнительная образовательная программа направлена на подготовку детей дошкольного возраста к обучению в школе, формирование эмоционального положительного отношения к школе. Цель: всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Задачи:
формирование мотивации учения, приёмов умственных действий, навыка языкового анализа и синтеза.
Развитие мышления, познавательных процессов, творческих способностей детей, речи и фонематического слуха, всех компонентов речи, увеличение объёма внимания и памяти.
^
Режим « Малышкиной школы»: по 3 занятия, каждое по 30 минут. К концу обучения основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
Умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь. Говорить перед классом.
Умение вычленять звуки в словах. Определять их последовательность.
Развита мелкая моторика руки и зрительно – двигательная координация.
Умение сравнивать предметы по длине, ширине.
Умение вычленять и объяснять признаки и различия двух предметов.
Количественный и порядковый счёт в пределах 5.
Умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством и порядком элементов.
Умение правильно устанавливать пространственно – временные отношения.
Умение распознавать простейшие геометрические фигуры, находить предметы, сходные по форме.
Исправление недостатков в произношении звуков.
^
Математика.
Программа « Весёлый счёт» рассчитана на 1 занятие в неделю, всего 32 занятия продолжительностью по 30 минут.
Тематическое планирование.
Сравнение предметов и совокупностей: цвет, форма, размер.
Сравнение предметов и совокупностей: цвет, форма, размер.
Счёт предметов. Понятия « один», « много».
Сравнение предметов. Понятия « больше» , « меньше».
Сравнение предметов. Понятие « столько же».
Сравнение предметов. Понятия « больше», « меньше», « столько же».
Сравнение предметов. Понятия « длиннее», « короче».
Сравнение предметов. Понятия « длиннее», « короче».
Число и цифра 1.
Понятия: на, над, под.
Понятия: выше, ниже.
Образование последующего числа путём прибавления единицы.
Счёт до 2. Число и цифра 2.
Понятия: вверху, внизу.
Счёт до 3.Число и цифра 3.
Понятия: толще, уже.
Счёт до 4. Число и цифра 4.
Понятия: внутри, снаружи.
Понятия: впереди, сзади.
Счёт до 5. Число и цифра 5.
Числовой ряд.
Порядковый счёт до 5.
Геометрические фигуры. Прямоугольник.
Геометрические фигуры. Квадрат.
Геометрические фигуры. Треугольник.
Геометрические фигуры. Окружность. Круг.
Пространственные отношения: вверх, вниз.
Пространственные отношения: налево, направо.
Временные отношения: раньше, позже, сначала.
Контрольная работа.
Открытое занятие для родителей « Чему мы научились»
Конкурс « Лучший математик».
Список литературы.
1.Э.Александров, В.Левшин « В лабиринте чисел» 2. В.Бакалдин « Начинаем мы считать» 3. В.Житомирский « Математическая азбука» 4. Н.Кончаловская « Сосчитай-ка». 5.Г. Ладонщиков « Кто быстрей?» 6.А.Свечников « Число, фигуры, задачи» 7. Р.Соболевский « Логопедические и математические игры» 8. В. Труднев « Считай, смекай, отгадывай» 9. Ф.Шустер « Материал для внеклассной работы по математике». 10. В.Волина « Праздник числа. Занимательная математика для детей».
Обучение грамоте и развитие речи.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, всего 34 занятия продолжительностью по 30 минут.
Тематическое планирование.
Развитие речи « Осень». Звук [ а], буква А, а.
В мире звуков. Звук [у]. буква У, у.
Различие звуков нашей речи.
Звуки гласные и согласные. Звук [о], буква О, о.
Звук [и], буква И, и. Образование множественного числа существительных с окончанием – и.
Звук [ы], буква Ы. Образование множественного числа существительных с окончанием – ы.
Звук [э], буква Э, э.
Слог. Ударение.
Предложение.
Звуки [м], [м], Буква М, м. Подбор глаголов к существительным.
Звуки [н], [н]. Буква Н, н. Составление предложений с предлогом на, над.
Звуки [c],[c]. Буква С, с. Составление предложений с предлогом с. Лексическое значение слов.
Звуки [т], [т]. Буква Т, т. Определение последовательности звуков в односложных словах. Слова – антонимы.
Звуки [к], [к]. Буква К, к. Составление предложений с предлогом к.
Звуки [л], [л]. Образование родительного падежа множественного числа существительных.
Звуки [р.], [р]. Буква Р, р. Образование слов - паронимов.
Звуки [в], [в]. Буква В, в. Составление предложений с предлогом в.
Звук [ш]. Буква Ш, ш. Слова – паронимы. Дифференциация звуков [c],[ш].
Звук [ж]. Буква Ж, ж. Определение последовательности звуков в словах. Деление слов на слоги.
Звуки [п], [п] и [б], [ б]. Буквы П, п и Б, б. Согласование существительных с прилагательными. Составление предложений с предлогами по, под, перед.
Звуки [з], [з]. Буква З, з.
Звуки [г], [г]. Буква Г, г. Составление сложноподчинённых предложений.
Звуки [д.], [д.]. Согласование существительных с числительными.
Звук [й]. Буква й. Подбор притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои.
Сочетание звуков [йа] и буква Я, я. Образование глаголов 1 лица единственного и множественного числа.
Сочетание звуков [йу] и буква Ю, ю. Образование глаголов 1 лица настоящего времени с приставками.
Сочетание звуков [йо] и буква Ё, е. Развитие интонационной стороны речи.
Сочетание звуков [йэ] и буква Е, е. Правильное употребление глаголов с приставками.
Звуки [ф], [ф]. Буква Ф.ф. Подбор к прилагательному несколько существительных. Составление предложений из заданных слов.
Звуки [х], [х]. Буква Х, х. Слого – звуковой анализ слов.
Звук [ц]. Буква Ц, ц. Анализ предложения. Составление предложений по опорным словам.
Звук [ч]. Буква Ч, ч. Словообразование, суффикс - очк-.
Звук [щ]. Буква Щ, щ. Словообразование, суффикс – ищ -.
Буквы ь, ъ.
Список литературы.
Книга для учителя начальных классов « Речевые секреты». Под редакцией Т.А. Ладыженской.
Рекомендации к использованию в 1-м классе ( 1-4) комплекта картин « Загадки, скороговорки» В.О.Науменко
В.В.Волина « Занимательное азбуковедение»
Под редакцией Т.А. Ладыженской « Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках».
В.А.Ильина « Игры, конкурсы, развлечения».
Е. Ларцева « Первый экзамен». Подготовка к конкурсному тестированию.
Г. Науменко « Тридцать три Егорки». Русские народные скороговорки.
И.А. Барташникова, А.А. Барташников « Учись играя»
9.О.В. Джежелей «Читаем и играем»
Речевые секреты. Цель занятия:
Развитие познавательных способностей ребёнка (внимание, память, мышление, восприятие)
Развитие речи и фонематического слуха.
Подготовка руки к письму.
Программа « Речевые секреты» рассчитана на 1 занятие в неделю, всего 34 занятия продолжительностью 30 минут. К концу обучения у детей должны быть сформированы следующие умения и навыки:
Умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь.
Говорить перед классом.
Умение вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
Развита мелкая моторика руки и зрительно – двигательная координация.
Тематическое планирование.
Беседа о школе.
Игры на создание у детей положительного настроя на учебную деятельность.
для чего нужна речь?
Графический диктант.
3.Слово веселит, огорчает, утешает. Поиграем вместе (инсценировка сказки « Теремок»).
4. Предложение.
Развитие мелкой моторики руки. « Рисуем, штрихуем, раскрашиваем».
Умеем л мы говорить.
Предложение и слово.
Герои любимых сказок. Раскрашивание сюжетной картинки.
Какой окраски твой голос.
Слог. Ударение.
Во саду ли в огороде. Загадки.
Лепка из пластилина « Фрукты и овощи»
Говорим медленно – быстро.
Темп , скорость речи. Звуки в речи.
Оригами.
Сядем на пригорке, да расскажем скороговорки.
Звуки в словах.
Работа над живописной скороговоркой ( отработка произношения звуков [р, л] , развитие речи.
Работа с конструктором.
Говорим тихо – громко.
Тренируем внимание.
Упражнение в штриховке.
Помощник устного слова.
Картинное описание предмета (загадка о коте).
Игры, развивающие связную устную речь.
Пальчиковая гимнастика. Разучивание упражнений для тренировки и подготовке руки к письму.
Как нужно вести себя во время разговора.
Основы логики. Живописная загадка о радуге. Развитие речи.
Упражнение в штриховке.
« Придумано кем – то просто и мудро…» Учимся вежливости.
Раскрашивание сюжетной картинки.
Волшебное слово.
Речевые игры с детьми.
Игры – занятия с манипулятивным конструктором (с элементами художественного конструирования).
Очень важные слова.
Вместе читаем и размышляем.
Аппликация « Наша школа».
Работа в прописи – штриховке.
С.Я. Маршак « Сказка о глупом мышонке»
28. Работа в прописи – штриховке
Русская народная сказка « Маша и медведь».
Работа в прописи – штриховке.
Русская народная сказка « Колобок».
Работа в прописи – штриховке.
К.И.Чуковский « Муха – Цокотуха».
31. Работа в прописи – штриховке.
К.И.Чуковский « Айболит».
32. Работа в прописи – штриховке.
А.Н.Толстой « Золотой ключик».
33. Работа в прописи – штриховке.
« Гуси – лебеди» Русская народная сказка.
34.Работа в прописи – штриховке.
Н.Носов « Приключения Незнайки».
Список литературы. 1.
Книга для учителя начальных классов « Речевые секреты». Под редакцией Т.А. Ладыженской.
Рекомендации к использованию в 1-м классе ( 1-4) комплекта картин « Загадки, скороговорки» В.О.Науменко
В.В.Волина « Занимательное азбуковедение»
Под редакцией Т.А. Ладыженской « Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках».
В.А.Ильина « Игры, конкурсы, развлечения».
Е. Ларцева « Первый экзамен». Подготовка к конкурсному тестированию.
Г. Науменко « Тридцать три Егорки». Русские народные скороговорки.
И.А. Барташникова, А.А. Барташников « Учись играя»
9.О.В. Джежелей «Читаем и играем» 10.Пропись – штриховка.
Программа
« Изо и художественный труд». Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, всего 34 занятия продолжительностью по 30 минут. ^ Задачи: формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности; первичное освоение художественных материалов. Тематическое планирование. 1.Линия. « Путаница»
2. Линия. « Подводный мир» (простой карандаш)
3.Штрих « Солнышко»
4 Лепка: « Сердечко» (тесто)
5.Пятно. « Зверюшка».
6. Узоры на крыльях. Цвет. ( Акварель)
7. Штрих: « Зверюшки».
8. Подарок для мамы. Лепка (тесто).
9.Оригами: « Праздник зверей».
10. Оригами: « Праздник птиц».
11.Орнамент « Поднос». (Аппликация)
12. Конструирование « Сумка».
13.Оригами: « Царевна – лягушка».
14. Иллюстрация сказки « Мышонок и Карандаш». ( Акварель).
15. Аппликация. Оригами « Лиса».
16. Аппликация. Оригами « Волк».
17. Закладка « Рыбка».
18. Закладка « Аленький цветочек»
19.Аппликация. Оригами « Медведь».
20.Лепка « Обезьянка».
21.Аппликация. Закладка « Котик»
22.Коллективная работа. Сказка « Теремок» (Акварель».
23. Рисование по клеточкам « Цветы в корзине». ( Карандаш).
24. Дом для зверят. Раскрашивание и рисование занавесок.
25.Где, чей домик? Аквариум для рыбок. ( Акварель).
26.Весёлое превращение предметов. ( Карандаш)
27. В магазине одежды. ( Акварель).
28.Превращение овала. ( Карандаш).
29.Моя любимая игрушка. Лепка.
30.Аппликация. Оригами « Щенок».
31. Поздравительная открытка для друга. ( Аппликация)
32. Поздравительная открытка для друга. ( Продолжение)
33. Мой любимый детский сад. Акварель.
34. Лепка из пластилина « Школа».
Методическое обеспечение. Занятия проводятся в форме бесед, игр, путешествий.
Л.П.Кочина « Методические рекомендации по использованию комплекта « От двух до…».
Альбом « Сделай сам», самодельный манипулятивный конструктор с элементами художественного конструирования. В.В.Матвеев.
Таблицы по изо.
Предметные картинки.
Комплект картин « Загадки, скороговорки» (28шт).
Л.Ф.Климанова « Рисуй, думай, рассказывай».
Соколова С. « Сказки из бумаги».
О.В.Джежелей « Читаем и играем».
Программа
« Знай и люби свой край» - Хорошо у вас на море – океане,
На острове Буяне, а на Руси – матушке
Во сто крат лучше!
У нас луга зелёные, реки синие.
У нас поля бескрайние, у заводей
Берёзки белые, в лугах цветы лазоревые.
У нас заря с зарёю сходится, месяц
На небе звёзды пасёт. У нас росы
Медвяные, ручьи серебряные…
Из русской народной сказки. Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, всего 34 занятия продолжительностью по 30 минут.
Цель: 1. Сформировать умение внимательно слушать и видеть, правильно понимать сказанное, делать логические выводы.
Выделять причинно – следственные связи, главные и второстепенные признаки.
Развитие речи детей через пересказывание, ответы на вопросы по тексту, описание иллюстраций, сочинение рассказов.
Тематическое планирование.
Сентябрь – руен.
Октябрь – листобой.
Ноябрь – ворота зимы.
Стихи об осени.
Загадки об осени.
Пословицы об осени.
Приметы осени.
Праздник осени.
.Декабрь – студенец.
Январь – крыша зимы.
Февраль – бокогрей.
Стихи о зиме.
Загадки о зиме.
Поговорки о зиме.
Приметы зимы.
Праздник « Зимушка – зима».
Март – утро года.
Апрель – водолей.
Май – цветень.
Стихи о весне.
Загадки о весне.
Приметы весны.
Пословицы о весне.
Праздник «Первый весенний праздник»
Июнь – румянец года.
Июль – грозник.
Август – густарь.
Стихи о лете.
Загадки о лете.
Приметы лета.
Пословицы о лете.
Четыре художника.
Считалки.
Праздник « От зимы до осени».
Методическое пособие.
1. Н.В.Ёлкина, О.В. Маринечева « Учим детей наблюдать и рассказывать». Популярное пособие для родителей и педагогов. |