Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»




Скачать 72.47 Kb.
НазваниеУрока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»
Дата публикации07.05.2014
Размер72.47 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ТЕМА: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

ЦЕЛИ УРОКА:

  • изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», сформировать понятие о басне, о морали басни.

  • развивать интерес к художественному слову, умению ориентироваться в тексте, приёмам словесного рисования, развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

  • воспитывать нравственные качества личности.

^ СТРУКТУРА УРОКА:

1. Актуализация знаний
2. Усвоение новых знаний
3. Викторина
4. Внеклассное чтение 5. Слово о писателе 6. Просмотр презентации
7. Итог урока.


ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Л.Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова , иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», пословицы, текст басни «Два товарища», презентация, сигнальные карточки для собственного оценивания.

^ ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.


^ 2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

а) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Что оно означает слово басня?
– Как записано в словаре Ожегова, басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.
– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)


б) Сообщение темы и целей урока. Усвоение новых знаний

Сегодня на уроке будем читать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни.
Обратите внимание, в названии басни вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.


В) ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ (читает учитель), СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Что понравилось в басне?
Какие слова показались трудными?
Есть ли такие слова, которые непонятны?
Объясните значение слов:
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта. Подле камня – возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.
Теперь текст понятен.


Г) ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ (самостоятельно про себя), ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА НА ЧАСТИ
^ ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ, ОЗАГЛАВЛИВАНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Прочитай 1 часть.
О чем в ней говорится?
Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
Озаглавьте (Камень на площади).


Прочитай 2 часть.
О чем в ней говорится?
Что предложил 1 инженер?
Что предложил 2 инженер?
Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
Как озаглавим? (Спор)


Прочти 3 часть.
Кто и как решил эту задачу мужик?
Почему ему дали еще 100 руб.
Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка)


ФИЗМИНУТКА

^ Д) ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ ЦЕПОЧКОЙ

БЕСЕДА О ПРОЧИТАННОМ, ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ, СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ, ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ

За какие деньги инженеры хотели убрать камень?
Кто вызвал удивление инженеров?
Как вы его себе представляете?
Какими чертами характера обладал мужик?
(Иллюстрация к басне)
Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
(Ученики зачитывают отрывок басни)
В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?
Важна не столько сила, сколько смекалка.


^ 3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Сейчас проявите смекалку и сообразительность.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.


Каков мастер, такова и работа.
Сила ломит всё, а ум силу.
Голь на выдумку хитра.


Вывод. Сила ломит всё, а ум силу.
Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.
Ребята, мы много рассуждали, поняли мораль этой басни.


4. ВИКТОРИНА

Много произведений Л.Н. Толстого прочитано вами, поэтому сейчас вам предстоит их узнать.


Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Cтарый дед и внучек.)


Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.(Филиппок.)
Отец пришел и спросил:
– Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
– Я.
Отец сказал
– Спасибо, что правду сказал. (Правда всего дороже.)


А Вася ,что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле. (Котенок.)


За обедом отец и говорит: “А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?” Все сказали: “Нет”. Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: “Нет, я не ел”. (Косточка.)
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. (Как мальчик рассказал про то, как его в лесу гроза застала.)


Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. (Лев и собачка.)


Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась. (Прыжок.)


^ 5. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Л.Н.Толстой написал ни один десяток басен.

Басню «Два товарища» (читает учитель)

Два товарища

Басня

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.


Назовите мораль этой басни.

6. ^ СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ: (ОБОБЩЕНИЕ)

В этом году исполнилось бы 184 года со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.

^ Сообщения учащихся:

Надя

Лев Николаевич Толстой принадлежал к древнему русскому роду. Он находился в родстве с А. С. Пушкиным: прабабка Пушкина и прабабка матери Л. Н.Толстого были сестрами.

^ Дополнение учителя:

- По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России – он был граф.

Алёна

Толстой рано потерял отца и мать. Он рос очень способным: изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много читал. Всю свою жизнь Лев Николаевич пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

^ Дополнение учителя:

Лев Николаевич свободно владел: английским, французским и немецким;

Читал: на итальянском, польском, чешском и сербском;

Знал: греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский;

Изучал: древнееврейский, турецкий и др.

Толстой имел возможность знакомиться с произведениями многих зарубежных писателей в подлинниках.

Сергей

Толстой был на военной службе на Кавказе, а после окончания войны, пода в отставку и посвяти свою жизнь литературе. Лев Николаевич поселился в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Именно там он организовал школу для крестьянских детей, создал «Азбуку» для них. Сам же преподавал в этой школе. Написал для детей очень много произведений.

^ Дополнение учителя:

Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что он отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Толстой написал сам «Азбуку» и «Четыре русские книги для чтения»

Старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице и участвовал в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).Затем перевёлся в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей, проявив редкую личную храбрость и был награжден орденом св. Анны и медалями.

Толстой часто задумывался о тяжёлой жизни простых людей и решил отказаться от владения частной собственностью. Этим он вызвал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого следила вся Россия. Но всё же врачи не смогли спасти писателя, и он умер в возрасте 82 лет. Похоронили Толстого в Ясной Поляне.

7. ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ О Льве Николаевиче Толстом

8. ИТОГ

Что нового узнали?
– Что этот урок дал для жизни?
– Оцените свою работу


9. РЕФЛЕКСИЯ

Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» iconУрока: изучение нового материала Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Цели урока
Этот урок дал для жизни? – Каких ребят можете похвалить за работу?

Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» iconУрок литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, таблица «Русские писатели», фотография дома-музея в Ясной поляне, выставка книг Л. Н. Толстого...

Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» iconУрок по литературному чтению в 4 классе умк «Школа России»
Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, портрет Л. Н. Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение»...

Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» iconУрока: Изучение нового материала Цели урока
Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И. А. Крылова, расширить их; добиться понимания...

Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» iconУрока: изучение нового материала Продолжительность урока
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе (обучение грамоте – письмо)

Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» iconУрока: изучение нового материала Вид урока
Гузей Наталья Владимировна г. Новоалтайск, моу «Средняя общеобразовательная школа №1»

Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» iconУрока: изучение нового материала Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста

Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» iconТип урока: изучение нового материала. Класс
Материалы и оборудование урока: проектор, слайд-фильм, компьютерный класс (желательно)

Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» iconРекомендации по использованию презентации «О. Э. Мандельштам» Класс
Тип урока изучение нового материала: знакомство с жизнью и творчеством поэта О. Э. Мандельштама

Урока : изучение нового материала. Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» iconУрока: изучение нового Тема урока: Ты и твои друзья
Цели урока: Способствовать формированию и развитию ценностного отношения учащихся к дружбе между одноклассниками и друзьями



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница