Скачать 71.9 Kb.
|
Содержание Цели урокаМетодические приёмы II. Беседа о прочитанном . III. Анализ романа. Примерный план Гаер – балаганный шут.Балаган IV. Подведение итогов урока. |
«Утверждаю»: «Согласовано»: Директор МОУ «Чурачикская СОШ»: Завуч МОУ «Чурачикская СОШ»: ___________ Лукиянов С.А. _________ Никифоров В.В. 17.10.2006г. 17.10.2006г. Роман о сбывшейся мечте. (Урок внеклассного чтения) План-конспект урокалитературы в 8 классе. Разработала учитель рус- ского языка и литературы Никифорова Г. Ф. 2006г. с.Чурачики Роман о сбывшейся мечте. (Урок внеклассного чтения) «Дерзать, искать, Найти и не сдаваться!» Альфред Теннисон, английский поэт. ^ 1) познакомить учащихся с писателем В.Кавериным, своеобразием его творчества; 2) проследить этапы формирования характера главного героя, прояснить мотивы его поведения; 3) формировать у учащихся умение самостоятельного чтения, анализа обоснованной этико-эстетической оценки произведения. Оборудование: текст романа в разных изданиях, портрет В.Каверина, выставка книг. ^ слово учителя, аналитическая беседа по вопросам. Подготовительная работа: самостоятельное прочтение романа, знакомство с картой севера России, написание сочинения «Мои впечатления от романа В.Каверина «Два капитана». Ход урока. I. Слово учителя. Сегодняшний урок внеклассного чтения по роману В.Каверина «Два капитана» я назвала так: «Роман о сбывшейся мечте». Эпиграфом к уроку стала строчка из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона, которая запечатлена на высоком кресте, установленном на побережье Антарктиды в память о пяти англичанах, погибших в марте 1912 г. На обратном пути с южного полюса (это была экспедиция Роберта Скотта). Памятник стал символом мужества и верности долгу. Есть книги, которые уже с детства становятся нашими друзьями и остаются ими навсегда, одинаково сильно воздействуя на ум и чувства и юного, и взрослого читателя. К числу таких книг относится роман В.Каверина «Два капитана». Благодаря этому удивительному тексту сформировались характеры поколений молодых людей 50-70-х годов. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»- эту клятву за главными героями Каверина повторяли чуть ли не все советские подростки. Пожалуй, о таких книгах, как эта, пел В.Высоцкий в одной из своих песен: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!». Небольшая справка. Вениамин Александрович Каверин –русский советский писатель, родился в 1902 г. В Пскове, в семье музыканта. В 1924 г. Окончил Ленинградский университет. Начал печататься в 1921 г. Его прозу можно назвать остросюжетной нравственно-психологической прозой. Каверин - автор романов «Исполнение желаний», «Открытая книга», «Двухчасовая прогулка» и др. Лучшее из произведений- роман «Два капитана» опубликован полностью в 1945 г., в 1946 г. отмечен Сталинской премией. Книга выдержала 30 изданий. В чем же феномен (исключительность) романа, задуманного автором как роман о современнике, живущем в 30-е гг. ХХ века? ^ -Какое впечатление произвел на вас роман «Два капитана»? -Кто из героев запомнился и почему? -Какие строки из романа вам бы хотелось прочитать сейчас? ^ 1. Составьте план сюжета романа. (Сюжет- ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения). ^ 1) Арест и смерть отца – первое потрясение мальчика от несправедливости. 2) Гаер Кулий – любитель «лакомых кусков». 3) Кровавая клятва дружбы. 4) Детский дом – школа жизни. 5) Первая любовь. 6) В летной школе. 7) Дневники штурмана Климова. 8) Полярный летчик. 9) Война в жизни героев. 10) Победа. 2. Беседа по вопросам. 1) Чтобы выяснить, поняли ли вы идею романа, вспомним, с чего начинается роман. 2) Почему автор начинает роман с убийства сторожа на понтонном мосту и ареста отца Сани? / Саня был потрясен несправедливостью, и вся идея романа – восстановление справедливости/. 3) Несправедливо осужденный и погубленный отец Сани – это первая жертва подлости, с которой столкнулся мальчик. Кто из героев романа произносит фразу: «Каждому охота схватывать лакомый кусок… Но можно ли подобный кусок назвать обеспечивающим явлением – это еще вопрос»? Что вы можете рассказать о Гаере Кулие? ^ – балаганный шут. Балаган – 1) старинное театральное зрелище, количественная характеристика; 2) переносное, нечто грубое, шутовское, пошло несерьезное (разг.) 4) Кого еще из героев романа вы могли бы назвать любителями «лакомых кусков», хотя они на первый взгляд и не похожи на Гаера Кулия? 5) В чем смысл названия книги? Как соединяется судьба капитана Григорьева с судьбой капитана Татаринова? 3. Центральным образом всей книги является образ С.Григорьева. - Каким мы видим С.Григорьева в начале романа? / С первых строк романа мы входим в обыкновенно - необыкновенный мир С.Григорьева, где ему уготовано столько неожиданных встреч, разлук, узнаваний, столько раз предстоит сталкиваться лицом к лицу с опасностями, рисковать с жизнью и принимать решения в сложных обстоятельствах/. С детских лет С. Григорьев умел добиваться успеха в любом деле. В нем нас поражает подкупающая честность, искренность, прямодушие, ясность цели и упорство в ее достижении. - Какой девиз становится для Сани ведущим в жизни? Что он искал и за что боролся? / Романтической мальчишеской клятвой «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» определены поступки и нравственный облик Григорьева, человека мужественного, благородного, бескомпромиссного в борьбе с равнодушием, подлостью, трусостью. Мечта разыскать остатки экспедиции капитана Татаринова привела его в ряды летчиков-полярников. Жизнь капитана Григорьева полна героических событий: он летел над Арктикой, сражался против фашистов. Ему приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремленный характер героя помогает ему сдержать клятву, данную себе еще в детстве/. Саня ведет борьбу за восстановление чести капитана Татаринова, стремится рассказать о сделанных Татариновым важных географических открытиях, исправить допущенную несправедливость. И это ему удается. - Кто стал учителем жизни Сани Григорьева? / Учитель географии Иван Павлович Кораблев, который советовал Сане думать над вопросом, кто он такой и зачем существует на белом свете; доктор Иван Иванович, который научил его добиваться невозможного; летчик Чкалов, который подарил Сане свой портрет с надписью «Если быть – так быть лучшим»; капитан Татаринов, историю жизни и деятельности которого Саня Григорьев собирает по крупицам в течение многих лет/. 4. Работа над образом капитана Татаринова. - До сих пор мы говорили о младшем из двух капитанов, Александре Григорьеве. Но разве личность старшего капитана, Ивана Львовича Татаринова, менее романтична, менее привлекательна, менее жизненна? Иван Татаринов стал, как и Саня Григорьев, живым лицом, потому что он вобрал в себя черты многих реально существовавших людей. Этих людей в литературе называют прототипами. /Прототипы – реальный человек, чья внешность, черты характера или история жизни нашли отражение при создании писателем образа персонажа/. Не было капитана Татаринова, но были отважные исследователи Крайнего Севера Седов, Брусилов и многие другие замечательные путешественники. Не было дрейфа (движение корабля, льдов, несомого течением) шхуны (морское судно с косыми парусами) «Святая Мария», но были дрейфы «Святой Анны» и «Святой Фоки». - Сразу ли читатель узнает всю историю жизни и гибели капитана Татаринова? - Каким он предстал перед вами? - Можно ли к нему отнести слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? Что он искал и за что боролся? - Кто погубил капитана Татаринова? Почему? - Почему любовь Николая Антоновича и Ромашки не делает их более симпатичными читателю? - Почему капитан Татаринов после гибели экспедиции направился к открытой им Земле? - Почему погиб капитан Татаринов, а Саня Григорьев одержал победу? - Чем кончился спор между людьми, которые следуют девизу «Бороться и искать, найти и не сдаваться» и теми, для которых главное в жизни – «схватывать лакомый кусок»? - Перекликается ли роман Каверина «Два капитана» с известными вам произведениями русской литературы, изученными в 8 классе? Какие общие проблемы решаются в них? ( В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» также происходит столкновение и проверка характеров героев в сфере любви, лучшие герои повести платят добром за добро, ненавидят двуличие и трусость, уважают справедливость, выступают против предательства) 5. Итог. Итак, в чем феномен «Двух капитанов»? В том, что это удивительно добрая книга. Она порождает в читателе бесконечную веру в справедливость. Подлость должна быть наказана – вот о чем мечтается мальчикам и девочкам, очень рано, к сожалению, встречающихся сейчас с проявлениями предательства, беспечности в реальной жизни. Очень хочется, чтобы формула «Бороться и искать, найти и не сдаваться» стала и вашим жизненным кодексом. ^ Использованная литература: 1. И.С. Збарский, В.П. Полухина. Внеклассное чтение по литературе (IV-VIII классы)- М.; «Просвещение», 1980.-208 стр. 2. Б.Е. Галанов. Книжка про книжки.- М.: «Детская литература», 1985.-175 стр. 3. «Что такое: Кто такой»: В 3 томах.- М.: «Педагогика-Пресс», 1997. Приложение. 1. Словарь Сюжет- ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения. Прототип- реальный человек, чья внешность, черты характера или история жизни нашли отражение при создании писателем образа персонажа. Гаер- балаганный шут. Дрейф- движение чего-либо (корабля, льдов), несомого течением. Шхуна- морское судно с косыми парусами. 2. Путешественники, которых упоминает Саня Григорьев: Вильницкий, Нансен, Амундсен, Скотт, Шеклтон, Роберт, Пири, Норденшильд, Седов, Брусилов и др. |
![]() | «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо заместитель директора Директор школы | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета | ![]() | |
![]() | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский государственный колледж» | ![]() | Утверждаю: Согласовано |