Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов




Скачать 58.47 Kb.
НазваниеОлимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов
Дата публикации11.05.2014
Размер58.47 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Олимпиада  ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 10-11х классов

1.  Укажите название художественного метода в искусстве и литературе, для
которого характерно достоверное изображение жизни в конкретных исторических условиях, создание типических ситуаций и типических характеров при сохранении их индивидуальности:

а) классицизм;

б) сентиментализм;

в) романтизм;

г)  реализм.

2.  Укажите ряд, в котором представлена правильная цепочка структурных элементов сюжета художественного произведения:

а) экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация - развязка;

б)  завязка - лирическое отступление - развитие действия - кульминация
развязка;

в) зачин - развитие действия - конфликт - концовка;

г) пролог - экспозиция - завязка - развитие действия - развязка - эпилог.

3. Укажите ряд, в котором перечислены названия только тех повестей, автор
которых - Н.В. Гоголь:

а) «Хамелеон», «Вий», «Портрет», «Метель»;

б) «Шинель»», «Записки сумасшедшего», «Ночь перед рождеством», «Тарас
Бульба»;

в) «Господин из Сан-Франциско», «Хорь и Калиныч», «Человек в футляре»,
«Выстрел»;

г)  «Бедная Лиза». «Дама с собачкой», «Барышня-крестьянка», «Майская ночь,
или Утопленница».

4. Пафос литературного произведения - это:

а)  важнейший структурный элемент сюжета;

б) сложившееся в воображении писателя общее представление о содержании и
форме будущего произведения в соответствии с определенной художественной
идеей;

в)  ведущая эмоциональная тональность произведения, определяемая ценностными установками автора или его героев;

г) неожиданное событие, резкий поворот действия, осложняющий развитие сюжета произведения.

5.  В творчестве какого автора не представлены драматические произведения:

а) А.С.Пушкина;

б) М.Ю. Лермонтова;

в) Н.В. Гоголя;

г) И.А. Гончарова.

6.  Укажите название жанра, которому соответствует следующее определение:
«Небольшое стихотворение, которое зло высмеивает какое-либо лицо или общественное явление и представляет жанр сатирической поэзии и род литературы лирика»:

а) ода;

б) эпиграмма;

в) басня;

г)  мадригал.

7.Определите размер стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям...»

А.А. Ахматовой по его фрагменту:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

а) хорей:

б) ямб;

в) анапест;

г)  дольник.

8.  Укажите ряд, в котором перечислены имена поэтов только серебряного века
русской литературы:

а) В.А. Жуковский, АС. Пушкин, ФИ. Тютчев;

б) А.Н. Майков, А.К. Толстой, Я.П. Полонский;

в)  З.Н. Гиппиус, В.Ф. Ходасевич, В.Я. Брюсов;

i) Д.С. Мережковский, И.А. Бунин, И.А. Бродский.

9.  Укажите, какой художественный прием (он выделен курсивом) использовал
А.С. Пушкин в приведенном ниже фрагменте из романа «Евгений Онегин»:

Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил:

^ Певца Гяура и Жуана-

а) перифраз;

б) метафора;

в) олицетворение;

г)  аллегория.

10. Укажите имя автора художественного произведения, фрагмент из которого предлагается в части 2.

а) СТ. Аксаков;

б) Н.В. Гоголь;

в) И.С. Тургенев;

г)  А.П. Чехов.

Часть 2

^ Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам - вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через не обозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими не обитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом... Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы - какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широ кими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом горчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился кнебольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец - безграничная, необозримая степь!

^ Вопросы и задания по тексту

1 .Прокомментируйте субъектно-речевую организацию текста: кто является субъектом речи и как он взаимодействует с ее адресатом?

2.Чьей традиции ландшафтного описания следует автор? В чем особенности этой традиции?

3.Какие типы речи здесь используются? Приведите примеры из текста.


 

4. Выделите основные фигуры речи, использованные автором в описании степи.

5.В каких произведениях русской литературы есть подобные описания?

 

 

Ответы ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 10-11-х классов

Часть 1. Тесты 1 г; 2 а; 3 б; 4 в; 5 г; 6 б; 7 г; 8 в; 9 а; 10 в.

Оценивание.

Каждый верный ответ первой части оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов - 10 баллов.

Часть 2

1.Субъектом речи является автор-повествователь, непосредственно обращающийся к читателю. Поэтому используется местоимение вы (2 л., мн.ч.) со значением обобщенного адресата. Такой прием способствует созданию эффекта присутствия, сопричастности, наглядности в духе поэтики «натуральной школы». -2балла

2. И.С. Тургенев следует здесь гоголевской традиции ландшафтного описания, которая представлена, например, в повестях из цикла «Миргород», в поэме «Мертвые души». Особенности данной традиции: изображение пейзажа дается в динамике и перемежается с изображением картин народной жизни; ландшафтные описания представляются образно (используются эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.п.); один из важных компонентов создаваемой образной картины — обильно используемая художественная деталь; в описании передается эмоционально-оценочное отношение автора (повествователя). – 2 балла

З.В данном фрагменте преобладает описание, но есть и элементы повествования. – 2 балла

4.В качестве основной фигуры речи могут быть указаны:

а) асиндетон (бессоюзие);

б) прием перечисления, множественности однородных членов;

в) синтаксический параллелизм. – 3балла

5.Описание степи встречается у СТ. Аксакова («Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника»), И.С. Тургенева («Лес и степь» из «Записок охотника»), А.П. Чехова («Степь»), А.П. Платонова («Июльская гроза»), М.А. Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина») и др. – 3 балла


 

Оценивание.

Максимальное количество баллов за выполнение заданий части 12 баллов.

МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНАЯ СУММА БАЛЛОВ - 22.

  

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов iconВсероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе
...

Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов iconВсероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе
...

Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов iconРабочая программа внеклассной формы физического воспитания спортивной...
В составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов для общеобразовательных учреждений. (Москва...

Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов iconОлимпиада по литературе для учащихся 10-11 классов
...

Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов iconПоложение о проведении региональной олимпиады школьников Санкт-Петербурга...
Олимпиада проводится для учащихся 5-11 классов, обучающихся в государственных и негосударственных образовательных организациях

Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов iconОрганизация подготовки учащихся 11х классов к егэ моу мпл №2 г. Кизляра...
Разработка и формирование пакета рекомендации для учителей-предметников по вопросам подготовки к егэ

Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...
Олимпиаде школьников «Первый шаг в науку» русской литературе (далее Олимпиада) учащихся 5-9 классов образовательных учреждений, осваивающих...

Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов iconДистанционная олимпиада по литературе для учащихся 9 классов зпк 2013 г
В отрывке из оды Г. Р. Державина «Бог» найдите существительное, от которого образована фамилия героя рассказа А. П. Чехова. Назовите...

Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов iconПоложение о районной заочной экологической конференции школьников "Шаг в будущее"
Районная заочная экологическая конференция школьников "Шаг в будущее" является одним из направлений работы с одаренными детьми и...

Олимпиада по литературе для учащихся 10-11х классов icon4. Школьная олимпиада по математике среди учащихся 5-9 классов. (заочная)
Конкурс на лучшее стихотворение, сказку, рисунок, посвящённый математике среди учащихся 5 – 6-х классов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница