Скачать 89.59 Kb.
|
Содержание Использование технических средствОбходим группу и подходим к доске, на которой висит картина «Три богатыря» В. В. Васнецова |
Попова Ирина Евгеньевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка Яковлевского района Белгородской области» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Александр Невский – великий русский полководец» в подготовительной к школе группе Программное содержание: - познакомить детей с великим русским полководцем Александром Ярославовичем – Невским, его ратными подвигами, дать представление о нем как о полководце, горячо любящим свой народ и Родину; - закреплять знания детей о былинных богатырях (умение их узнавать, называть доспехи, оружие); - развивать связную речь детей, их гендерные представления; - воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми защитниками Родины, у девочек - уважение к мальчикам как будущим защитникам; - воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей. Предварительная работа: - чтение преданий, былин, русских народных сказок; просмотр мультфильмов с былинными героями; беседы с родителями о важности просмотров исторических художественных фильмов посвященных борьбе русичей с иноземными завоевателями, посещений исторического музея; использование дополнительной литературы о воинах и полководцах древнерусских дружин, подключение интернета для более красочных и расширенных представлений, рисование по сказкам, былинам, аппликации, вырезывание по готовому трафарету, - готовый консультативный материал для родителей и воспитателей о древнерусских защитниках и вождей племен населявших просторы и окраины Руси, - военный инвентарь для воинов 12 — 13 в; виды оружия древнерусских воинов; готовые фигурки воинов; изготовление голубка, макета древнерусского поселения, колокольчика; иллюстрации — портретов русских богатырей, русских полководцев, макет Змея - Горыныча трехголового (размер в рост человека — только головы, с обратной стороны есть держатели с помощью которых голова может немного двигаться). ^ - видеозапись из кинофильма «Александр Невский» (новая версия и с удалением сцен, представляющих наиболее гнетущее впечатление на детей), - телевизор, - запись песен, «Контаты» В.В. Мусоргского, звуков леса и криков ночных животных на CD – диске, - DVD проигрыватель. Ход НОД: Дети играют в мозайки, пазлы, кубики в игровом уголке. Звучит музыка – «Контата» В.В. Мусоргского «Александр Невский» - «Вставайте люди русские...». *Воспитатель - «Ой, ребята, по-моему, что-то случилось. Давайте быстро соберем игрушки и узнаем, что же произошло?» (продолжает звучать музыка) Дети все убрали. Входит Юля Олеговна – она вносит почтового голубка и взволновано обращается: «Ирина Евгеньевна, к вам в окно билась голубка, она что-то гулит, но я смогла понять только – «Ирина Евгеньевна». Я беру голубку и спрашиваю у детей, что может голубь делать у нас? И что это за голубка? *Дети – это почтовый голубь. (Голубь из картона на достаточно плотной проволоке 30-35 см.) *Воспитатель - ребята, у него привязано сообщение. Какое оно интересное, я никогда не видела такой бумаги. *Дети – это не бумага, это береста, наши предки писали на бересте. *Воспитатель - так давайте узнаем, что же здесь написано? Хотите? *Дети – да! «Помогите нам справиться со Змеем-Горынычем. Змей напал на наше «Томаровское самоцветное княжество» *Воспитатель - поможем, ребята!?. *Дети – да! *Воспитатель – а сможем мы сами помочь? (дети задумываются) Что для этого мы должны сделать? Давайте позовем на помощь наших русских богатырей (дети радуются и соглашаются). Ну, тогда в путь, лети голубок и помогай нам собирать богатырскую дружину (голубок «летит» впереди нас, вновь звучит музыка из произведения «Александр Невский» « Вставайте люди русские. . .») ^ *Воспитатель - пришли мы, ребята, в чистое поле – русское раздолье. Кто встречает нас? * Дети – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. *Воспитатель – а откуда вы узнали об этих богатырях? Дети – мы много видели мультфильмов, узнали из книг, вы нам много рассказывали о силе богатырей, их доброте, умении бесстрашно сражаться за правду, за русский народ, о любви к родной земле. *Воспитатель – а вам было интересно? Ответы детей . . . . . . *Воспитатель – а каких еще былинных богатырей вы знаете? *Дети: (дети называют имена, а я выставляю иллюстрации былинных богатырей): - Дунай Иванович; - Василий Казимирович; - Самсон Самойлович; - Потанюшко-Хроменький. *Воспитатель – что вы знаете о них? *Дети — это были сильные смелые люди, они защищали русскую землю и русский народ от врагов, были одеты в специальную одежду и у них было оружие. *Воспитатель - а стихи о них вы знаете? Дети читают стихотворение: А и сильные, могучие Богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь — не шатается! И века простоит — не шелохнется. Обобщение воспитателем: Все русские богатыри очень любили свою Родину, свой народ, поэтому всегда защищали и родную землю и народ, и никогда не нападали на другие земли. *Воспитатель — посмотрите, ребята, голубка дальше летит и мы подходим к древнерусскому поселению ( Очень тихо звучит музыка –«Контата», выставляется макет древнерусского поселения. - Куда мы пришли? *Дети - это древнерусское поселение, где жили наши предки. *Воспитатель — как защищали жители свой город? *Дети — ставили дозор, рыли ров, поднимали высокие крепостные стены для защиты и ведения боя, били в колокола, разжигали сигнальные огни, ковали оружие, тренировались. *Воспитатель — давайте оповестим защитников города о приближающейся беде - звоню в колокол и «вывожу» древнерусских защитников (раздаю детям иллюстрации воинов защитников). Назовите, какое оружие использовали воины древнерусских поселений? (у каждого ребенка воин со своим индивидуальным оружием в руках — оружие воинам «выдавали» - приклеивали на предварительной работе) или фото или картинка воин рисунок в кольчуге. *Дети по очереди называют оружие у своего защитника - меч, чекан, топор, алебарда, копье, самострел, палица, лук и стрелы, шестопер, булава или фото или картинка оружие нарисованное. *Воспитатель — а могут ли наши воины вести сражение? *Дети — нет! *Воспитатель — почему? *Дети — у них нет средств защиты *Воспитатель — каких? *Дети — шлема и щита. *Воспитатель — давайте поможем одеть своих воинов предметами защиты, для освобождения земли русской от врага. На столах клей, клеёночки, тряпочки, готовые детали защиты воинов — шлем и щит. Дети наклеивают воинам («одевают») средства защиты и ставят защитников у крепостной стены. Во время работы продолжает тихо звучать Контата. *Воспитатель — а сейчас наступило время и нам показать свою удаль молодецкую. Игра - «Чей отряд быстрее придет на помощь осажденному городу?» Задание: 1- проползти под дугой - так, чтобы враг не заметил, 2 - пройти по шнуру - бревно через реку, 3 - пропустить через себя обруч — влезть в потайной лаз. В игре участвует 2 команды ( во время игры звучит песня «Богатырская сила. . .» *Воспитатель — вот какими ловкими, смелыми, сильными растут будущие защитники нашей Родины, надеюсь, что и Россия будет нами гордиться, как гордиться былинными великими полководцами — героями и защитниками земли русской. Ребята, а хотите продолжить знакомство с героями защищавших землю русскую. *Дети — да! Выставляется портрет выполненный по историческим данным и считающимся наиболее достоверным. *Воспитатель — кто это? Дети не знают, так как выставляется впервые. А это кто? Выставляется гравюра Александра Невского. *Дети — это Александр Невский. *Воспитатель — правильно, но это изображение Александра Невского, сделанное художниками, каким они его себе представляют, а на самом деле Александр Невский был вот таким, на первый взгляд простым человеком, землепашцем. А ведь это, ребята, великий Новгородский князь, полководец, выдающийся государственный и политический деятель в ХIII веке, это 700 лет назад. Князь Александр Ярославович возглавил борьбу против западных завоевателей. И первая его крупная победа произошла на реке Неве над шведами, за что и был прозван Александр Невский, а вторая его битва произошла через два года на Чудском озере, где Александр Невский разбил Ливонский орден. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига. - Показ картин - Невская битва, битва на Чудском озере, монголо-татарское иго, Хотите посмотреть битву на реке Неве? Установка — объяснить детям, что военные действия происходят только во время сражения (когда убивают), и только на войне. Русские воины никогда не нападали, а только защищали и старались в сражениях применять не силу, а знания. Они защищали свою землю, своих детей, свои семьи. Просмотр идет 7 мин. (компьютер, телевизор, видеокасета). Обобщение. Скажите мне, ребята, каким вы увидели Александра Невского? *Дети — сильным, красивым, умным, смелым, любит свою Родину, русский народ. *Воспитатель - какие ратные дела он совершил? *Дети — разбил шведов на реке Неве, немцев на Чудском озере, ослабил татарское иго. *Воспитатель — а знаете ли вы, ребята, еще великих полковоцев? *Дети - да. На магнитной доске выставлены иллюстрации портретов героев полководцев: Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Петр 1, Федор Ушаков, А. В. Суворов, Г. А. Потемкин, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков — дети называют полководцев. *Воспитатель — правильно, ребята, это великие полководцы, защитники земли русской. Но русских богатырей много больше и узнаем мы о них со временем, в школе. Послушайте пословицу о наших богатырях. Русский солдат смекалкой богат, Умом порешит, штыком подкрепит. О чем говорит эта пословица? *Дети - для борьбы не только сила нужна, но и смекалка. *Воспитатель - давайте и мы попробуем сразиться со змеем своей смекалкой, своими знаниями. Назовем знакомые пословицы и поговорки о защите нашей Родины и защитниках земли русской. Звучит музыка летящего грозного и коварного Змея Горыныча ( или грозные лесные звуки - ночное завывание волка, карканье воронья). Змей Горыныч выглядывает из-за дверей (муляж трехголового змея) Дети одевают приготовленные заранее щиты, шлемы и берут в руки пластмассовые мечи и называют пословицы. Нет ничего краше, чем Родина наша. Где родился, там и пригодился. Родина — мать, умей за нее постоять. Все за одного, один за всех — тогда и в деле будет успех. Жить — Родине служить. За правое дело сражайся смело. Русский солдат сметкой богат; умом порешит, штыком подкрепит. Сметлив боец — врагу конец. С каждой названной пословицей змей отходит, гнется, как бы «издыхает» и просит о пощаде и дружбе. Змей Горыныч вспоминает Илью Муромца как своего лучшего друга. Дети мирятся со Змеем и Горыныч обещает охранять землю русскую и улетает. Дети читают стихотворение. Наказ священный помнить будем: «Должны береч Отчизну — мать!» Мы никогда не позабудем И будем с честью выполнять. Молодцы, не только оружием, но и смекалкой, своим умом мы помогли змею понять и осознать то, что люди населявшие русскую землю желают всем добра. Анализ занятия: - ребята, вам понравилось наше путешествие? - что нового вы узнали? - кому сегодня мы можем сказать спасибо? Используемая литература: - Зацепина Мария Борисовна «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников. Издательство «Мозаика — Синтез» ЛР № 0662 285. Сертификат №77 ФЦ 15953. П. 0001 46. 04.14 - Князева Ольга Львовна, Маханева Мария Давыдовна. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно — методическое пособие. -2-е изд., перераб. и доп. - Спб: Детство — Пресс,2008 — 304 с; ил. ISBN – 978 - 5- 89814-013-1 - Интернет — все о древнерусских защитниках и оружии тех времен, об освободительных сражениях ХII – XIII в. |
![]() | ![]() | Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе... | |
![]() | Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация | ![]() | Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления |
![]() | Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе (6-7 лет) | ![]() | Мбдоу «Детский сад общеразвивающего вида №73», г. Череповец, Вологодская область |
![]() | Совершенствование навыка слогового, звуко-буквенного анализа слова; Автоматизация в речи звуков (р рь) | ![]() | Продолжать знакомить детей с русской лирикой. Активизировать эмоциональное отношение детей к произведениям русских поэтов |
![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №2 г. Балаково Саратовской области | ![]() | Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников, используя здоровье сберегающие технологии |