Скачать 193.29 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №59 города Пензы
^ по литературному чтению 4 класс составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению МБОУ СОШ №59 города Пензы. 2012 – 2013 учебный год Катышова Е.Н.., учитель начальных классов, квалификационная категория: высшая г. Пенза, 2012 ^ 4 класс Статус документа Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №59 по литературному чтению. ^ Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание и последовательность изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки обучающихся, окончивших 4 класс. ^ Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения. Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (СВ. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения. Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности слушании, чтении, говорении, письме. Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
. Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка. Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников. Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. ^
7. Освоение литературных произведений в сочетании творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика. ^ (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. ^ (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья. Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении. В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др. В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. ^ проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся каждого класса, а также межпредметные связи. развитие навыка чтения развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности. ^ Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу. В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произведение воспринимается только па слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания. Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под Рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в минуту, что позволяет им включиться в самостоятельную работу с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает прослушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев. В 3-4 классах начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное восприятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли. ^ В 1-2 классах обучающиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений. В 3-4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературоведческих терминов. ^ В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, чему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения. Развивается один из основных видов речевой деятельности- говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений. ^ Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т. п. Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах. ^ Учебный план МБОУ СОШ №59 города Пензы предусматривает обязательное изучение литературного чтения в 4 классе –105 ч.в год из расчета 3 учебных часа в неделю. Формы организации учебного процесса:
Формы контроля: тестирование, сочинения, контрольные и проверочные работы. ^ .
^ . Круг чтения Произведения и книги для чтения и обсуждения в классе. Произведения фольклора русского народа и народов мира: сказки, загадки, пьесы-сказки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Знакомство с образцами мифов разных народов, библейских преданий, книгами Древней Руси. Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX-XX вв. Многообразие творчества, национальные особенности быта народа, отражённые в произведениях. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, научных открытиях и др. Юмористические произведения. Очерки, воспоминания, письма. ^ Произведения фольклора Сказки, легенды, былины, героические песни Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки. ^ И.Л. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; JI.H. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха». В.А. Жуковский Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание». ^ «Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний». М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс». ^ «Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении). В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы» (отдельные главы). ^ М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года». Мифы народов мира Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение». ^ «Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха». ^ «Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», « Святогор-богатырь». А.А. Блок «Россия», «Рождество». К.Д. Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи». ^ «Скворцы». И.А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия...», «Листопад» (отрывок). ^ «Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце». Н.А. Заболоцкий «Детство», «Лебедь в зоопарке». Произведения о детях войны ^ «Сын полка». К.М. Симонов «Сын артиллериста». Н.М. Рубцов «Берёзы», «Тихая моя родина». СВ. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало». ^ Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания». Очерки AM. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н. С. Шер. «Картины-сказки». Путешествия. Приключения. Фантастика Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг». Жанрово-тематическое разнообразие Расширение знаний о жанровых особенностях сказок (на родных и литературных), легенд, былин, рассказов, басен (стихотворных и прозаических), очерковых произведений. Сравнение близких по теме художественных и научно-художественных произведений, разножанровых произведений одного автора: особенности языка, композиции, изображения персонажей. Народные сказки: ритм чтения сказок, фантастические пре вращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины и былинные сказы: ритм чтения былин и сказов, по вторы, постоянные эпитеты {«сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гипербола (преувеличение), яркость описания героев. Легенда, или сказание: фантастическая сказка, в основе которой лежит историческое событие или происшествие из реальной жизни. ^ сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурные элементы; превращения, победа добрых сил); особенности языка, эмоциональных переживаний героев. Рассказы: художественные, научно-популярные; особенности художественного рассказа (изображения поступков героев, интересных случаев из жизни животных и людей, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, отношение автора к своим героям). ^ ритм, строка (стих), строфа, рифма, средства выразительности. Баллада: повествовательное стихотворение фантастического, исторического или героического содержания; русская балла да, отражение в ней чувств и переживаний героев, изображение русского быта и обычаев. ^ наличие познавательных, реальных фактов, художественные средства выразительности. Научно-популярные рассказы: особенности (понятия, термины, логические связи, деловой язык, главная мысль, вывод, умозаключение). Очерк: повествование о реальных событиях, людях и их делах; открытое отношение автора и героев к Родине, людям, при роде, историческим и современным событиям. Пьеса: произведение для постановки на сцене; диалогическая форма, наличие действий, картин, действующих лиц; детские пьесы-сказки (реальные и нереальные события, герои — положительные и отрицательные, наказание зла). ^ Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество; литературные жанры (сказка, былина, поговорка, сказ, легенда, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, басня, пьеса-сказка, очерк); научно-популярное и научно-художественное произведение; миф; тема, идея произведения; литера турный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, эпизод, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола); юмор и сатира как средства выражения авторского замысла; фантастическое и реальное. ^ Создание условий для полноценного восприятия художественного произведения в единстве содержания и формы, образного, логического и эмоционального начал; эмоциональная отзывчивость (выявление эмоционального отношения к прочитан ному); оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков; сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним авторов, высказывание собственной оценки, подтверждение своих суждений текстом произведения; обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, произведениях устного народного творчества; восприятие разных по жанру произведений, понимание развития сюжета, выделение слов, характеризующих персонажей, создающих образы природы, человека и т. д.; понимание роли пейзажа, интерьера, портрета и речи героев. Работа с текстом
Работа с книгой
Библиографические сведения о книге Элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрации); каталог, ката ложная карточка; периодика (детские газеты и журналы); сведения об авторе; элементарные знания о времени создания произведения; сравнение разных изданий книг одного и того же содержания. ^
^ Написание изложений и небольших сочинений по текстам литературных произведений. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Творческие работы по сопоставлению содержания литера турных произведений с аналогичными сюжетами в других видах искусства (живопись, графика, музыка). Составление отзывов о прочитанных книгах, аннотаций книг. Умение воспроизводить сценическое действие. Инсценирование произведений или отдельных эпизодов. Коллективные творческие работы «Мир фольклора», «Любимые книги», «О наших сверстниках» и т. д. ^ Резервные уроки предусматривают выполнение обучающимися проектных работ Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению Ученик должен: -называть, приводить примеры: -сказок — народных и литературных, -стихов и рассказов из круга детского чтения, -детского игрового фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка); различать, сравнивать: -произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), -жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня, очерк), -сказки народные и литературные, -словари и справочники, -элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление или содержание), -пользоваться видами пересказа (подробный, краткий, выборочный) и различать их; -устанавливать связи: -объяснять (называть) тему, -определять главную мысль текста и соотносить ее с заглавием, -соотносить содержание текста с иллюстрациями, -определять структуру текста, -выявлять связи внутри текста; кратко характеризовать: -основную мысль художественного произведения, -героев произведения, -отношение автора к героям; высказывать (объяснять): -своё отношение к прочитанному произведению; уметь: -читать осознанно, правильно, целыми словами: вслух не менее 80 слов в минуту, про себя — 110 слов в минуту, -выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты, -ставить вопросы, выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части и составлять простой план, -пересказывать и рассказывать произведение по плану, -определять тему и жанр незнакомой книги, -работать со справочной литературой. |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы... | ![]() | Данная Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой... |
![]() | Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования 2008 года и авторской программы... | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования... |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного... | ![]() | ... |