Скачать 153.66 Kb.
|
В ожидании Пасхи… (урок литературы) Цель - создание условий для формирования духовно-нравственной личности средствами художественной литературы. Задачи: 1) продолжить работу по воспитанию любви, уважения и внимательного отношения к слову, родной литературе, традициям. 2) развивать читательскую компетентность, проводить аналогии, делать выводы; 3)совершенствовать навыки анализа художественного текста, в том числе, сравнительного. Тип урока: Урок внеклассного чтения. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные Необходимое оборудование: портреты Я.Полонскиого, А. Плещеева, Л. Андреева, В. Набокова, И.Северянина, Иван Шмелева; запись «Религия – это нравственный выбор, путь»; заготовки высказываний из «Слова на пасхальной седмице» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые вывешиваются на доску по ходу урока: тексты произведений. Фонограмма звуков дождя, ветра, колокольного звона. Возможно прослушивание аудиозаписи стихотворения И. Северянина. Предварительное задание: выписать высказывания архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о значении Пасхи для человека; прочитать произведения (см. тексты для анализа и прочтения) Тексты для прочтения и анализа: Я. Полонский стихотворение «Пасхальные вести»; А. Плещеев «Христос Воскресе!»; Л. Андреев «Баргамот и Гараська»; В. Набоков «Пасхальный дождь»; И.Северянин «Пасха в Петербурге»; Иван Шмелев «Пасха» из книги «Лето Господне» (фрагменты)** УМК: данная разработка универсальна, урок может быть проведен вне зависимости от учебно-методического комплекса, по которому ведется преподавание литературы в той или иной школе. * Данный урок был опробован в 6 и 9 классах, хотя проведение подобного урока возможно в любом1 классе в зависимости от включения в программу по литературе тех или иных произведений указанных авторов; элементы урока могут быть использованы и в беседах на классных часах и других внеурочных занятиях. Авторам разработки было важно именно разновозрастное прочтение одних и тех же произведений, поскольку основная идея урока – в единении людей в преддверии праздника Пасхи. ** В приложении помещены тексты, использованные на уроке Структура и ход урока:
На этом этапе учитель спрашивает, какие мысли и чувства возникают у учеников, когда они слышат слово «Пасха», что такое Пасха для русских людей. Он напоминает, что о жизни Христа, о его воскрешении мы читаем в главной религиозной книге христиан Библии, а религия в переводе с санскрита означает «нравственный выбор», а в переводе с китайского – «путь» Эти слова будут началом нашего разговора о внутреннем мире человека, его переживаниях накануне праздника, нашедших свое отражение в литературе. Рассматривая литературные произведения, ученики должны увидеть, как изменяется мировосприятие людей «в ожидании Пасхи». Учитель обращает внимание на портреты писателей, поэтов разных эпох, сообщает, что это люди разных человеческих и творческих судеб. Что же объединяет их и что объединяет между собой нас, людей разного возраста и жизненного опыта? На эти вопросы мы должны получить ответ в результате чтения художественных произведений, в результате диалога с писателями и друг с другом.
Учащийся читает стихотворение поэта пушкинской поры Якова Полонского «Пасхальные вести». Затем ученики перечитывают его еще раз и определяют особенности композиции произведения, настроение, которое сопровождает каждую его часть и называют художественный прием, который это настроение передает, называют ключевые слова. Учитель ставит перед ними вопрос о том, что, может быть, это личное отношение поэта к тому, что происходит. Анализ следующего произведения призван помочь ученикам найти ответ Далее учитель предлагает обратиться к рассказу Леонида Андреева «Баргамот и Гараська». Заранее подготовленный ученик читает фрагмент рассказа (см. приложение) Ученики, анализируя фрагмент текста, отвечают на вопрос, чем интересен этот герой и в каком настроении он пребывает накануне Пасхи. (см. приложение). Далее делается вывод о том, что настроение Баргамота перекликается с состоянием природы в стихотворении Я. Полонского. Герой, испытывающий раздражение, досаду, и даже злость, не может понять, что с ним происходит. Обращаемся к рассказу Владимира Набокова «Пасхальный дождь» Малообразованный, грубоватый человек изображен в рассказе Андреева. Совсем другая героиня В.Набокова. Предлагаем ученикам рассказать, кто такая Жозефина Львовна, какой изображает ее писатель. Перечитываем 1 абзац на фоне звуков дождя, отмечаем, что Набоков пишет об одиночестве и подчеркивает это одиночество через состояние природы. Мы почти совсем не находим пейзажных зарисовок в рассказе Л.Андреева, а В. Набоков посчитал возможным показать состояние героини через пейзаж. Отвечая на вопрос почему, ученики отмечают, что Жозефина Львовна женщина, тонко чувствующий человек, она интеллигентна, образована; в продолжение всего рассказа природа сопровождает героиню, являясь отражением ее внутреннего состояния. Обращаясь вновь к стихотворению Я. Полонского, делаем вывод о том, что роль пейзажа в этих произведениях одинакова: он передает тоскливое, настроение, подавленное состояние героев. (см. приложение) Обращаем внимание, что дождь сопровождает героиню Набокова и это слово вынесено в название текста. Но в сочетании со словом «пасхальный» оно приобретает какое-то другое значение, и в это слово, и в само явление дождя автор вкладывает особый символический смысл. Отвечая на вопрос какой, ученики делают вывод о том, что это символ обновления, чистоты. ^ На предыдущем уроке девятиклассниками было прочитано «Слово на пасхальной седмице» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Дома они должны были выписать из этого произведения, что такое Пасха, что значит праздновать Пасху, каково значение Пасхи. Предлагаем ученикам зачитать свои записи. Особое внимание обращаем на слова о том, что «Христос принес на землю людям совершенную радость» Затем ученики, объяснив, как они понимают значение этого словосочетания, делают вывод о том, что для Жозефины Львовны совершенной радостью стало осознание того, что она живет. Возвращение ее к жизни– это победа над смертью в конкретном случае. О победе над смертью говорит и Полонский в 3 части стихотворения. Ученики перечитывают. ^ Далее обращаемся к стихотворению А. Плещеева «Христос воскресе!». Оно исполняется заранее подготовленным учеником на фоне звуков колоколов. Учитель обращает внимание на то, как созвучно это произведение заключительным строкам стихотворения Якова Полонского. Слова «Христос Воскрес!» в праздник становятся приветствием. За ними следует обмен яйцами, троекратное целование. Именно за этим идет Жозефина Львовна к Платоновым, именно это воспоминание о Пасхе в Петербурге становится самым ярким в серой жизни героини. В 9 классе только что закончили разговор о поэзии «серебряного века». Прослушиваем аудиозапись стихотворения поэта «Серебряного века» Игоря Северянина «Пасха в Петербурге». Те же воспоминания, те же ощущения, те же запахи, и даже та же Большая Морская, так называется одна из улиц Петербурга, живут в воспоминаниях и Жозефины Львовны. Обращаемся к тексту (выразительное чтение фрагментов рассказа В.Набокова см. приложение ) Игорь Северянин вынужден был жить в Эстонии и до конца своих дней мечтал вернуться в Россию, Мечта его так и не осуществилась. В. Набоков эмигрировал в Америку, тоже мечтал вернуться в Россию, но понял, что это невозможно. Единственной связью этих литераторов с родиной стали их воспоминания, самые яркие из которых – воспоминания о светлом Христовом Воскресении. То же мы находим в рассказе «Пасха» из книги «Лето Господне» эмигранта Иван Шмелева. Девятиклассники читали рассказ, шестиклассники знакомы с отрывками из произведения. Учащиеся отмечают, что повествование ведется от 3 лица – от лица мальчика 8-10 лет. Может быть, и ощущение ожидания праздника должно быть каким-то другим? Нет, оно связано с теми же атрибутами, сопровождается тем же внутренним состоянием, которое присуще и взрослому человеку; единственное отличие, что оно более непосредственно, что находит свое отражение в тоне повествования и в языке произведения. Пасха, кулич, яйцо, запах, свет, сияние… - все пасхальные символы готовят человека к постижению того чуда, которое произойдет в пасхальную ночь. Перечитаем последний абзац рассказа (приложение). Находим слова, которые несут на себе эмоционально-смысловую нагрузку (волшебная, чудесная, воскрес из гроба, живого ангелочка, чудится, живое, неизъяснимо-радостное, святое, БОГ), выявляем фрагменты, где герой чувствует присутствие Христа. (приложение №6). Так что же дает человеку это постижение Бога, ощущение присутствия Христа? (см. приложение) «… в воскресении открылась наша вечная жизнь», - читаем мы у Крестьянкина, т.е постижение Бога – это осознание того, что человеческая душа бессмертна. Обращаемся еще раз к высказыванию архимандрита Иоанна: «Христос принес на землю людям совершенную радость» Что есть «совершенная радость» для героев произведений? Она и в торжестве природы, она и в выздоровлении Жозефины Львовны, радость от воскресения Христова, радость от сознания бесконечности жизни, радость от возможности единения). Эту радость мы видим в рассказе И.Шмелева (читаем сцену с отцом про себя). Отмечаем, что речь идет о близких людях, единение которых кажется естественным. А в рассказе Андреева происходит другое единение, то, которое возможно только в Пасху, когда один человека вдруг, или не вдруг, видит другого, вроде совсем постороннего, иными глазами, глазами брата. Подтверждаем эту мысль текстом («жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим братом обиженный») «Праздновать Пасху – это значит стать новым человеком», - читаем в «Слове…» (вывешивается высказывание на доску). Как мы понимаем это выражение, и находим ли мы ему подтверждение в анализируемых произведениях? Ученики делают вывод, что по-новому на многое в своей жизни посмотрит Жозефина Львовна, по-новому себя проявил Баргамот, другим человеком ощутил себя Гараська , другими стали пушкари (находим подтверждение этой мысли в текстах). Есть еще одно высказывание архимандрита Иоанна: «Наша радость пасхальная – это радость о стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте» Что есть «неумирающее добро» и «нетленная красота» для героев и для нас, читателей? Красота общения, возможность «творить добро вокруг себя», осознание ценности любого человека и человеческой жизни. Девятиклассникам предлагается вспомнить произведения, которые подтвердят эти мысли, опираясь на свой читательский опыт. Они вспоминают рассказы А.Чехова «Студент», «На страстной неделе», соборный рассказ Олега Павлова «Конец века», др. ^ Возвращаемся к началу урока и вопросу: что объединяет всех нас, присутствующих здесь, героев произведений, авторов прочитанных нами произведений. Сможем ли мы сейчас ответить на него? Пробуем сформулировать свой ответ, опираясь на те высказывания, с которыми мы работали в течение урока и приходим к выводу, что нас всех объединяет тот «нравственный путь», который кем-то пройден, кем-то будет пройден. Это стремление к красоте - к совершенной радости, к обновлению и вечной жизни). Читается стихотворение Е.Горчаковой «Воскресение Христово», которое прозвучит как завершающий аккорд в беседе. ^ 9 класс: «Какой нравственный путь проходит герой рассказа» (по произведениям Л.Андреева и В.Набокова) 6 класс: «Как изменяется герой рассказа Л.Андреева и почему?» В преддверии праздника ученики 9 класса составили сборник «Пасха в литературе». Предлагаем вам пополнить сборник своими произведениями. Это могут быть произведения любого рода и жанра ^ Приложение Яков Полонский. Пасхальные вести Весть, что люди стали мучить Бога, К нам на север принесли грачи… Потемнели хвойные трущобы, Тихие заплакали ключи… На буграх каменья обнажили Лысины, покрытые в мороз… И на камни стали капать слезы Злой зимой очищенных берез. И другие вести, горше первой, Принесли скворцы в лесную глушь: На кресте распятый, всех прощая, Умер Бог, спаситель наших душ. От таких вестей сгустились тучи, Воздух бурным зашумел дождем… Поднялись — морями стали реки, И в горах поднялся первый гром. Третья весть была необычайна: Бог воскрес, и смерть побеждена! Эту весть победную примчала Богом воскрешенная весна. И кругом леса зазеленели, И теплом дохнула грудь земли, И внимая трелям соловьиным, Ландыши и розы зацвели. ^ «По своей внешности Баргамот скорее напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная толстыми стенами, не была погружена в богатырский сон. Внешние впечатления, проходя в душу Баргамота через его маленькие, заплывшие глазки, по дороге теряли всю свою остроту и силу и доходили до места назначения в виде слабых отзвуков и отблесков. Человек с возвышенными требованиями назвал бы его куском мяса, околоточные надзиратели величали его дубиной, хоть и исполнительной; для пушкарей же – наиболее заинтересованных в этом вопросе лиц – он был степенным, серьезным и солидным человеком, достойным всякого почета и уважения. То, что знал Баргамот, он знал твердо. Пусть это была одна инструкция для городовых, когда-то с напряжением всего громадного тела усвоенная им, но зато эта инструкция так глубоко засела в его неповоротливом мозгу, что вытравить ее оттуда нельзя было даже крепкой водкой. Не менее прочную позицию занимали в его душе немногие истины, добытые путем житейского опыта и, безусловно, господствовавшие над местностью. Чего не знал Баргамот, о том он молчал с такой несокрушимой солидностью, что людям знающим становилось как будто немного совестно за свое знание. А самое главное, – Баргамот об-ладал непомерной силищей …» ^ : «В этот день одинокая и старая швейцарка, Жозефина Львовна, как именовали ее в русской семье, где прожила она некогда двенадцать лет, купила полдюжины яиц, черную кисть и две пурпурных пуговицы акварели. В этот день цвели яблони, и реклама кинематографа на углу отражалась кверх ногами в гладкой луже, и утром горы за озером Лемана были подернуты сплошной шелковистой дымкой, подобной полупрозрачной бумаге, которой покрываются офорты в дорогих книгах. Дымка обещала погожий день, но солнце только скользнуло по крышам косых каменных домишек, по мокрым проволокам игрушечного трамвая, и снова растаяло в туманах; день выдался тихий, по-весеннему облачный, а к вечеру пахнуло с гор тяжелым ледяным ветром, и Жозефина, шедшая к себе домой, так закашлялась, что в дверях пошатнулась, побагровела, оперлась на свой туго спеленутый зонтик, узкий, как черная трость». ^ Повсюду благовест гудит. Из всех церквей народ валит; Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес - Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля… Весна идет, полна чудес. Христос воскрес! Христос воскрес! Как солнце блещет ярко, Как неба глубь светла, Как весело и громко Гудят колокола. Немолчно в Божьих храмах Поют «Христос Воскресе!» И звуки дивной песни Доходят до небес. И. Северянин Пасха в Петербурге Гиацинтами пахло в столовой, Ветчиной, куличом и мадерой, Пахло вешнею Пасхой Христовой, Православною русскою верой. Пахло солнцем, оконною краской И лимоном от женского тела, Вдохновенно-веселою Пасхой, Что вокруг колокольно гудела. И у памятника Николая Перед самой Большою Морскою, Где была из торцов мостовая, Просмоленною пахло доскою. Из-за вымытых к празднику стекол, Из-за рам без песка и без ваты Город топал, трезвонил и цокал, Целовался, восторгом объятый. Было сладко для чрева и духа. Юность мчалась, цветы приколовши. А у старцев, хотя было сухо, Шубы, вата в ушах и галоши... Поэтичность религии, где ты? Где поэзии религиозность? Все "бездельные" песни пропеты, "Деловая" отныне серьезность... Пусть нелепо, смешно, глуповато Было в годы мои молодые, Но зато было сердце объято Тем, что свойственно только России! ^ «Сегодня у русских страстная суббота. Когда-то на Невском проспекте оборванцы продавали особого рода щипцы. Этими щипцами было так удобно захватить и вынуть яйцо из горячей темно-синей или оранжевой жидкости. Но были также и деревянные ложки; легко и плотно постукивали о толстое стекло стаканов, в которых пряно дымилась краска. Яйца потом сохли по кучкам - красные с красными, зеленые с зелеными. И еще иначе расцвечивали их: туго обертывали в тряпочки, подложив бумажку декалькомани, похожую на образцы обоев. И после варки, когда лакей приносил обратно из кухни громадную кастрюлю, так занятно было распутывать нитки, вынимать рябые, мраморные яйца из влажных, теплых тряпок; от них шел нежный пар, детский запашок. . . Это бедная Россия. О, я помню, как целовались на улицах. И моя маленькая Элен была в этот день как ангел... О, я по целым ночам плачу, когда думаю о вашей прекрасной родине...» ^ «Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него — все волшебное. Вот — с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное... И вот, фарфоровое — отца. Чудесная панорамка в нем... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое... — Б о г?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, — и усыпляющий перезвон качает меня во сне». ^ «Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега — повезли в церковь можжевельник. Совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот: — Ты чего это не спишь, бродишь?.. Это отец. Он только что вернулся. Я не знаю, что мне сказать: нравится мне ходить в тишине по комнатам и смотреть и слушать, — другое все! — такое необыкновенное, святое. Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки. Это он всегда сам: другие не так умеют. Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: «Воскресение Твое, Христе Спасе... Ангели поют — на небеси...» И я хожу с ним. На душе у меня радостное и тихое, и хочется отчего-то плакать. Смотрю на него, как становится он на стул, к иконе, и почему-то приходит в мысли: неужели и он умрет!.. Он ставит рядком лампадки на жестяном подносе и зажигает, напевая священное. Их очень много, и все, кроме одной, пунцовые. Малиновые огоньки спят — не шелохнутся. И только одна, из детской — розовая, с белыми глазками, — ситцевая будто. Ну до чего красиво! Смотрю на сонные огоньки и думаю: а это святая иллюминация, Боженькина. Я прижимаюсь к отцу, к ноге. Он теребит меня за щеку. От его пальцев пахнет душистым афонским маслом. — А шел бы ты, братец, спать? От сдерживаемой ли радости, от усталости этих дней или от подобравшейся с чего-то грусти — я начинаю плакать, прижимаюсь к нему, что-то хочу сказать, не знаю... Он подымает меня к самому потолку, где сидит в клетке скворушка, смеется зубами из-под усов. — А ну, пойдем-ка, штучку тебе одну... Он несет в кабинет пунцовую лампадку, ставит к иконе Спаса, смотрит, как ровно теплится и как хорошо стало в кабинете. Потом достает из стола... золотое яичко на цепочке! — Возьмешь к заутрене, только не потеряй. А ну, открой-ка... Я с трудом открываю ноготочком. Хруп — пунцовое там и золотое. В серединке сияет золотой, тяжелый; в боковых кармашках — новенькие серебряные. Чудесный кошелечек! Я целую ласковую руку, пахнущую деревянным маслом. Он берет меня на колени, гладит...» ^ В день Пасхи, радостно играя, Высоко жаворонок взлетел И, в небе синем исчезая, Песнь воскресения запел. И песнь ту громко повторяли И степь, и холм, и темный лес. «Проснись, земля, — они вещали, — проснись: твой Царь, твой Бог воскрес. Проснитесь, горы, долы, реки. Хвалите Господа с небес. Побеждена им смерть вовеки. Проснись и ты, зеленый лес. Подснежник, ландыш серебристый, Фиалка — зацветите вновь, И воссылайте гимн душистый Тому, Чья заповедь — любовь» Рекомендуемая для прочтения литература: Владимир Набоков. «Пасхальный дождь» Антон Чехов «Студент» Андреев «Баргамот и Гараська» Стихотворения о Пасхе Лагерлеф. |
![]() | Приёмы педагогической работы по формированию духовно – нравственных качеств на уроках внеклассного чтения | ![]() | Итак, урок внеклассного чтения. Тема нашего урока «Сказки Корнея Чуковского». Эпиграфом является слова А. С. Пушкина «Что за прелесть... |
![]() | С жаждой настоящей правды " (урок внеклассного чтения по "Колымским рассказам" В. Т. Шаламова) | ![]() | Мы с вами не раз на наших уроках обращались к теме природы. И сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме природы: «Природа... |
![]() | Урок внеклассного чтения в 1 классе «Добрый мир сказок К. И. Чуковского» поможет расширить знания ребят о творческом наследии К.... | ![]() | Приобщить учащихся к творчеству поэта, показать своеобразие его стихотворений, вызвать интерес к национальной поэзии |
![]() | Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами... | ![]() | Изучать произведения писателей и поэтов Югры. Совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения |
![]() | Продолжить развитие монологической речи учащихся через размышления о вечном: о назначении человека, о смысле жизни, о счастье и т... | ![]() | «Тропинка» книга для внеклассного чтения в 3 классе начальных классов татарских школ под редакцией Михеевой А. А |