Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе




Скачать 56.03 Kb.
НазваниеМоу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе
Дата публикации16.05.2014
Размер56.03 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
МОУ Иванищевская СОШ


Открытый урок по литературе

в 6-м классе

« Урок одного стихотворения.

Б. Пастернак « Как бронзовой золой жаровень…»

(анализ стихотворения)

Подготовил:

учитель русского языка и литературы Холодова О.А.


Иванищи 2011
Тема: «Урок одного стихотворения.

Б.Л.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень…»

Учитель: Холодова О.А.

Цели урока:

- раскрыть красоту поэтического слова;

- формировать способность к сопереживанию, сотворчеству, эстетическому наслаждению;

- развивать отзывчивость на поэтическое слово, потребность в нем, желание образно выразить свои чувства и впечатления, вызванные описанием весенней ночи;

- совершенствовать поэтическую наблюдательность, способность замечать нюансы картин и чувств, выраженных поэтом;

- углубить понятие об эпитете, сравнении, олицетворении (тропах);

- на литературных образцах развивать речь учащихся, обогащать их эмоциональный мир;

- обучение оформлению в речи чувств, ассоциативно-образных картин, возникающих при чтении.
^ Оборудование урока:

- портрет Б.Пастернака;

- цветы (ветка цветущей яблони);

- тексты стихотворения;

- музыкальное оформление «Одинокий пастух»;

^ Ход урока:
Эпиграф урока:

Стихи ни к чему недотепам и нудным,

Сердец их не вылечит рифма сквозная,
Поэзию любят красивые люди,

Я это по личному опыту знаю.

1. ^ Вступительное слово учителя.

1) анализ анкет (-любите ли вы поэзию?

- ваши любимые поэты

- ваши любимые стихи)

2) Сегодня мы встречаемся с новым для вас поэтом и его стихотворением « Как бронзовой золой жаровень…»

3) Краткая биография Б.Пастернака.
2. ^ Анализ стихотворения

1) Чтение стих-ия учителем или подготовленным учеником.

2) Беседа на анализ восприятия:

- понравилось ли стихотворение?

- как вам кажется, о чем оно?

- что запомнилось?

- что удивило?

- какие картины возникли перед глазами?

^ 3) Давайте перечитаем по 2-стишиям в поисках верной интонации.

- почему именно так прочитали?

- что чувствовали?

- что представляли?

- какие картины возникают перед глазами?

- какие образы вы видите?

- вы что-то представляете?
^ 4) Запишем самые удачные ответы!


чувства

образы

1.Восхищение красотой, спокойствие

Звездный дождь, мелькающие огни

2.Удивление, трепет, предчувствие тайны

Соцветия, созвездия, свеча трепещет, как сердце

3.Опасение, неизвестность, ожидание, волнение

Порог, за порогом что-то, может, храм.

4.Спокойствие и грусть

Пелена, дымка, луна

5.Озарение

Пена на волнах

6.Восторг, невесомость

Между небом и землей, полет.



^ 5) А теперь давайте попробуем записанные в тетради слова превратить в предложения и связный текст.

Подведение учащихся к формулированию мыслей, идей, которые они на интуитивном уровне почувствовали в этом стихотворении ( выбор ключевых образов)

- Внимательно вчитайтесь в те слова, которые записаны под названием «чувства» и ответьте, в каких случаях могут возникнуть мысли, а в каких – нет.

Действительно, сомнительно возникновение мысли, если мы испытываем спокойствие.

Мысль приходит во время озарения, предчувствия тайны.

- Посмотрите, описание сменяется повествованием там, где лирический герой переходит из комнаты в сад.

-Почему?

- Он увидел «расцветшие миры», вот что его поразило больше всего, даже больше бронзовых жуков. Сам переход описан простым сравнением «неслыханная вера». Ведь оказавшись в храме неизвестной нам религии, мы не знаем, как себя вести, боимся сделать что-нибудь не так, мы осторожны, мы обдумываем каждое свое действие. Обдумываем! Вот здесь в словосочетании и должна быть еще одна мысль. Но ведь есть еще чувство озарения, возникшее у пруда, который «как явленная тайна».

Значит, в стих-и всего 3 ключевых образа:

  1. расцветшие миры;

  2. неслыханная вера

  3. явленная тайна

- Что мы можем сказать?

- Как оформить мысль?

Лирический герой, увидев удивительные расцветшие миры, вышел за порог и обрел какую-то неслыханную веру.

- Как можно ( сформулировать) трансформировать это действие в мысль?

« Обретая новые миры, мы обретаем новую веру»

-Веру во что? – мы обретаем веру в то, что тайна природы явлена нам, надо только уметь увидеть ее

« Обретая новую веру, мы обретаем новые миры»

-Какие они?

- Они только кажутся далекими, они близки, как пруд в саду, эти миры кажутся таинственными, но мы в силах разгадать тайну этих миров.

-На первый взгляд, это просто пейзажное стихотворение оказывается наполнено интересным мыслями.

^ 6). Анализ изобразительно-выразительных средств.

Поэт – художник слова. Под его пером слово приобретает особую выразительную силу, они передают самые разнообразные впечатления, смену настроения. Посмотрите, каковы изобразительно-выразительные средства языка (тропы):

а) эпитеты: бронзовой золой, сонный сад, и т.д. Они создают эмоциональную гамму стихотворения.

б) сравнения: пруд, как явленная тайна и т.д.

в) олицетворения:

Эпитеты+ олицетворения представляют оценочные слова, передающие читателю душевное состояние героя;

г) метафоры: бронзовой золой, жуками сыплет сонный сад, яблони прибой.

И еще один прием, наверное, заметили вы- аллитерация:

Звуки «з», «ж»- близкий полет жуков в первой строчке,

Согласный «с» -затихающий, удаляющийся полет-2-я строчка.

И еще один прием - оксюморон- «явленная тайна» - ключевой образ дан в виде оксюморона.

-Почему? Потому что в голову не может придти мысль о тайне, лежащей на поверхности.
^ 7) Композиция стихотворения.

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, связанных между собой. В каждом 4-стишии есть один ключевой образ, и мысли возникают как бы на стыке строф. Начало и конец стиха связаны глаголом «висеть»

Вот мы и подошли к самому важному этапу.

Моделирование художественного мира.

-Что будем понимать под выражением «модель мира»?
Сидящий при свече у окна, выходящего в сад, наблюдающий фейерверк жуков лирический герой стихотворения,- кто он?

- Поэт или писатель.

- Какой мир он видит? – Мир земной.

А в последней строчке есть мир земной и мир небесный.

-А что между ними?- Что держит небо над собой? – Сад.

- Что же скрывается за словом «сад»? Ведь поэт - лирический герой- почему-то вышел с трепещущим сердцем в сад, значит, сад-это поэзия, поэтический мир.

Рисуем на доске и в тетради:

Небесный мир =

Поэтический мир = Я

Земной мир =

Душа лирического героя включает в себя мир земной, мир небесный, а поэзия между небом и землей. Связь души с небом. Свеча- сердце поэта, символ горящей души.

А теперь вновь прочтем стихотворение…
Домашнее задание:

-написать текст-размышление об этом стихотворении, используя записи урока;

-выразительно читать стихотворение;

-нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе iconОткрытый интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству...
Открытый интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 3 б классе моу «сош №30»

Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе iconМоу «сош №8 г. Белгорода» Открытый урок чтения в 4-м классе
Воспитывать доброту, внимание, честность, чувство юмора, самокритичность учащихся. Прививать любовь к литературе

Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе iconМоу «Рождественская сош» Валуйского района Белгородской области открытый...
Урок начинается с чтения письма Татьяны Онегину из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение происходит на фоне музыки...

Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе iconОткрытый урок по икн в 6 классе в моу «Юркинская средняя общеобразовательная...
Открытый урок по икн в 6 классе в моу «Юркинская средняя общеобразовательная школа»

Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе iconТема. Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц». (Работа со стратегиями...
Открытый урок по литературе, проведённый 12 сентября 2011 года в 9 классе чоу сош «Личность»

Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе iconУрок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой...

Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе iconРабочая программа по русской литературе в 11 классе муниципального образовательного учреждения
Руководитель мо заместитель директора по увр директор моу «Татарско- моу «Татарско- толкишская сош» Толкишская сош»

Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе iconРабочая программа по русской литературе в 9 классе муниципального образовательного учреждения
Руководитель мо заместитель директора по увр директор моу «Татарско- моу «Татарско- толкишская сош» Толкишская сош»

Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе iconОткрытый урок чтения
Сош с. Ляличи заочно присоединились к работе Международного фестиваля «КнигоОбраз» провели Открытый урок чтения

Моу иванищевская сош открытый урок по литературе в 6-м классе iconДата проведения: сентябрь 2010 г. Дата подведения итогов
Моу «Козловская оош №1», моу «Козловская сош №2», моу «Козловская сош №3», моу «Тюрлеминская сош», моу «Карамышевская сош», моу «Байгуловская...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница