Скачать 283.49 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Изучение курса литературы проводится по учебнику «Литература». 9 класс С.А.Зинин, Москва, «Русское слово», 2010 год. Рабочая программа включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Программа выстроена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности и предполагает изучение избранных произведений русской литературы (от «Слова о полку Игореве» до «Мертвых душ» Н.В. Гоголя) на историко-литературной основе с включением монографических и обзорных разделов, в том числе раздела «Литературный процесс второй половины Х1Х – ХХ века». Материал в программе соответствует возрастным особенностям учащихся. В рабочей программе указан годовой объем учебного времени - 102 часа (3 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы. Из них уроков внеклассного чтения – 8, развития речи – 9, творческих работ – 6, региональный компонент – 10. Примерная программа по литературе предусматривает резерв свободного учебного времени до 17% . Таким образом, 10% , отведенных на региональный компонент, вписываются в рабочую программу и составляют 10 часов. Количество часов на внеклассное чтение и развитие речи соответствует «Методическим рекомендациям по преподаванию литературы в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года» АО ИППК РО. ^ : - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных письменных и устных высказываний. ^ - индивидуальная; - групповая; - парная; - коллективная. Формы контроля: - индивидуальный устный опрос; - фронтальный опрос; - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); - чтение наизусть; - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана); - составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ); - различные виды пересказа; - тестирование; - написание сочинений. Оценка устных ответов учащихся. Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью. Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе. Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения. Оценка сочинений Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая отметка ставится по предмету литература, вторая – по предмету русский язык. В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: - правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; - соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; - точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка "5" ставится за сочинение: - глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения; - стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; - написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; - допускается одна - две неточности в содержании. Оценка "4" ставится за сочинение: - достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; - логическое и последовательное в изложении содержания; - написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию; - допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов. Оценка "3" ставится за сочинение, в котором: - в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; - материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей; - материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей, - обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов. Оценка "2" ставится за сочинение, которое: - не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на - характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; - отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Оценка"1" ставится за сочинение: - написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; - содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки - работа содержит текст, полностью списанный из другого источника Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл. 2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. Содержание тем учебного курса Введение ( 1 ч ) О русской классической литературе. ^ Жанровое и тематическое своеобразие, культурное и нравственно-воспитательное значение литературы Древней Руси. «Слово о полку Игореве» как величайший памятник древнерусской литературы. Идейно-образный строй поэмы. ^ Формирование «новой» русской литературы в начале 18 столетия. Классицизм. А.Д. Кантемир. В.К. Тредиаковский. Литературно-общественная деятельность М.В. Ломоносова. Новая русская драматургия (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин). Творчество Г.Р. Державина. А.Н. Радищев и его книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Творчество Н.М. Карамзина. Сентиментализм. ^ А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» (7 ч + 2 ч Рр) Творческая история пьесы «Горе от ума». Традиции классицизма и романтизма. «Расстановка сил» в комедии. Соотношение любовной и общественно-философской коллизий. Характеристика центрального героя «Горе от ума». Чацкий как герой-резонер. Нравственно-философское звучание финала пьесы. Итоги противостояния героя и толпы. «Горе от ума» в оценке критики. Жанровое своеобразие пьесы. ^ Общая характеристика романтизма как литературного направления. Особенности формирования литературы русского романтизма. Поэзия К.Н. Батюшкова. Жанр элегии в его лирике. Творчество В.А. Жуковского. Баллады и элегии Жуковского как высшее достижение «школы гармонической точности». Влияние творчества поэта на последующий литературный процесс. ^ Основные вехи жизненного и творческого пути великого поэта. Ранние лирические шедевры («Пирующие студенты», «Желание» и др.). «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» в контексте общественно-политических взглядов Пушкина. Поэт и власть. Мотивы и образы «южных» произведений (стихотворений «Погасло дневное светило…», «К морю» и др., поэмы «Кавказский пленник»). Углубление представлений о романтизме. Образ поэта и тема творчества в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.). Интимная лирика («Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» и др.). Трагедия «Борис Годунов» как одна из вершин пушкинского творчества. Тема народа и власти в произведении. Цикл «Маленькие трагедии» (общая характеристика). «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (общая характеристика с обобщением ранее изученного). Философское звучание поздней лирики Пушкина («Из Пиндемонти», «Не дай мне Бог сойти с ума…», «Вновь я посетил…» и др.). Роман в стихах «Евгений Онегин». Особенности сюжета и композиции. Своеобразие «онегинской строфы». Истоки и последствия «хандры» главного героя. Онегин и Ленский. Испытание дружбой и любовью как важнейшие этапы самораскрытия героя. Образ Татьяны Лариной. Татьяна и Онегин как два полюса русской жизни 20-х годов 19 века. Финальная сцена романа (проблема завершенности действия). «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». Картины столичного, московского и поместного быта в романе. Диалог автора и читателя как основа пушкинского повествования. ^ Начало пути поэта. Ранняя лирика («Нет, я не Байрон, я другой…», «К друзьям» и др.). Поэт и толпа в лирике Лермонтова («Смерть Поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…» и др.). Мотив одиночества как важнейшая категория лермонтовской поэтики ( «Листок», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…» и др.). Тема любви и вдохновения, темного и светлого начал («Мой демон», «Ангел», «Нищий», «Молитва», «Я не унижусь пред тобою…», «Благодарю!» и др.). Тема России («Тучи», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина» и др.). Образ потерянного «поколения» в лирике Лермонтова («Дума» и др.). Роман «Герой нашего времени». История создания и публикации романа, его сюжетно-композиционное своеобразие. Внутренняя диалектика характера Печорина. Испытание героя любовью и дружбой. Трагическая раздвоенность души «Онегина нашего времени» (В.Г. Белинский). Авторская позиция в романе. ^ Своеобразие творческого пути Н.В. Гоголя. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Композиция и жанровые признаки «меньшего рода эпопеи». Портрет чиновничества в произведении. Образы помещиков. Средства изображения и внутренняя логика расположения персонажей в общей канве повествования. Крестьянская Русь в поэме. Изображение контрастов народной жизни. Различные типы «простого человека» и их авторская оценка. Роль детали в создании характера. Образ Чичикова в поэме. Развернутая характеристика центрального персонажа. Соотнесенность образа Чичикова с главной темой и смыслом названия поэмы. Образ автора и смысл финала поэмы. ^ Обзор литературы второй половины 19 – 20 века (общая характеристика творчества писателей с чтением избранных страниц поэзии и прозы). ^ Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен знать / понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя; - изученные теоретико-литературные понятия; уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. Учебно-тематическое планирование
Список литературы
|
![]() | Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно- правовых документов | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов |
![]() | Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ![]() | Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05.... |
![]() | Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05.... | ![]() | Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29.... |
![]() | Программа предназначена для учащихся 2-4 классов мбоу оош с. Отрадное | ![]() | Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов |
![]() | Рабочая программа по физике 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ![]() | Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов |