Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка»




Скачать 73.35 Kb.
НазваниеТема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка»
Дата публикации28.05.2014
Размер73.35 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
МКОУ «СОШ № 2 ст. Кардоникской»

Урок литературного чтения в 4 классе

с использованием ИКТ

Тема урока:
С.А.Есенин «Лебёдушка»


Учитель начальных классов: Кипкеева З.К.


2013г.

ТЕМА. С.А. Есенин. «Лебёдушка»"

Цели:

  • Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка”.

  • Формировать представление о поэзии С.Есенина.

  • Учить видеть художественные особенности стихотворения, понимать “язык”, видеть особенности поэтического слова, близости к устному народному творчеству, фольклору.

  • Формировать навык выразительного чтения.

  • Воспитывать любовь к природе, всему живому.

Оборудование:

ИД Презентация

  • портрет С. Есенина,

  • фотографии с видом села Константинова,

  • эпиграф,

  • музыка на стихи Есенина,

  • музыкальная шкатулка.

Ход урока

1. Пятиминутное чтение.

2. Орфографическое чтение.

Тут коршун….
Мама-стрижиха не появилась…

^ 3. Повторение литературных терминов.

Открывается музыкальная шкатулка. Дети вынимают листочки с литературными терминами и дают им определение.

Былина –

жанр устного народного творчества. Это было, рассказ не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный.

Летопись –

это запись по годам исторических событий.

^ Эпитет

-это непростое определение, а такое,которое помогает ярче представить героя,события, предмет.

Народные сказки

– жанр устного народного творчества, которые создавались народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

^ Литературные сказки

записываются и навсегда сохраняют имя автора.

Пейзажная лирика –

вид литературного произведения, в котором поэт воспевает картины природы.

^ 4. Сообщение темы урока.

У: Сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина - замечательного поэта,лирика- пейзажиста.

5. Вступительное слово о поэте.

(Звучит музыка “Над окошком месяц, под окошком ветер…”)

Д: Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново.

Вспоминает сестра Есенина: – “В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг, такая ширь” [2]. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек, он всегда был коноводом, большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, песни. Хотелось и ему самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга стихов.

У: Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня и пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих чувств. В этом мире живет, своей самостоятельной жизнью, каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все– деревья и растения, цветы и птицы, земля и небо– живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

В 2006 году, мы отмечали 110 лет со Дня рождения великого русского поэта. К этому юбилею во многих городах России были установлены памятники поэту, памятные доски на тех домах, в которых жил поэт или часто бывал.

Школьники участвовали во Всероссийском литературном конкурсе. В нашей школе проходил праздник поэзии. Учащиеся читали стихи, звучали песни на слова Есенина. И это не случайно. Ведь родные Есенину “рязанские раздолья” граничат с нашей Мордовией. Есть мордовские села на Рязанщине. Наверняка с жизнью мордовского народа поэт был знаком. Здесь, в Мордовии, он навещал своих друзей, которых у него было немало и дружбой которых, он дорожил.

Есенин был признан известными поэтами и писателями того времени. М. Горький говорил: “С.Есенин – не столько человек, сколько орган созданный природой для поэзии, любви ко всему живому в мире милосердия, которое заслужено человеком” [3].

Сегодня мы будем читать стихотворение “Лебедушка”, которое посвящено милосердию, в котором поэт отразил свою любовь к природе, животному миру.

Прежде чем читать это стихотворение, я хотела бы зажечь свечу в память вечно живой поэзии Есенина. (Зажигается свеча рядом с портретом поэта).

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (Учитель показывает фотографии и комментирует).

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш.Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее.Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки,буквы. Так рождаются стихи.

^ 6. Чтение стихотворения учителем.

7. Беседа по первым впечатлениям.

- Какое настроение возникло у вас? Почему?

8. Работа со словариками настроений.

- Откройте словарики настроений и найдите меткие слова, которые помогут вам охарактеризовать настроение.

^ 9. Самостоятельное чтение учащимися.

10. Работа над языком стихотворения.

- Прочитайте 1, 2, 3 строфы.

Какие картины природы рисует поэт? Что бы вы нарисовали?

(Словесное рисование).

У: Вывод: Природа, зорька, сосны, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте.Посмотрите, как прекрасно раннее утро!

- Прочитайте 4, 5-11 строфы.

Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?

Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение словосочетаний: “гладь зеркальная”, “тихая заводь”, “молчаливый затон”, “трава шелковая”,“тихозвонные ручейки”, “росинки серебристые”,“цветы лазоревые”, “волны пряные”.

- Где вы встречались с такими эпитетами? (В сказках).

Вывод: Правильно. Есенинская поэзия очень близка к фольклору.

- Прочитайте 12, 13, 14 строфы

^ 11. Выборочное чтение.

У: Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери –лебеди, которая внимательна к своим детям.

Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.

Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Что знаете об орлах?

Прочитайте отрывок, где поэт описывает внешность орла.

- Прочитайте 22-27 строфы.

Прочитайте то место, где лебедь заметила врага.Как себя вела? Как защищала детей?

Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент самый трагический?

Вывод: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей

^ 12. Работа над цветописью и звукописью.

У: - Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна.Картины родной природы нарисованы чистыми,яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл. Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

Прочитайте отрывок, где встречается зеленый цвет. (5, 8, 28)

У: - Синий цвет – цвет родной Оки, неба,Родины. Алый, красный, багровый – цвет радости,юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета. (1, 3)

У: - С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный. Где встречается белый цвет?

(Цвет лебеди белоснежный, чисто белый, близок к цвету снега).

Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

У: В поэзии Есенина несут определенный смысл звуки. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звук [р]. Это звонкий сонорный звук. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук[р].

^ 13. Работа над выразительностью чтения.

У: Как я читала стихи?

(Нараспев

).

Когда вы еще встречались с таким чтением? В каких жанрах, у кого из поэтов?

(В былинах).

У: - Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет. Послушайте песню на слова Есенина “Отговорила роща золотая” (Звукозапись).

А сейчас поработаем над выразительностью чтения. Для этого необходима четкая дикция,умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Для этого надо подготовиться, потренировать свой голос.

^ 14. Звуковая разминка.

Скажи по-громче слово “гром”,
Грохочет слово, словно гром.
Скажи по-тише “шесть мышат”,
И сразу мыши зашуршат.

(1,2 строчки – громко; 3, 4 строчки – тихо)

У: Вернемся к стихотворению. 1-11строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов. 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. 15-27строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку,т ревогу за нее и готовность разделить ее кручину. Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением. 28 строфа читается спокойно, ровно. После этих пронзительных эмоциональных строф наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, общий для всего живого.

^ 15. Игра “Если бы я был волшебником”.

У: Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем,если бы вы были волшебником, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба детей?

^ 16. Вывод по уроку.

У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы)

У: Стихотворение написано кровью сердца. И эта открытость находит отклик в душе читателя. Сам Есенин говорил: “Быть поэтом – это значит…кровью чувств ласкать чужие души…” [2].

Что дал вам этот урок?

(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее,чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)

Использованный материал:

  1. С.А.Есенин Избранные сочинения //Москва “Художественная литература” 1983.

  2. С.А.Есенин Собрание сочинений том 5 //Москва “Художественная литература”1968.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» iconТема урока: С. Есенин. Лебедушка
Продолжить знакомство учащихся с творчеством С. А. Есенина и познакомить со стихотворением «Лебедушка»

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» iconТема урока: С. Есенин. Стихотворение «Лебедушка» Цели
Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка”

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» iconТема: С. Есенин «Лебедушка» 4 класс Цели
Цели: организовать деятельность учащихся по знакомству с творчеством С. А. Есенина; помочь раскрыть содержание и основную мысль произведения...

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» iconУрок по литературному чтению в 4 классе
Д. Н. Мамина Сибиряка, учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой, карточки для урока, выставка книг Д. Н....

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» iconКонспект урока по чтению тема: «С. Есенин «с добрым утром!»
Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Воспитывался у деда

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» iconПлан-конспект урока «Сергей Есенин. Слово о поэте. Литературно-музыкальная...
...

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» iconТема урока : С. А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения
Тема урока: С. А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» iconТема урока: С. А. Есенин «Берёза»
Цель: познакомить учащихся с краткой биографией и со стихотворением С. А. Есенина

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» iconТема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …»
Цели урока: ввести учащихся в мир поэзии С. Есенина; активизировать внимание, мыслительную деятельность учащихся на уроках литературного...

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» iconТема. Внеклассное чтение № И. Бунин, С. Есенин. К бальмонт. И северянин....
Тема. Внеклассное чтение № И. Бунин, С. Есенин. К бальмонт. И северянин. Пейзажная лирика русских поэтов. Литературный салон



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница