Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола»




Скачать 62.86 Kb.
НазваниеКонспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола»
Дата публикации01.06.2014
Размер62.86 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Литература > Конспект
Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» (5класс)

Цель:

Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания, как средством выразительности речи.

Развивать умение правильно употреблять слова, относящиеся к глаголам. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать

Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фонограмма «Звуки леса»

Ход урока:

Оформлен6ие доски:

^ Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

1. Орг.момент

- Сегодня мы продолжаем знакомство с самой живой частью речи.

- Как вы думаете, с какой? (читает эпиграф)

- Конечно, это глагол.

- Найдите ключевую фразу, что речь идет о глаголе.( все в действие придет)

- Сегодня вы познакомитесь с необычными глаголами.
2. Языковая разминка

- Послушайте стихотворение о том, как один мальчик учил глаголы и ответьте на вопрос: Какие глаголы учил мальчик?

( Читает ученик стихотворение « Я учу глаголы»)

^ Я пришел из школы,

Я учу глаголы.

Мне их выучить - пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так

Новый этот метод:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю.

«Прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!

Открываю: наш сосед

(Он живет под нами).

Не причесан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

- Прошу прощенья!

Это что – землетрясенье?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

-Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет.

Я пришел из школы

И учу глаголы…

- Какие глаголы учил мальчик? (кричать, вертеть, двигать, прыгать)

- К данным глаголам поставьте вопросы:

( на доске слова)
кричать – что делать?

вертеть – что делать?

двигать – что делать?

прыгать – что делать?
- Верно. А теперь задайте вопросы к другим глаголам:

испечь – что сделать?

исполнить – что сделать?

обуть – что сделать?

обеднеть – что сделать?

- Чем различаются глаголы. Какой можно сделать вывод? ( различие в вопросах)

3. Объяснение нового материала.

- Учитель ставит проблемный вопрос: Спорили Петя и Вася об этих глаголах. Петя сказал, что эти глаголы изменяются по временам, числам, лицам. Вася доказывал свою точку зрения, что у этих глаголов нельзя определить время, число и лицо.

-Давайте, ребята, поможем мальчикам разобраться и выясним, кто же из них прав.

1 слайд (Таблица. Неопределенная форма глагола)
- Посмотрите на слайд, назовите глаголы. Давайте попробуем определить время глагола слышать (Нельзя определить. Мы не можем сказать «сейчас слышать», в будущем тоже «слышать»)

- Верно. Время нельзя определить. Как бы мы правильно сказали? (в прошедшем времени – я слышал, в настоящем я слышу, в будущем – я буду слышать или услышу)

- Можно ли определить число, лицо? (нет)

- Рассмотрим таблицу:

^ Что делать? Что сделать?
ТИ ТЬ ЧЬ

Нести слышать беречь

Унести услышать сберечь
Учащиеся приходят к выводу: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? (это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица; неопределенная форма оканчивается на –ть, -ти, -чь.)

2 слайд

- Прочитайте отрывок:

^ Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить

Мужички такой печали

Отродяся не видали:

Стали думать да годать –

Как бы вора соглядать.

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

- Из какой сказки отрывок? (из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок»)

- Найдите и назовите глаголы в неопределенной форме (уч-ся называют глаголы)

- Давайте проверим (3 слайд):

ходить, шевелить, гадать, соглядать, поберечь, подстеречь.

- Как вы определили, что это глаголы в неопределенной форме 9по вопросу)

- Какой из глаголов в современном русском языке не употребляется? (соглядать)

- Как вы понимаете значение данного слова? (соглядать – смотреть, глядеть)

4. Закрепление изученного материала.

Чтение стихотворения Д.Самойлова (текст распечатан)

^ Перед снегом (5слайд)

И начинает уставать вода

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождем,

По корню поднима (-ться,- тся), падать с неба.

Вода устала петь, устала теч..(ь?),

Сиять, струи (-ться, -тся) и перелива(-ться,- тся.

Ей хочется утратить речь, зале…(ь?),

^ И там, где залегла, там остава(-ться,-тся)

- Выпишите из текста глаголы в неопределенной форме и выделите окончание.

6 слайд

- Давайте проверим правильность написания глаголов (уставать, быть, подниматься, падать, петь, течь, сиять, струиться, переливаться, залечь, утратить, оставаться).
- В русском языке есть глаголы, обозначающие действие, процесс речи и мысли, со значением чувств, с которыми мы уже знакомы. А есть глаголы со значением звучания и цвета.

- нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звонка будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжий грузовик, на кухне гремят посудой. В дождливый день крупные капли дождя барабанят по стеклам. Снег в морозный день скрипит под ногами.

^ Звучит фонограмма «Звуки леса»

-А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Разноголосо поют птицы, журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

- русский писатель Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту, создает яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих звуков.

7 слайд. Природа.

-Прочитайте текст (распечатан):

^ Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, все цветы, цветы, цветы…

Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, вьются серо-сизые дикие голуби, стучат по деревья дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукует кукушка и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки.

^ И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.

- Прочитав текст, многие из вас, наверно, удивились, как велико их многообразие и как мало знаем таких глаголов.

- С помощью каких глаголов автор передает цвет и звуки леса. Назовите их. (желтеет, синеют, белеет, алеют, трещат, воркуют, стучат, пищат, взвизгивают, кукует, щебечут)

- Умеете ли вы различать лесные звуки, слушать лес? (слушают музыку леса)

8 слайд.

-А сейчас попробуйте отредактировать текст, вставляя глаголы со значением звучания.

^ Лесной оркестр

На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители …(поют) и…(играют), кто на чем и как умеют.

Звонкими, чистыми голосами…(поют) зяблики, соловьи, певчие дрозды. …(Скрипят) жуки и кузнечики, …(барабанят) дятлы. …(Свистят) флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

(Лают) лисицы и белая куропатка. …(Кашляет) козуля. …(Воет) волк. …(Ухает) филин. …(Жужжат) шмели и пчелы. … и …(урчат и квакают) лягушки.

Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.
- Ребята, зачитайте свои работы.

- А теперь послушайте оригинал, написанный В.Бианки (читает учитель)

- Обратите внимание, что глаголы становятся художественным центром в таких текстах.

- Поставьте данные глаголы в неопределенную форму.

5. Итог урока

6.Д.з.

- Написать мини-сочинение «Звуки весеннего леса»
звонка будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжий грузовик, на кухне гремят посудой. мы уже знакомы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» iconНеопределенная форма глагола начальная форма глагола ( инфинитив )
Тема урока. Неопределенная форма глагола начальная форма глагола ( инфинитив )

Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» iconНеопределенная форма глагола- начальная форма глагола ( инфинитив )
Итог. – С домашнем заданием справились, а каллиграфию и оформление проверю при проверке тетрадей

Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» iconПлан конспект урока по русскому языку в 3 классе «Неопределенная форма глагола»
Воспитание стремления преодолевать трудности. Желание познавать новое, умение работать в паре, в группе

Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» iconУрока : онз. Тема : Неопределенная форма глагола
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, анализ, синтез, классификация

Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» iconНеопределенная форма глагола
Глаголы- это слова, оживляющие все, к чему приложены. Ни имена существительные

Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» iconРусский язык
Иногда в песках он останавливался отдохнуть. (К. Паустовский) Неопределенная форма глагола в данном предложении является

Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» iconУрок русского языка в 5 классе. Тема урока: Неопределенная форма глагола
Лес дремуч, много дач, темная ночь, борец могуч, острый нож, ночная степь, мороз трескуч, ландыш пахуч, решение задач, капризный...

Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» iconТема: «Неопределенная форма глагола»
...

Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» iconТема урока: Различай I и II спряжение глагола. Ход урока
...

Конспект урока на тему: «Неопределенная форма глагола» iconКонспект урока по русскому языку Обобщение по теме «Глагол»
Закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописание безударных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница