Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня»




Скачать 57.63 Kb.
НазваниеУрок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня»
Дата публикации03.06.2014
Размер57.63 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок

Урок литературы в 7 классе . учитель : Самсонова Л.Н.
Тема урока: « Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня».
Оборудование: ММП, интерактивная доска, компьютер, технологическая карта урока
Ход урока:

Актуализация знаний:

Здравствуйте, ребята! Мы с вами вновь встречаемся с великим русским поэтом М. Ю.Лермонтовым. но сегодня мы поговорим совсем о другом Лермонтове.

На доске вы видите слайды, поработаем с ними.

Да, действительно, с именем Лермонтова связано много тай и легенд. И одна из них –это тайна появления рода Лермонтовых в России. Род Лермонтовых происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту, которого унесли с собой сказочные феи. В 1613 г. один из представителей этого рода, поручик польской армии Георг (Джордж) Лермонт (ок. 1596—1634), был взят в плен русскими при захвате крепости Белая и в числе прочих так называемых бельских немцев поступил на службу к царю Михаилу Фёдоровичу. Он перешёл в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых.

Так, по одной из версий о происхождении рода Лермонтовых появляется в России Лермонтовы –поэты.
М.Ю. работал в разных жанрах. На прошлом уроке мы работали с произведением «Смерть поэта», определите его жанр.(стих-е).
На доске вы видите слайд с разнообразными жанрами литературы. Выберите те ,в которых чаще всего работал Лермонтов.

Да, вы правы. И сегодня тема нашего урока будет звучать так: познакомиться с:

(ученики: жанрами романса, элегии, песни в лирике Лермонтова)

Запишем тему урока в тетради.

А цель какую мы себе поставим? Проанализировать жанровое многообразие лермонтовской поэзии.

Когда Миша Лермонтов был маленький, маменька часто сажала его на колени к себе и пела ему нежные лиричные песни. Впоследствии, когда ее уже не стало, и появилась тоска по родственной душе, Он вспоминал ее нежный , ангельский голос. И так родилось стих- е « Ангел». Оно очень музыкально, послушайте романс на стихи Лермонтова в исполнении О .Погудина.(романс).

-Какие чувства и мысли вызвало стих-е и само исполнение?

-А если бы вам захотелось написать иллюстрацию к этому стих-ю, то какие цвета вы бы выбрали? Почему?

А теперь откройте учебник, найдите стих-е «Элегия». Жанр стих-я заложен в самом названии. Найдите в своих рабочих листах определение, что такое элегия?

Элегия — лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.

^ Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование.

-Давайте послушаем стих-е и найдем эти особенности жанра в произведении Лермонтова.

-Какое чувство вызвало у вас это стих-е?(жалость к разочарованному, у ставшему человеку)

-А сколько было лет поэту, создавшему это стих-е?-15 ! 15 лет и столько разочарования! Чего же поэт ищет? А помните, «А он, мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой!»…

-Как бы мы назвали прием, лежащий в основе построения стих-я?

Контраст, противопоставление, антитеза. Давайте выпишем сравнительные параллели , создающие этот контраст:

Посмотрите таблицу №1 в своих рабочих листах:

^ О, если б… мечты и надежды

? жизнь в реальности

На лоне сладостном забвенья

Весь мир пуст и скучен

Далеко от сует земли

Любовь невинная не льстит душе

Игры младости любимы

Ищу измен и новых чувствований

С весельем неразлучен

Колкостью своей кровь , угасшую от грусти преждевременных страстей

Но…







Как бы мы озаглавили каждую часть получившейся таблицы?

-какое чувство владеет душой поэта?

(разочарование в жизни)

Послушаем теперь исполнение стих-я «Романс»

-Передайте настроение, которое навеял вам этот романс.

-Посмотрите в технологическую карту , что такое жанр романса?

  • ^ Содержание романса не выходит за пределы лирики.

  • Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
    Романс характеризуется только
    одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
    В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы.
    В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он  порождает одно из самых важных    


          качеств романса — его интимность, камерность.
          Романс как вокально-поэтический   жанр   представляет      собой трёхгранную структуру,                 в которой одинаково
значимы слово, музыка и речь.

-Найдите черты романса в стих-и.

- При помощи каких художественных средств создаются эти образы? Найдите в стих-ии эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения

З-десь очень часто повторяется один и тот же союз. Найдите его, назовите. Какое это художественное средство? (анафора)

Что придает употребление этого союза тексту? (мелодичность, напевность, лиричность)

Какие чувства владеют лирическим героем стих-я?

А сейчас послушайте «Песню» Лермонтова. Стихотворение так и называется –«Песня».

Смогли бы вы пересказать ее? Кто попробует?

-Попробуйте обрисовать героев стихотворения и их чувства. Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к этому стихотворению?

-Почему автор выбрал такое название? Найдите у себя в технологических картах урока определение понятия «Песня».

Песня – это общее определение стихотворных произведений разных жанров, предназначенных изначально или используемых для пения. Для песен чаще всего обязательны строфичность, рифма, доступность изложения. Нередко песня имеет припев или рефрен.

-Соответствует ли стихотворение заявленному жанру?

-А теперь обратимся ко всем произведениям , о которых сегодня мы разговаривали. Скажите , что объединяет эти стихи, такие разные по жанровым особенностям?

-Это все поэт пишет о ком-то постороннем?

(нет, он пишет о себе)

-И чего же ему не хватает в жизни?

(свободы, света, любви, он разочарован, он все время в поиске. А покоя все нет. )

Вывод:

-Вспомните, как звучала тема нашего урока? (богатство жанров лирики Лермонтова)

-Какие еще поэтические жанры вы добавили в копилку знаний о поэте-Лермонтове?(Элегия, песня, романс).

-Какое произведение запомнилось больше всего?

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Вы достаточно хорошо работали, все поняли, активно участвовали? Оцените себя.

Д.З. у вас на рабочих листах есть. Прочитать стих-е «Стансы», «Нет, я не Байрон…», эпиграммы и мадригалы Лермонтова. Выбрать одно произведение для анализа и проанализировать его с точки зрения использования в нем художественных средств и особенностей жанра.

-


Он выполняется из заготовки, склеенной в форме конуса. Если колпачок поднять, то под ним могут оказаться спрятанными разные сюрпризы и сувениры.

  1. Вырежи из альбомной бумаги одну треть круга с радиусом 15 см.

  2. Нарисуй глаза и рот.



  1. Сверни и склей цилиндр из прямоугольника цветной бумаги размером 4×9 см.



  1. Вырежи круг для шляпы диаметром 7 см.

  2. Обведи на нем основание цилиндра и вырежи отверстие.




  1. Вырежи варежки и полоску шириной 1—1,5 см для шарфа.


  1. Вырежи полоски чёрной гофрированной бумаги размером 5×10 см.

  2. Скрути из них жгутики для рук.

  3. Вырежи заготовку для носа-морковки.



  1. Сборка. Склей конус-туловище.

  2. Приклей шарф.

  3. Проделай отверстия и вставь ручки.

  4. Приклей к рукам варежки, а варежки — к туловищу.

  5. Приклей нос.

  6. Надень шляпу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» iconПлан урока «Тема природы в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...

Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» iconМбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе

Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» iconУрок литературы в 10 классе на тему: «Образ демона в творчестве М....
Сопоставить образы демона в творчестве М. Ю. Лермонтова и М. А. Врубеля; на основе сопоставления осветить пути духовных исканий великого...

Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» iconРазработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и...
Цели. Углубление знаний учащихся о творчестве Лермонтова. Совершенствование навыков анализа лирического произведения. Развитие умения...

Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» iconУрок литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в судьбе М. Ю. Лермонтова»
Обучение самостоятельной работе с исследовательской литературой и произведениями М. Ю. Лермонтова

Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» iconУрок литературы в 8 классе Тема урока: «Поэтический образ зимы в...
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы

Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» iconУрок по литературе в 7 классе Тема урока: «Сюжет, композиция, герои...
Цели урока: показать своеобразие сюжета и композиции поэмы М. Ю. Лермонтова, дать характеристику главного героя; совершенствовать...

Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» iconБаландина Екатерина Васильевна, мбоу г. Иркутска сош №15 Урок литературы...
Дидактическая цель: создать условия для осмысления учащимися духовно-эстетического идеала писателя, получения знаний по творчеству...

Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Урок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня» iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ...
Цели: методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А. С. Пушкина и...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница