№
урока
| Дата проведения урока
|
Содержание (тема)урока
|
Примечание
|
|
| 1четверть - 18 часов
|
|
|
| Введение - 1час
|
|
1
|
| Литература и история. Интерес русских писателей к прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
|
|
|
| ^
|
|
2
|
| Отражение жизни народа в песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
| Фонохрестоматия
|
3
|
| Предания как жанр русской народной прозы, их особенности. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
|
|
|
| ^
|
|
4
|
| Житие как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Особенности содержания и художественной формы воинской повести и жития.
|
|
5
|
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события и новые герои. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
| Фонохрестоматия
|
|
| ^
|
|
6
|
| Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
|
|
7
|
| Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики героев как средство создания комического.
|
|
8
|
| р/р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений).
|
|
|
| ^
|
|
9
|
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа и мораль. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
| Фонохрестоматия
|
10
|
| К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Характерные особенности жанра.
|
|
|
| ^
|
|
11
|
| Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября». Их основные темы и мотивы.
|
|
12
|
| Отношение А.С.Пушкина к истории и исторической теме в литературе. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.
|
|
13
|
| «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Историзм и гуманизм Пушкина.
|
|
14
|
| Гринев: жизненный путь героя, формирование характера.
|
|
15
|
| Маша Миронова - нравственная красота героини.
|
|
16
|
| Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика героев. Понятие о романе и реалистическом произведении.
|
|
17
|
| Значение образа Савельича в романе. Авторская позиция в «Капитанской дочке». Просмотр видеофрагментов.
| Фрагменты из кинофильма
|
18
|
| к/р Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.
|
|
|
| ^
|
|
|
| М.Ю.Лермонтов - 4 часа
|
|
19
|
| Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве (с обобщением изученного в 6-7 классах).
|
|
20
|
| «Мцыри». Особенности композиции поэмы. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.
|
|
21
|
| Мцыри как романтический герой. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода. Просмотр видеофрагментов.
| Учебный фильм
|
22
|
| р/р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри».
|
|
|
| ^
|
|
23
|
| Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.
|
|
24
|
| «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создание комедии и ее первой постановки.
|
|
25
|
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
|
|
26
|
| Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Просмотр видеофрагментов.
| Фрагменты из кинофильма
|
27
|
| Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.
|
|
28
|
| р/р Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
|
|
29
|
| «Шинель» Образ «маленького человека», его противостояние бездушию общества. Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
|
|
|
| ^
|
|
30
|
| Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»(отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.
|
|
31
|
| Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении: ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, Эзопов язык.
|
|
32
|
| к/р Контрольная работа по творчеству Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова - Щедрина (тесты).
|
|
|
| ^
|
|
|
| Н.С.Лесков - 1час
|
|
33
|
| Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе и художественной детали.
|
|
|
| ^
|
|
34
|
| Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
|
|
35
|
| Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения состояния героев. Психологизм рассказа.
|
|
36
|
| Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
|
|
|
| ^
|
|
37
|
| Природа в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.
|
|
|
| ^
|
|
38
|
| Слово о писателе. Рассказ «О любви»(из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
|
|
|
| ^
|
|
|
| И.А.Бунин - 1 час
|
|
39
|
| Проблемы рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-рассказчика.
|
|
|
| ^
|
|
40
|
| Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.
|
|
41
|
| Диспут «Что значит быть счастливым?»
|
|
|
| А.А.Блок - 1час
|
|
42
|
| Историческая тема в стихотворении «Россия». Образ России и ее истории.
|
|
|
| ^
|
|
43
|
| «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
|
|
44
|
| Конференция «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина».
|
|
|
| ^
|
|
45
|
| «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
|
|
|
| ^
|
|
46
|
| Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.
|
|
47
|
| Ироническое повествование о прошлом и современности: Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни».
|
|
48
|
| М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
|
|
49
|
| к/р Контрольная работа по творчеству писателей и поэтов 20 века (тесты).
|
|
|
| ^
|
|
50
|
| Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине.
|
|
51
|
| Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа. Правда о войне в поэме.
|
|
52
|
| Композиция и язык поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.
|
|
|
| ^
|
|
|
| А.П.Платонов - 2 часа
|
|
53
|
| Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
|
|
54
|
| Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Гуманизм писателя.
|
|
|
| ^
|
|
55
|
| Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней (М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»).
|
|
56
|
| Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны, их призывно-воодушевляющий характер.
|
|
|
| ^
|
|
57
|
| «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.
|
|
58
|
| Отражение военного времени в рассказе.
|
|
59
|
| Мечты и реальность военного детства. Развитие представлений о герое-повествователе.
|
|
60
|
| к/р Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»(произведение по выбору учащегося).
|
|
|
| ^
|
|
61
|
| Родная природа в стихотворениях И.Анненского, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова.
|
|
62
|
| Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
|
|
|
| ^
|
|
63
|
| У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии.
|
|
64
|
| Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода трагедии.
|
|
65
|
| Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма поэзии.
|
|
66
|
| Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»(сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
|
|
67
|
| Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл пьесы.
|
|
68
|
| Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
|
|
69
|
| В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман.
|
|
70
|
| Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.
|
|
|
|
|
|