№
п/п
| Пример-
ная дата
| Тема урока.
Основное содержание
| Кол-во
часов
| Формирование
понятий
| Основные виды деятельности учителя и учащихся
| Домашнее задание
| Приме-
чания
|
1.
|
| Введение. Характеристика литературного процесса.
| 1
| Реализм и модернизм.
| Лекция.
| 1. Прочитать вводные статьи учебника литературы (характеристика литературного процесса рубежа веков); дополнить конспект лекции.
2. Подготовить небольшие сообщения о театре, музыку, живописи, архитектуре рубежа веков (по желанию и выбору учащихся).
3. В чём вы видите роль искусства? Изменилась ли эта роль в наше время?
4. Доработать конспект лекции.
5. Прочитать рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки».
6. Индивид. зад.: подготовить доклад по биографии И.А. Бунина.
|
|
2.
|
| Многообразие литературных направлений. Декаданс и модернизм.
|
|
|
|
|
|
3.
|
| ^ Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «!Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня», другие стихотворения.
| 1
| Философичность, лаконизм и изысканность прозы.
Лирическая проза.
| Лекция. Практикум.
| 1. Перечитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».
2. Найти образы-символы, определить их значение.
|
|
4.
|
| Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.
| 1
| Социально-философские обобщения.
| Практикум.
| 1. Перечитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».
2. Определить роль эпизодических лиц.
|
|
5.
|
| «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа.
| 1
| Поэтика художественного произведения.
| Практикум.
| 1. Перечитать рассказы И.А. Бунина о любви, в том числе из цикла «Тёмные аллеи».
2. Подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой и языковыми и образными особенностями.
|
|
6.
|
| Тема любви в рассказах И.А. Бунина. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
| 1
| Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
| Беседа.
| 1. Перечитать рассказы И.А. Бунина о любви, в том числе из цикла «Тёмные аллеи».
2. Подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой и языковыми и образными особенностями.
|
|
7.
|
| Проблематика и поэтика рассказов И.А. Бунина. Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. «Сны Чанга», другие рассказы.
| 1
| Проблематика и поэтика рассказов.
«Внешняя» и «внутренняя» изобразительность художественного произведения.
| Беседа.
| 1. Перечитать повесть «Поединок».
2. Индивид. зад.: подготовить доклад по биографии А.И. Куприна.
|
|
8.
|
| А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».
Трагизм любовной темы в повести «Олеся». Своеобразие изображения природы и духовного мира человека.
| 1
| Проблема самопознания личности в художественном произведении.
Изображения природы и духовного мира человека в художественном произведении.
| Лекция. Беседа.
| Перечитать повесть «Олеся».
|
|
9.
|
| Трагизм любовной темы в повести «Олеся». Своеобразие изображения природы и духовного мира человека.
| 1
| Изображения природы и духовного мира человека в художественном произведении.
| Внеклассное чтение.
| 1. Перечитать повесть «Гранатовый браслет».
2. Вопросы.
|
|
10.
|
| Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
| 1
| Проблематика и поэтика рассказа.
| Практикум.
| 1. Сообщение о жизни и творчестве М. Горького.
2. Перечитать рассказы «Макар Чудра», «Челкаш.
|
|
11.
|
| Темы и проблемы рассказов А.И.Куприна. Подготовка к сочинению по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.
|
|
|
| Сочинение
|
|
12.
|
| ^ Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Челкаш».
| 1
| Романтические рассказы.
| Лекция.
| Читать и анализировать романтические рассказы М. Горького.
|
|
13.
|
| М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Челкаш».
|
| Романтические рассказы.
| Лекция.
| Читать и анализировать романтические рассказы М. Горького.
|
|
14.
|
| «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.
|
|
|
|
|
|
15.
|
| Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне».
|
| Социальная, нравственная, философская проблематика.
| Практикум.
| Выяснить, как решается вопрос о правде в пьесе. Найти высказывания разных героев о правде.
|
|
16
|
| «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне».
|
| Новаторство литератора. Сценическая судьба пьесы.
| Лекция. Беседа.
| Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.
|
|
17
|
| Вопрос о правде в драме М.Горького «На дне».
| 1
| Социальная, нравственная, философская проблематика
| Практикум.
| Подготовиться к сочинению.
|
|
18.
|
| Обзор романа М.Горького «Мать» (или «Фома Гордеев».
|
|
|
|
|
|
19.
|
| ^ по творчеству М. Горького.
| 1
|
| Урок контроля.
Урок развития речи.
| Прочитать статью учебника и символизме.
|
|
20.
|
| Русский символизм и его истоки.
| 1
| Символизм.
| Лекция.
| 1. По группам:
Представить творчество «старших символистов» и сделать анализ стихотворения на выбор: Д.С. Мережковский («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), З.Н. Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), В. Брюсова («Юному поэту»), «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны») по данному плану.
2. Подготовить сообщение о биографии Брюсова (индивидуальное задание).
|
|
21.
|
| Поэзия «младосимволистов».
| 1
|
|
|
|
|
22.
|
| ^ . Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я. Брюсова. «Творчество», «Юному поэту», «Ассаргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик»», Грядущие гунны», «Городу», «Хвала человеку».
| 1
| Символизм.
| Лекция. Беседа.
| 1. Прочитать статью учебника о символизме.
2. Выучить стихотворение В. Брюсова (на выбор) или подготовить выразительное чтение.
3. Сделать анализ этого стихотворения.
|
|
23.
|
| Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт, А. Белый и другие.
| 1
| Символизм.
| Внеклассное чтение.
| Прочитать статью учебника об акмеизме.
|
|
24.
|
| Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого.
|
|
|
|
|
|
25.
|
| Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.
| 1
| Акмеизм.
| Лекция.
| 1. Выучить на выбор стихотворение Н. Гумилёва и проанализировать его.
2. Индивид. зад.: сделать сообщение по биографии Н.С. Гумилёва.
|
|
26.
|
| ^ . Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева.
| 1
| Акмеизм.
| Лекция. Практикум.
| Выразительное чтение и анализ стихотворений.
|
|
27.
|
| Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.
| 1
| Футуризм.
| Лекция. Беседа.
| 1. Выучить стихотворение И. Северянина (на выбор), проанализировать его.
2. Читать «Стихи о Прекрасной Даме» Блока.
|
|
28.
|
| сочинение №2 по поэзии Серебряного века.
|
|
|
|
|
|
29.
|
| А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме».
| 5
1
| Символизм. Образ-символ.
| Лекция. Беседа.
| 1. Перечитать стихи о Прекрасной Даме».
2. Выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор) и разобрать его.
|
|
30.
|
| Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.
| 1
| Образ-символ.
| Практикум.
| 1. Выучить стихотворение, посвящённое теме России (на выбор).
2. Сделать сообщение «Эволюция темы Родины в лирике Блока»; «Фольклорные образы в лирике Блока»; «Особенности лексики в стихотворениях Блока, посвящённых Родине»; «Россия – Восток, Россия – Запад в лирике Блока» (по группам).
3. Прочитать поэму «Соловьиный сад».
|
|