Церковнославянский язык в школе: с чего начать?




Скачать 80.44 Kb.
НазваниеЦерковнославянский язык в школе: с чего начать?
Дата публикации12.06.2014
Размер80.44 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Литература > Вопрос




ШЕСТНАДЦАТЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
С Е М И Н А Р
Церковнославянский язык в школе: с чего начать?
31 января 2008 года

ОТЧЕТ
В работе семинара согласно спискам регистрации приняли участие 67 человек, без учета организаторов семинара из школы № 981 и школы «Живоносный Источник», из них три доктора наук и четырнадцать кандидатов наук.

Участниками семинара стали гости из школ и вузов г.Москвы, а также из Белграда (Сербия), Санкт-Петербурга, Волгограда, Новосибирска, Новгорода, Кирова, Шёлково (Моск. обл.), Архангельска, г. Волжска (рес. Мари-Эл), Ульяновска, с. Плесково (Моск. обл), Ростова-на-Дону, Южно-Сахалинска, Арзамаса, Орехово-Зуево, Тольятти, Рязани, Алтайского края и др. Таким образом география международного семинара простиралась от восточных границ нашей страны до центральной Европы.

Все намеченные в программе мероприятия состоялись, и программа полностью выполнена (см. приложение). Единственным несоответствием указанной программе было отсутствие ее почетного председателя - епископа Брянского и Севского Феофилакта. В связи болезнью владыка не смог приехать в Москву и принять участие в Рождественских Чтениях.

В работе семинара вновь получило развитие направления преподавания церковнославянского языка в современных школах. Организаторами семинара была поставлена задача на примере созданной в НОУ СОШ № 981 экспериментальной площадки «Изучение элементов истории русского языка и славянской письменности как средство повышения уровня образования в современной школе» показать, как элементарные знания церковнославянского языка могут быть включены в образовательный процесс.

Для этой цели были просмотрены мультимедийные презентации открытых уроков, подготовленных учителями школы № 981 и школы «Живоносный Источник» под руководством и при участии методиста экспериментальной площадки канд. пед. наук Е.В. Макаровой.



Дышкалн

Лариса Анатольевна

учитель ВКК ГОУ СОШ 981,

лауреат конкурса на грант Президента РФ

Русский

язык

4 кл.

Работа с церковнославянскими прописями

в начальной школе.



Реброва

Татьяна Вячеславовна

учитель 1 КК ГОУ СОШ 981

Литература

5 кл.

Басни И.А. Крылова и их

исторические корни.



Смирнова

Светлана Владимировна,

учитель 2 КК. НОУ «Живоносный Источник»

Музыка

4 кл.

Музыка моего народа. Духовные стихи.




Ярцева

Лариса Владимировна,

учитель ВКК ГОУ СОШ 981

Русский

язык

5 кл.

«Начать с азов».

Знакомство с церковнославянской азбукой

на уроках словесности в 5 классе.






Сушкова

Наталья Николаевна,

учитель 1 КК ГОУ СОШ 981

Физика

11 кл.

СВЕТ: различные терминологические аспекты.


Отвечая на вопрос «С чего следует начинать изучение церковнославянского языка в школе?», учителя постарались показать два основных направления. Первое - изучение кириллической азбуки и истории ее создания, что является оптимальным путём для введения в школьное образование церковнославянского языка уже в начальной школе, а также в 5 классе (уроки 1 и 4). В показанных уроках можно было наблюдать, как используются на уроках имеющиеся учебные пособия, прежде всего прописи (Е.В. Макаровой), а также книги Н.П. Саблиной, Т.Л. Мироновой и других современных авторов.

Второе направление, реализуемое в среднем звене, представляет собой введение элементов церковнославянского языка в процесс изучения других предметов, прежде всего русского языка и литературы, а также истории, музыки, ИЗО и других предметов. Эта тема уже затрагивалась во время проведения в школе семинара на 14 Рождественских Чтениях, за истекшие два года появился новый материал и результаты его апробации в процессе обучающего эксперимента, которые и были показаны (уроки 2.3,5).

Все представленные темы и их воплощение в уроках получили высокую оценку участников семинара.

Во второй части слово было предоставлено гостям семинара, среди которых были авторы учебных пособий по церковнославянскому языку И.А. Горячева, Е.Н. Мошкина и С.М. Кусмауль (Чертова), а также организаторы интернет-семинара из С.-Петербурга С.А. Наумов и его коллеги.






Мошкина

Елена Николаевна,

к.ф.н., директор православной гимназии

во имя прп. Трифона Вятского,

лауреат Всероссийского конкурса

г. Киров

(Вятка)

Пропедевтический курс церковнославянского языка:

опыт работы МОУ Вятская

православная гимназия.



Наумов

Сергей Анатольевич,

к.ф.н., руководитель семинара по церковнославянскому языку.

С.-Петербург

Разработка мультимедийного пособия

"Буква в Духе: Церковнославянский язык".




Кусмауль (Чертова)

Светлана Михайловна,

автор практикума

по церковнославянскому языку.

Москва

Внеклассные мероприятия по

ЦСЯ как форма активизации познавательного

интереса учащихся.



Чаленко

Ирина Вячеславовна,

аспирант кафедры Сахалинского государственного университета

Южно-Сахалинск

Церковнославянизмы вокруг

нас. (Игровая форма урока).



Уварова

Ирина Юрьевна,

завуч ЦПВШ, учитель церковнославянского языка

МОУ лицей № 8 «Олимпия»,

дипломант педагогических чтений

Волгоград

Церковнославянская азбука:

дух и буква.

Из опыта работы в 1-3 классах.



Горячева

Ирина Анатольевна,

автор прописей по церковнославянскому языку, соискатель ФИРО

Москва

Орнаменты как компонент

церковнославянских прописей.

В своих ярких и содержательных выступлениях все гости продемонстрировали собственный опыт преподавания церковнославянского языка, показав, как может протекать начальный этап знакомства с ним: от игровых форм (выступления 3 и 4) до самых современных педагогических технологий с использованием компьютерных программ (выступление 2).

Во время проведения круглого стола, который вел Супрун Василий Иванович, профессор, доктор филол. наук, ректор института повышения квалификации работников образования г. Волгограда, автор учебника по ЦСЯ, смогли выступить и другие участники семинара со своими замечаниями и предложениями по теме работы семинара.

Работу семинара приветствовал и поддержал лауреат премии «За нравственный подвиг учителя» 2007 г. профессор, доктор филологических наук декан гуманитарного факультета Новосибирского университета Л.Г. Панин, преподающий церковнославянский язык в православной гимназии во имя прп. Сергия Радонежского.

Общая канва выступлений подтверждала обозначенные в начале семинара направления: церковнославянский язык можно и нужно преподавать современным школьникам. На сегодняшний момент накоплен богатейший опыт, который позволяет говорить о сложившихся методиках, имеются программы и учебные пособия, которые могут быть использованы учителями в учебном процессе.

В заключительной части семинара были подведены итоги его проведения, которые нашли свое отражение в резолюции (см. приложение), одобренной всеми присутствующими. Научный руководитель семинара Дейкина Алевтина Дмитриевна, декан филологического факультета МПГУ, профессор, доктор пед. наук отметила научную содержательность семинара, высокий профессиональный уровень всех выступавших, любовь к родному языку и его истории, и поблагодарила устроителей за высокий уровень организации, за культурную программу, которую на неизменной высоте показали учащиеся вместе со своими педагогами, за радушие и гостеприимство.

Особые воспоминания о школе гости вынесли, став участниками мастер-класса, который провела Овсянникова Ольга Владимировна, засл. работник сред. профобразования, учитель ВКК, дипломант международных и всероссийских конкурсов. Изготовленных по ее эскизу Рождественских ангелов посчастливилось получить в подарок многим, кто оказался зрителями ее высокого педагогического и художественного мастерства.

Всем участникам был предложен в школьной столовой бесплатный обед, а организаторы и выступающие были приглашены на заключительную трапезу по окончании напряженной работы.

Во время работы семинара работал книжный киоск, в котором можно было приобрести новинки книгоиздательства - «Поэтическую азбуку» Л.В. Дорофеевой, комплект наглядных пособий Е.В.Макаровой и другую учебную литературу. Кроме того, гости получили в подарок последнее издание церковнославянских прописей Е.В. Макаровой, предоставленных издательством «Про-Пресс».

Неформальным завершением программы семинара стала экскурсия по вечернему музею-заповеднику Царицыно, на которую желающие смогли попасть по приглашению Е.В. Макаровой, директора православной гимназии «Живоносный Источник», расположенной в Царицыно. Участники семинара расставались с большим желанием сотрудничать и продолжить развернувшуюся работу по распространению церковнославянского языка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Церковнославянский язык в школе: с чего начать? iconЦерковнославянский язык в школе: с чего начать?
Научный руководитель семинара: Дейкина Алевтина Дмитриевна, декан фил фак. Мпгу, проф., д п наук

Церковнославянский язык в школе: с чего начать? iconТема к определению термина «церковнославянский язык»
Как возник церковнославянский язык, и в каком отношении он находится к языку русскому? В основе цся лежит солунский диалект македонских...

Церковнославянский язык в школе: с чего начать? iconР 99 Тренинг с подростками: с чего начать? Пособие для психолога...
Р 99 Тренинг с подростками: с чего начать? Пособие для психолога и педагога. — М.: Генезис, 2003. — 138с.: силл. — (Психологическая...

Церковнославянский язык в школе: с чего начать? iconДля чего?
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение...

Церковнославянский язык в школе: с чего начать? iconКонкурс для 9-х классов «Выучи русский язык!»
Ведущая: Сегодняшнее наше мероприятие посвящено русскому языку, и мне хочется начать с замечательного стихотворения, которое называется...

Церковнославянский язык в школе: с чего начать? iconС чего начать воспитывать правовую культуру дошкольника
Дети будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний...

Церковнославянский язык в школе: с чего начать? iconУрок «Окружающий мир» и«Православная культура» по теме: «Происхождение имен и фамилий»
Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные родители, именины, церковнославянский язык; учить работать с духовными текстами...

Церковнославянский язык в школе: с чего начать? iconА надо ли «учить» играть?
Так давайте играть с детьми каждую минутку нашего «драгоценного» времени. С чего начать? Обыгрывайте и обговаривайте любое слово...

Церковнославянский язык в школе: с чего начать? iconКаноны Божией Матери на каждый день. Православный Свято-Тихоновский...
В приложениях также помещены Акафист и избранные каноны Божией Матери на разные случаи (некоторые из них впервые переведены на церковнославянский...

Церковнославянский язык в школе: с чего начать? iconВыучи русский язык!
Учитель. Многие ребята в школе любят русский язык. Русский язык – это словари, правила, ошибки…



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница